Что мы знаем о П. И. Чайковском? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 07.05.2015

Статья просмотрена: 1186 раз

Библиографическое описание:

Парамонов, И. И. Что мы знаем о П. И. Чайковском? / И. И. Парамонов, Л. Г. Иренкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/young/archive/2/134/ (дата обращения: 22.11.2024).

В этом году Россия отмечает юбилей — 175-летие со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Он прожил всего 53 года, но за это время успел создать великую музыку. Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Одно из центральных мест в творчестве композитора принадлежит опере. П. И. Чайковский изменил отношение к музыкальному содержанию балета.

Нами подробно изучалась биография П. И. Чайковского для того, чтобы найти и представить интересные факты из его жизни. Мы изучили работы следующих авторов, посвященных творчеству этого великого композитора и музыкальной культуры ХIХ века: А. Н. Марковой, А. Труайя, Н. И. Берберовой и других. Изучение литературы по теме нашей работы позволило обозначить основные этапы его жизненного пути.

Детство. Чайковский рос в многодетной, интеллигентной семье. Его отец, Илья Петрович Чайковский, был выдающимся инженером, а мать, Александра Андреевна Ассиер, была простой домохозяйкой и занималась своими детьми. У Петра были старший брат Николай, сестра Александра, младшие братья Ипполит, Анатолий и Модест. Семья не была богатой, но в детях с детства воспитали любовь к музыке: мать каждый вечер играла на фортепиано и пела. В 1849 году семья уезжает из Воткинска в Алапаевск, а в следующем году — в Санкт-Петербург.

Образование. В 1852 году Чайковский поступил в Санкт-Петербургское училище правоведения. Там и начались серьёзные занятия музыкой, которую в этом учебном заведении преподавали факультативно. Он занимался у таких мастеров своего дела, как Луиджи Пиччоли и Рудольф Кюндингер.

Творчество. После окончания училища Чайковский стал титулярным советником и работал в Министерстве юстиции. Однако музыкальная муза не давала-таки ему спать спокойно, и в 1861 году Петр Ильич поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в следующем году были преобразованы в Петербургскую консерваторию. Курс консерватории талантливый студент закончил с большой серебряной медалью.

После этого он уехал в Москву, где ему предложили работать в консерватории. Здесь он впервые попробовал себя как литературный критик, завёл знакомство с композиторами «Могучей кучки» и создал своё первое программное произведение — увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

70-е годы — взлет творчества и выход в свет невероятно красивых шедевров, покоривших весь мир: музыка к драме Островского «Снегурочка», Вторая и Третья симфонии, балет «Лебединое озеро» и другие. Работал в это время музыкальным критиком в «Русских ведомостях».

В конце 70-х Чайковский уехал за границу, откуда поддерживал тёплые связи через переписку с баронессой Надеждой фон Мекк, которая была в него беззаветно влюблена.

По возвращении в Россию Чайковский вновь активно занялся музыкально-общественной деятельностью. Он был директором Московского отделения РМО, выступал в качестве дирижёра не только в России, но и за рубежом.

В 1891 году Чайковский сенсационно выступил с концертами в Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии.

Смерть. Скончался Чайковский в Петербурге от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в некрополе мастеров искусств.

Основные достижения П. И. Чайковского. Петр Ильич по праву считается одним из самых великих композиторов во всемирной истории музыки. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты, другие талантливые произведения для фортепиано, симфонии, сюиты, программная симфоническая музыка, балеты — все это занимает важное место в мировой музыкальной культуре.

Чайковскому принадлежит создание целого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи.

Его произведения поистине новаторские в мире музыки: он создал новый тип оперы с лирическими сценами, а в балете сделал музыку ведущим компонентом.

Для того, чтобы выяснить, что знают о композиторе П. И. Чайковском мои сверстники в общеобразовательной и музыкальной школе, мы подготовили анкету. Она содержала следующие вопросы: сколько тебе лет, в каком классе ты учишься; знаешь ли ты, кто такой Петр Ильич Чайковский; в каком веке родился П. И. Чайковский; какие произведения П. И. Чайковского ты знаешь; кому П. И. Чайковский посвятил «Детский альбом»; в каком городе похоронен П. И. Чайковский?

Нами проанализированы 60 анкет (30 анкет — учащихся 1 класса общеобразовательной школы № 32 ГО Первоуральск, 30 анкет — учащихся 1 классов музыкальной школы).

Мы выяснили, что на вопрос «Знаешь ли ты, кто такой Петр Ильич Чайковский?» учащиеся как из общеобразовательной школы, так и из музыкальной школы дали положительные ответы: «П. И. Чайковский — великий русский композитор», «П. И. Чайковский — композитор», «П. И. Чайковский — музыкальный гений». Отметим также, что учащиеся в большинстве анкет верно указали время, когда родился и жил композитор (90 % указали на ХIХ век, 5 % — на ХVIII век, 5 % — на ХХ век).

Особое затруднение вызвал вопрос: «Какие произведения П. И. Чайковского ты знаешь?» Респонденты из музыкальной школы называли такие произведения Чайковского как «Детский альбом», «Времена года», балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», а из общеобразовательной школы затруднились назвать музыкальные произведения. Дети из музыкальной школы в большинстве анкет указали, что «Детский альбом» Чайковский посвятил Володе Давыдову, своему племяннику. В двух анкетах нам встретился развернутый ответ на вопрос: «Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе «Детского альбома» нет посвящения. В письмах Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес. Так он писал Н. Ф. фон Мекк: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом».

Дети из общеобразовательной школы, отвечая на вопрос «Каму посвятил «Детский альбом» П. И. Чайковский?» в большинстве анкет, к сожалению, не указали ни одной фамилии. Только три респондента ответили верно.

Ответ на вопрос о том, в каком городе похоронен П. И. Чайковский, вызвал у учащихся школ наибольшее затруднение. Дети называли разные города: Москва, Киев и даже Ленинград. Только 8 человек указали, что П. И. Чайковский похоронен в Санкт-Петербурге, а в одной из анкет написано, что «Чайковский похоронен в Александро-Невской лавре, в Некрополе мастеров искусств».

Анализируя ответы ребят, мы пришли к выводу о том, какое значение в образовании подрастающего поколения имеет обучение в музыкальной школе. Ответы учащихся музыкальной школы были более развернутыми, их авторы отличаются большой культурной эрудицией. Музыкальная школа дает представление о великом наследии отечественной культуры, ее традициях и ценностях.

 

Литература:

 

1.                  Биография П. И. Чайковского/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://biografix.ru/

2.                  Биография П. И. Чайковского/ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http:// all-biography.ru

3.                  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А. Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 600 с.

4.                  Энциклопедия для детей. Т.3. Музыка. Театр. Кино. — 3 изд., перераб. и доп./ Глав. ред. М. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003. — 704 с.

5.                  Труайя А. Петр Чайковский и Надежда фон Мекк: — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, музыкальная школа, общеобразовательная школа, Россия, большинство анкет, Александро-Невской лавр, великий русский композитор, какой город, Москва, Санкт-Петербург.


Задать вопрос