Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 15.04.2015

Статья просмотрена: 763 раза

Библиографическое описание:

Баранец, А. В. Анализ деятельности журналистов в современной блогосфере / А. В. Баранец, Т. И. Киселёва. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 65-69. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/91/ (дата обращения: 19.12.2024).

Сегодня особой популярностью в интернет-среде пользуются блоги, которые выполняют не только функцию личных дневников, а рассматриваются как источник информации и средство коммуникации. В такой роли блоги становятся незаменимым инструментом для распространения и обмена мыслями, идеями, как для профессиональных журналистов, известных политиков, общественных деятелей, так и обычных пользователей Интернета.

Блог понимают как виртуальный сетевой журнал событий, электронный аналог записной книжки или дневника, размещенный его владельцем для общего доступа в глобальной сети или сайте, основное содержимое которого составляет текстовая, аудиальная или визуальная регулярно обновляющаяся информация [1, с.627]. Блог содержит заметки и новости, регулярно обновляемые и доступные для комментариев других пользователей.

Данное определение блога указывает на то, что это, прежде всего, форма интернет-активности, поэтому является областью практической деятельности современного человека. В таком представлении классическое научное исследование подходов к определению блога усложняется. Анализ литературных источников подтвердил, что рассмотрению блога как теоретического понятия, посвящены труды немногих учених. Исследователи сосредоточивают внимание на его информационной, коммуникативной, социальной функциях, функции самовыражения.

Так, Досенко А. К. рассматривает блог как единицу социальной коммуникации [2]. Автор исследует путь развития электронных дневников от бумажных к современным сетевым, а также обнаруживает родственные черты) между дневниками, письмами, эссе и блогами. На этом основании дается определение блога как формы публичной коммуникации, отдельной, личной, открытой для постороннего доступа и комментариев страницы пользователя сети в блогосфере, которая создается для расширения собственных коммуникационных возможностей блогера, создает условия для быстрой и неквалифицированной публикации при желании автора оставаться инкогнито.

Исследование коммуникативных характеристик блога осуществлены А. Жигалиной [3]. Автор определяет блог как модифицированную, довольно часто обновляемую веб-страницу, которая содержит датированные записи (посты), организованные в обратном хронологическом порядке, и включает в себя помимо текстовой еще аудиовизуальную информацию, а также предоставляет читателям возможность оставить свои комментарии к каждому посту. Автор разграничивает понятие «блог» и «интернет-дневник», указывает, что блог имеет большую социальную направленность и кроме функции самовыражения выполняет информационную и фатическую (контактную) функции коммуникации.

Федорак Я. дает определение блога как мощного инструмента личного продвижения и развития, который при умелом использовании способен существенно повысить вашу видимость, коммуникативные навыки и конечно же — профессиональный уровень [4]. То есть автор также отмечает вишеобозначенные функции блогов — коммуникативную и самовыражения.

Более конкретными являются предложенные в научных источниках критерии (признаки) классификации блогов. Блоги классифицируют по следующим критериям:

-          по уровню субъекта — личный (ведется одним лицом, как правило, владельцем), безличностный (от имени чужого лица, неопределенной лицом), коллективный (группой лиц в соответствии с правилами, установленными владельцем), корпоративный (сотрудниками одной организации);

-          по типу доминирующей информации — текстовые, фото, аудио, видео;

-          по особенностям содержания — контентный блог (блог, который публикует первоначальный авторский текст), микроблог (блог, сообщениями в котором являются короткие ежедневные новости из своей жизни), мониторинговый блог (блог, основным содержанием которого является прокомментированные ссылки на другие сайты или блоги), цитатный блог (блог, основным содержанием которого являются цитаты из других блогов), сплог (спам блог);

-          в зависимости от целевой аудитории — персональные (рассчитаны на узкий круг знакомых автора) и общественные (рассчитаны на массовую аудиторию). Следует отметить, что подобным данной классификации является группировка блогов по типу контента, которая предусматривает разделение блогов на личные и публичные, выделение артблогов (публикаций собственных работ), дайджестов (подборки чужих материалов по определенным критериям), а также авторских журналистских блогов [5];

-          в зависимости от технической основы — блоги, которые создаются и ведутся на мощностях блог-служб или блог-платформ (LiveJournal, Blogger.com и др.), самостоятельные (Stand-alone), блоги на сайтах интернет-СМИ, блоги на отдельном программном обеспечении, то есть такие, которые размещаются в сети мобильных или портативных устройств (моблоги).

Блогосфера как совокупность всех блогов является важной составляющей инфосферы (рис.1). В составе инфосферы блоги рассматриваются наряду с телевидением, газетами, печатными журналами, другими формами интернет-активностей (социальными сетями, интернет-изданиями).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Элементы современной инфосферы

 

Указанные на рис. 1 элементы используются для социального общения, диспута и взаимообогащения информацией пользователей. То есть все указанные элементы инфосферы призваны выполнять преимущественно информационную и коммуникативную функции. Если рассматривать блоги Stand-alone и те, которые создаются на блог-платформах, то им больше свойственна коммуникативная функция. В то же время журналистские блоги реализуют преимущественно информационную функцию.

Таким образом, блоги — это альтернативный традиционным и новейшим электронным каналам источник получения информации и средство коммуникации общего или профессионального характера, который имеет вид веб-страницы и для своего существования нуждается в периодическом обновлении.

Для проведения исследования деятельности профессиональных журналистов и журналистов-любителей в современной блогосфере предлагается рассмотреть официальные сайты известных украинских интернет-изданий, которые содержат рубрику «Блоги». В выборку вошли:

-          ежедневная украинская газета «День», которую сегодня называют конвергентным медиа. «День» можно прочитать на бумаге, посмотреть в режиме онлайн, «зафрендить» и «подискутировать» с ним в соцсетях;

-          всеукраинская газета «Украинская правда»;

-          ежедневная интернет-газета «Версии.соm»;

-          онлайн версия издания «Газета по-украински» Gazeta.ua.

Электронные версии периодических изданий или интернет-издания, не имеющие бумажных аналогов, достаточно популярные площадки для распространения информации, самовыражения, не только среди профессиональных журналистов, но и политиков, публицистов, философов, историков, которые являются авторами блогов, однако не имеют профессионального журналистского образования. Их можно отнести к журналистам-любителям. По распространенному мнению, отличие профессиональных журналистов от любителей, заключается в том, что первые могут быть восприняты аудиторией как экспертное мнение, хотя они таковыми не являются, а вторых не воспринимают серьезно, они не оказывают влияния на аудиторию. Просмотр блогов известных украинских поэтов, писателей, артистов, общественных деятелей убеждает в том, что они оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, заставляют читателей задуматься, выразить в ответ собственное мнение.

Как результат, в приведенной выше классификации блогов следует выделить различия в блогах по уровню профессионализма, то есть разграничить блоги, которые ведутся профессиональными журналистами и журналистами-любителями. Журналистов-любителей, в свою очередь, целесообразно разделить на авторитетных и рядовых (обычных пользователей). Приравнивание любителей, активных пользователей к журналистам, на первый взгляд, является достаточно спорным. Однако в работе такая позиция обосновывается тем, что обычные пользователи, занимаясь ведением блогов, соответствуют определению понятия «журналист». Журналист — это лицо, осуществляющее общественную и литературную деятельность по сбору, обработке и распространению информации через каналы массовой коммуникации [6, с.37]

Согласно предложенной классификации блогов по уровню профессионализма авторов текстов (постов) в табл. 1 представлен сравнительный анализ блоггеров.

Как видно из табл. 1, деятельность блоггеров имеет определенные отличия в зависимости от наличия профессионального образования, умения писать авторские тексты, знания их жанров. Так, для профессиональных журналистов-блоггеров характерно выполнение преимущественно информационной функции, однако оставленные комментарии также важны, поскольку позволяют определить темы, наиболее интересные читателям. Такие авторы текстов знают жанры журналистики и почти все они удачно ними пользуются. Соответственно и уровень соблюдения профессиональных и этических стандартов журналистики высокий, а степень эмоциональности текстов — низкая. Вышеупомянутые особенности обусловливают высокое влияние на формирование общественного мнения, доверие к журналистам-профессионалам.

Таблица 1

Сравнительный анализ блоггеров по уровню профессионализма

Параметр сравнения

Блоггеры — профессиональные журналисты

Блоггеры — авторитетные деятели

Блоггеры —обычные пользователи

1.     Приоритетность функций

Информационная, коммуникативная

Информационная, социальная

Коммуникативная, самовыражения

2.     Используемые жанры

Информационные (хроника, репортаж), аналитические (статья, обзор), публицистические (эссе)

Информационные (информация), аналитические (статья, комментарий), сообщение (твиттинг)

Сообщение (твиттинг), комментарий

3.     Уровень соблюдения профессиональных и этических стандартов

Высокий

Скорее средний, чем высокий

Скорее низкий, чем средний

4.     Характер информации

Общественно значимый

Общественно значимый

Личный, узкогрупповой

5.     Информационная насыщенность текстов

Высокая

Высокая или средняя

Низкая

6.     Эмоциональная окраска текстов

Низкая

Низкая

Высокая

7.     Формы предоставления информации

Текстовая, визуальная (фото, инфографика)

Текстовая,  аудио,фото, видео

Текстовая, аудио, фото, видео,

8.     Место размещения информации

Интернет-издания СМИ, блоги Stand-alone

Интернет-издания СМИ, блоги Stand-alone

Блог-платформы, блоги Stand-alone

9.     Влияние на формирование общественного мнения

Высокий

Высокий или средний

Низкий

10. Активность по дням недели

Высокая по будням

Высокая по будням

Высокая в выходные дни

 

В блогах текстовая информация может дополняться визуальной. Однако такие возможности журналисты используют не на сайтах интернет-СМИ, а преимущественно в самостоятельно создаваемых блогах. Поскольку для многих журналистов ведение блогов является частью их профессии, то их активность выше по будням, чем в выходные дни.

Для блоггеров-авторитетных деятелей, как и для профессиональных журналистов, характерна информационная функция. Однако, способность формировать общественное мнение более свойственна выдающимся деятелям, авторитетным специалистам в той или иной области, чем журналистам, которые, например, являются профессионалами, но известны только благодаря популярности интернет-издания. Обычные пользователи реализуют в блогах, прежде всего, намерения общения и «демонстрации себя, своих возможностей», то есть выполняют функции коммуникативную и самовыражения. Жанры, используемые известными людьми при написании блогов, менее сложные, чем в блогах профессиональных журналистов. Очевидно, что обычные пользователи в основном ограничиваются написанием ко-комментариев или сообщений, это не требует много времени и специальных знаний. Соответственно, уровень информационной насыщенности текстов таких блоггеров будет низким, а эмоциональной окрашенности — высоким. Разнообразны формы предоставления информации непрофессиональными блоггерами (не только текстовая, но и в медиа-формате).

Таким образом, полученные результаты исследования имеют практическую ценность, поскольку помогут читателям блогов лучше ориентироваться в современной информационной среде, взвешенно подойти к выбору источников информации, адекватно оценить ее качество.

 

Литература:

 

1.    Вернік Ю. Блоги як новітні джерела біографічної інформації [Текст] / Ю. Вернік // Наукові праці Національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського [Текст] / НАН України, Нац. Б-ка України ім. В. І. Вернадського, Асоц. б–к України; редкол.: О. С. Онищенко, Г. В. Боряк, В. М. Горовий [та ін.]. — К., 2011. — Вип. 31. — С. 626–631.

2.    Досенко А. К. Медійність і психолінгвістична характеристика моделі блогів людей, які живуть із ВІЛ/СНІД [Текст]: автореф. дис. …канд. наук із соц. комунік.: 27.00.01 / Досенко Анжеліка Костянтинівна; М-во освіти і науки України; Класичний приватний ун-т. — Запоріжжя, 2011. — 19 с.

3.    Жигаліна О. О. (Землякова О. О.) До питання жанрової системи інтернет-комунікації [Текст] / О. О. Жигаліна // Культура народов Причерноморья. — Симферополь, 2009. — № 173. — С. 74–77.

4.    Федорак Я. Про автора та сайт [матер. Веб-блогу «Українська блогосфера»] — [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://blogosphere.com.ua/about/.

5.    Курчакова Н. Формы самопрезентации в блоге [Электронный ресурс] / Н. Курчакова // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: сборник научных трудов. — СПб., 2007. — Режим доступа: http://volokhonsky.ru/internet/kurchakova.pdf.

6.    Михайлин І.Л. Основи журналістики [Текст]: підручник — К.: ЦУЛ, 2011. — 496 с.

Основные термины (генерируются автоматически): блог, общественное мнение, журналист, информационная функция, пользователь, коммуникативная функция, основное содержание, Сравнительный анализ блоггеров, информационная насыщенность текстов, украинский.


Задать вопрос