Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 06.05.2015

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Княжева К. А., Княжева В. В. Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/young/archive/2/118/ (дата обращения: 07.12.2019).

Эдуард Николаевич Успенский — один из самых популярных и любимых детских писателей наших дней. Его стихи, сказки, рассказы и весёлые повести нравятся не только ребятам, но и взрослым. Фразы из многих его произведений давно стали крылатыми и плавно влились в нашу речь. Есть ребята — не просто поклонники, а настоящие фанаты творчества Успенского.

Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» [1].

Мы полностью разделяем мнение ребят, которым нравятся произведения Эдуарда Успенского, так как его книги учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, детского писателя, — это теплый и добрый подарок детям.

Вопрос о доброте, нравственности в наше время, является на наш взгляд особенно значимым для современного поколения детей. Некоторые дети не читают книги о доброте и нравственности, не соблюдают законов доброты, на которых и держится наш многогранный мир. Произведения Э. Успенского говорят о доброте и побуждают ребят совершать хорошие поступки. Учитывая данные обстоятельства, а также интерес к произведениям писателя Э. Успенского, мы решили провести обзор имеющих библиотечных фондов в Центральной детской библиотеке им. П. П. Ершова и выявить произведения Эдуарда Успенского, которые на сегодняшний день доступны юным читателям, а также выявить читательскую активность и интерес к произведениям детского писателя.

Как нами было выявлено, Эдуард Успенский на сегодняшний день написал много детских произведений в разных жанрах и на разные темы, такие как: «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Воздушные шары» (1971), «Вниз по волшебной реке» (1972), «Наследство Бахрама» (1973), «Дядя Фёдор, пёс и кот» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974), «Гарантийные человечки» (1975), «Гарантийные человечки возвращаются» (2011), «Все в порядке» (1976), «Мудрец», «Школа клоунов» (1981), «Колобок идёт по следу» (1990), «Клоун Иван Бултых» (1987), «25 профессий Маши Филипенко» (1988), «Меховой интернат» (1989), «Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы» (1990), «Дядя Фёдор, пёс и кот» (диалоги по политическим вопросам) (1990), «Лекции профессора Чайникова» (1991), «Грамота: Книга для одного читающего и десяти неграмотных» (1992), «Бизнес Крокодила Гены» (1992), «Год хорошего ребенка» (1992) (соавтор Э. де Грун), «Подводные береты» (1993), «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994), «Любимая девочка дяди Фёдора» (1997), «Дядя Фёдор идёт в школу, или Нэнси из Интернета в Простоквашино» (1999), «Крокодил Гена — лейтенант милиции» (2001), «Похищение Чебурашки» (2001), «Случай со степанидом» (рассказы) (2002), «Таинственный гость из космоса» (2004), «Истории про девочку со странным именем» (2009), «Зима в Простоквашино» (1997), «Новые порядки в Простоквашино», «Праздники в деревне Простоквашино», «Привидение из Простоквашино», «Неприятности в Простоквашино», «Клад из деревни Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Новая жизнь в Простоквашино», «Весна в Простоквашино» (2004), «Ошибка почтальона Печкина», «Чебурашка идёт в народ», «Грибы для Чебурашки» (2001), «Иван — царский сын и Серый Волк», «Про Веру и Анфису», «Жаб Жабыч Сковородкин», «Сын Жаба Жабыча», «История с ястребом-перепелятником», «Следствие ведут колобки», «Магнитный домик под Владимиром», «Укус гадюки» (2002), «Хозяйственная собака на белорусском хуторе», «Дядя Фёдор, пёс и кот, и политика», «Печкин против Хватайки», «Кислотный дождь в Простоквашино и другие весёлые истории», «Дни рождения в Простоквашино», «Происшествия в Простоквашино, или изобретения почтальона Печкина», «История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка», «Испанский сериал», «Новый Год в Простоквашино», «Остров Учёных», «Отпуск Деда Мороза», «Про щучье веленье», «Пропажа белого слона», «Следствие ведут Колобки» [3].

Из приведенного списка произведений видно, что некоторые книги писателя являются недавно написанными и незнакомыми для читателей старшего возраста. При опросе читателей в возрасте от тридцати и старше лет, мы выявили, что произведения автора, созданные после 2000 года и позже неизвестны, и они их не читали.

Для выяснения вопроса, какими же произведениями располагает Детская библиотека им. П. П. Ершова мы решили провести обзор имеющегося библиотечного фонда и взять интервью у библиотекаря. В Детской библиотеке нами были найдены следующие произведения, которые читают ребята младшего школьного возраста: «25 профессий Маши Филиппенко», «Бизнес крокодила Гены», «В гостях у Чебурашки», «Весна в Простоквашино», «Вниз по волшебной реке», «Волшебная страна сказок и стихов», «Гарантийные человечки», «Грамота для Кощея», «Дни рожденья в Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из интернета», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Истории про девочку со странным именем», «Истории про крокодила Гену и Чебурашку», «Каникулы в Простоквашино», «Клад из деревни Простоквашино», «Колобок идёт по следу», «Колобок против Дебиленко», «Кот Матроскин и другие», «Крокодил Гена и его друзья», «Крокодил Гена лейтенант милиции», «Лекции профессора Чайникова», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Меховой интернат», «Неприятности в Простоквашино», «Новая жизнь в Простоквашино», «Новые порядки в деревне Простоквашино», «Отпуск крокодила Гены», «Подводные береты», «Похищение Чебурашки», «Праздники в деревне Простоквашино», «Приведение из Простоквашино», «Про Веру и Анфису», «Происшествие в Простоквашино», «Простоквашино. Старые и новые повести о дяде Фёдоре», «Следствие ведут колобки», «Тётя дяди Фёдора», «Трое из Простоквашино», «Чебурашка едет в Сочи», «Происки старухи Шапокляк», «Школа клоунов».

После обзора произведений Э. Успенского в детской библиотеке, мы составили список разных книг, которых насчитали в количестве сорока. Некоторые произведения автора включены в сборники произведений, отдельные произведения встречаются в нескольких экземплярах, например такие как, «Крокодил Гена и его друзья» или «Бизнес Крокодила Гены». Произведение «Про Веру и Анфису» нами было обнаружено в запасном библиотечном фонде. Много произведений автора представлено в новом интересном и современном оформлении, с яркими красочными иллюстрациями, высококачественной печатью, хорошим шрифтом. Такие книги делают процесс чтения увлекательным и захватывающим. Сравнивая коллекцию произведений, который написал Эдуард Успенский, с теми произведениями, которыми располагает детская библиотека, мы можем сделать вывод, что самые интересные, популярные произведения можно найти на детском абонементе в детской библиотеке г. Тобольска. Также дополнительно ребята могут посмотреть мультфильмы по произведениям писателя, которые находятся в свободном доступе на сайтах интернета, а также на DVD-дисках.

При беседе с библиотекарем, которая нам рассказала, что на детском абонементе с 1 по 4 класс записано около тысячи читателей и почти все дети посещают библиотеку, особенно поток читателей увеличивается в летние месяцы, когда у ребят начинаются каникулы и они читают рекомендованную литературу определенную школьной программой. Также библиотекарь отметила, что в основном при самостоятельном поиске литературы, дети отдают предпочтение фантастике, периодическим изданиям — журналам. А что касается, классики, сложных произведений, то с этим обстоит гораздо сложнее, очень редко по желанию, встретишь юного читателя, который бы увлекался серьезным жанром. Но было отмечено, то, что в целом, дети читают и посещают регулярно библиотеку. И самое, удивительное, что возраст юных читателей помолодел, самому маленькому, зарегистрированному на абонементе читателю всего восемь месяцев. Конечно, самостоятельно он не умеет еще читать, ему читают его родители, которые стараются привить любовь к чтению, как говорят «с пеленок». К сожалению, Есть и такие тоболяки, которые на сегодняшний день не знают о существовании этой библиотеки.

Произведения Э. Успенского также пользуются популярностью у детей и их родителей. Особо читаемыми книгами являются «Истории про крокодила Гену и Чебурашку», «Каникулы в Простоквашино», «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», по произведениям которых ребята видели мультфильмы или слушали музыкальные произведения о сказочных героях Э. Успенского.

Для домашнего чтения мы выбрали произведение «Похищение Чебурашки», данная книга нас заинтересовала своим названием и ярким оформлением.

Мы выявили, что центральная детская библиотека г. Тобольска имеет хороший фонд детских произведений Э. Успенского, тем самым обеспечивая предпочтения и удовлетворяя интересы юных читателей, родителей, педагогов и учебных заведений города.

В ходе проведенного нами исследования, на предмет выявления произведений Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова, мы познакомились с биографией детского писателя Э. Успенского, в библиотеке нашли интересующие нас книги писателя, в сети интернет нашли мультфильмы, аудиокниги по произведениям писателя, которые также могут быть полезны для семейного просмотра и прослушивания.

Таким образом, проделанная нами работа вызвала у нас неподдельный интерес, мы научились составлять список книг одного автора, брать интервью и находить нужную и полезную тематическую информацию. Считаем, что приобретенный опыт исследовательской работы, позволит нам в дальнейшем составлять новые интересные проекты и открывать для себя неизвестные факты.

 

Литература:

 

1.         Кто придумал Чебурашку? — Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/news/96191/.

2.         Официальный вебсайт Эдуарда Николаевича Успенского. — Режим доступа: http://uspens.info/.

3.         Список произведений Эдуарда Успенского. — Режим доступа: http://www.vonovke.ru/s/uspenskiy_eduard_nikolaevich_-_spisok_proizvedeniy.

4.         Эдуард Николаевич Успенский. — Режим доступа: http://uspens.ru/.

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, детская библиотека, Успенское, произведение писателя, произведение автора, Ершов, детский писатель, тобольск, детский абонемент, центральная детская библиотека.


Похожие статьи

Журнал "Юный ученый". Информация об авторе

Статьи в журнале «Юный ученый». Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска Автор: Княжева К.А. Научный руководитель: Княжева В.В.

Журнал "Юный ученый". Информация об авторе

Статьи в журнале «Юный ученый». Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска Автор: Княжева К.А. Научный руководитель: Княжева В.В.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Новейшая детская литература. Авторы: Кирпичёва Ольга Александровна, Шефер Надежда

Пример тому – последние повести Э. Успенского, в которых Крокодил Гена превращается в

Несмотря на то, что в произведениях детской литературы описываются далеко недетские...

Интертекстуальность в творчестве М. Успенского

Автор на страницах своих произведений постоянно обращается к сказочным и литературным сюжетам, варьирует и интерпретирует их, предлагая

Интересен прием создания образа у М. Успенского. Автор совмещает в одном герое двух и более персонажей разных произведений...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в начальной...

В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.

Эта книга из домашней библиотеки.

Произведения Э. Успенского говорят о доброте и побуждают ребят совершать хорошие...

Философско-религиозные темы в поэтическом творчестве...

Работала воспитателем, няней в детском саду, начальником отделения связи, инспектором четвертого отделения в тобольском горвоенкомате, нефтехимкомбинате. Детство Надежды прошло в лесозаготовительном поселке Новая Носка Тобольского района Тюменской области.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения

Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной

Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов.

Электронные ресурсы — современный инструмент формирования...

- электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»); - интернет-ресурсы (тексты художественных произведений, сказок

После обращения к онлайновым страницам детских журналов и сайтам детских писателей пробуждается и читательский интерес к их...

Азербайджанская детская литература в 20-30-е годы ХХ века

В 20-30-е годы XX века азербайджанская литература, пройдя через весьма сложные, болезненные процессы, период становления в новом качестве, вынуждена была методически выдерживать давление системы и в определенной степени подстраиваться под нее.

Похожие статьи

Журнал "Юный ученый". Информация об авторе

Статьи в журнале «Юный ученый». Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска Автор: Княжева К.А. Научный руководитель: Княжева В.В.

Журнал "Юный ученый". Информация об авторе

Статьи в журнале «Юный ученый». Содержание и популярность книжного фонда детского писателя Э. Успенского в Детской центральной библиотеке им. П. П. Ершова города Тобольска Автор: Княжева К.А. Научный руководитель: Княжева В.В.

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

Новейшая детская литература. Авторы: Кирпичёва Ольга Александровна, Шефер Надежда

Пример тому – последние повести Э. Успенского, в которых Крокодил Гена превращается в

Несмотря на то, что в произведениях детской литературы описываются далеко недетские...

Интертекстуальность в творчестве М. Успенского

Автор на страницах своих произведений постоянно обращается к сказочным и литературным сюжетам, варьирует и интерпретирует их, предлагая

Интересен прием создания образа у М. Успенского. Автор совмещает в одном герое двух и более персонажей разных произведений...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в начальной...

В этом проявляется опосредованный диалог с автором произведения, детское согласие или неприятие духовно-эстетических ценностей писателя.

Эта книга из домашней библиотеки.

Произведения Э. Успенского говорят о доброте и побуждают ребят совершать хорошие...

Философско-религиозные темы в поэтическом творчестве...

Работала воспитателем, няней в детском саду, начальником отделения связи, инспектором четвертого отделения в тобольском горвоенкомате, нефтехимкомбинате. Детство Надежды прошло в лесозаготовительном поселке Новая Носка Тобольского района Тюменской области.

Предпочтения детей и подростков в выборе литературы для чтения

Детское чтение можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это произведения художественной

Современному обществу необходимо формировать интерес к чтению у детей и подростков, организовывать руководство детским чтением со стороны родителей и педагогов.

Электронные ресурсы — современный инструмент формирования...

- электронные энциклопедии («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»); - интернет-ресурсы (тексты художественных произведений, сказок

После обращения к онлайновым страницам детских журналов и сайтам детских писателей пробуждается и читательский интерес к их...

Азербайджанская детская литература в 20-30-е годы ХХ века

В 20-30-е годы XX века азербайджанская литература, пройдя через весьма сложные, болезненные процессы, период становления в новом качестве, вынуждена была методически выдерживать давление системы и в определенной степени подстраиваться под нее.

Задать вопрос