Исследовательская работа «Умеет ли лиса ловить рыбу?» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Естествознание

Опубликовано в Юный учёный №2 (2) май 2015 г.

Дата публикации: 07.04.2015

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Вавулина В. А., Шмарова М. В. Исследовательская работа «Умеет ли лиса ловить рыбу?» // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 125-127. — URL https://moluch.ru/young/archive/2/105/ (дата обращения: 28.01.2020).

1.                 Введение

1.1 Постановка проблемы

В 1 классе я прочитала русскую народную сказку «Лиса и волк». Мне стало интересно узнать, а умеет ли лиса ловить рыбу? Или, как в сказке, добывает ее хитростью.

Разрешите представить мою исследовательскую работу «Умеет ли лиса ловить рыбу?».

Все дети «почемучки». На свете так много интересного, не понятного и не известного! А так хочется больше узнать, понять, найти!

В результате наших «ПОЧЕМУ» возникают различные темы для исследования: Почему бобровая хатка похоже на крепость? Зачем ежу яблоки? Какой зверь бегает быстрее всех?

Умеет ли лиса ловить рыбу?

На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах лиса любит рыбку. В сказочных историях рассказывается о том, как лиса лакомится рыбой и учит волка ловить её. Значит, лиса питается рыбой и умеет ее ловить?!. Зачем ей рыба, если ее корм — мыши? Как она её ловит?

В результате возникла тема исследования «Умеет ли лиса ловить рыбу?»

1.2 Лиса — этообъект нашего исследования.

1.3 Предмет исследования — образ жизни лисы, её питание и привычки.

1.4 Цель работы — собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам о жизни лисы.

1.5Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

-        изучить литературу по теме исследования.

-        выявить знания учащихся по данной проблеме

-        изучить образ жизни лисы, её питание, привычки и роль в жизни человека

-        выяснить связь «лиса — рыба»

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

-        Подумать самостоятельно

-        Получить информацию из книг

-        Посмотреть в Интернете

1.6 Гипотеза исследования: если даже основной корм у лисы грызуны, то она может питаться и рыбой.

1.7 Практическое применение: рассказать ребятам на уроках окружающего мира и в кружковой работе «Юный исследователь».

Основная часть

Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности лисы.

2.1. Научная классификация лисы

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Хищники

Семейство: Псовые

Род: Лисы

Вид: Обыкновенная лисица

2.2. Описание внешнего вида

У всех представителей семейства псовых есть общее отличие — острые уши и морда, тонкие ноги, не втяжные когти и пушистый хвост. Лисицы же используют хвост еще и в качестве «одеяла», прикрывая им нос и передние лапы во время сна зимой.

Вообще рыжая лисица — зверь среднего размера с длинным, очень красивым хвостом и крупными острыми ушами. Грудь у лисиц белая, тело в длину 60–90 см, хвост 50–60 см. Уши с задней стороны черные, а кончик хвоста белый, также есть черные пятна на лапах. Окрас рыжий, иногда с темным крестиком на плечах.

Окрас и размеры лис различаются в разной местности. Всего насчитывается 40–50 их подвидов, есть еще и мелкие формы. В целом, по мере продвижения на север лисицы становятся крупнее и светлее, на юг — мельче и тусклее. Но наиболее распространён такой окрас: спина ярко-рыжая, белое брюхо, лапы тёмные. У лисиц часто есть бурые полосы на лопатках и хребте, похожие на крест.

Линька у лисиц начинается весной — в феврале-марте, а заканчивается в конце лета. После этого у нее сразу же начинает отрастать густой зимний мех, в который животное облачается полностью к ноябрю или началу декабря. В этот период она и есть наиболее рыжая, животного подобной расцветки в наших лесах больше нет. Летний мех всегда более редкий и короткий, а зимний, наоборот, более густой и пышный.

2.3. Особенности жизнедеятельности

Лиса распространена весьма широко: на всей территории Европы, Северной Африки, большей части Азии, в Северной Америке, Австралии. Чаще всего лисицы поселяются на склонах оврагов и холмов, выбирая участки с песчаным грунтом, защищённые от заливания дождевыми, грунтовыми и талыми водами. Иногда лисицы используют укрытия- пещеры, расщелины скал, дуплах толстых деревьев. Используют постоянные укрытия лишь в период воспитания детёнышей. Весной у лисы появляется потомство. Беременность длится 49–58 суток. Рождается в среднем 7–8 щенков, покрытых тёмно-бурой шерстью и только кончик хвоста белый. Через две недели лисята начинают видеть и слышать. у них прорезаются первые зубы. Полтора месяца мать кормит лисят молоком, постепенно приучая к обычной пище, а так же к её добыванию. После шести месяцев детёныши уходят и живут самостоятельно. Лисица имеет большое хозяйственное значение, как ценный пушной зверь, а также регулятор численности грызунов и насекомых. Она приносит большую пользу сельскому хозяйству, уничтожая грызунов — потребителей зерна. Продолжительность жизни в дикой природе не превышает трёх лет, в неволе звери доживают до 20–25 лет.

2.4. Это интересно

1.                  Сувенир с изображением лисы. очень изысканный и оригинальный подарок. Поэтому такой подарок лучше сделать женщине, чтобы лишний раз подчеркнуть в ней главное качество — красоту и женскую логику. В Китае образ лиса символизирует долголетие, а женщины лисы считаются опасно-красивыми.

2.                  В Древнем Риме лиса считалась демоном огня. На празднике богини Цереры, чтобы защитить зерновые культуры от пожара, к хвосту лисы привязывали зажженный факел и гоняли ее по полям. Как средство против колдовства к дверям прибивали морскую звезду окропляли кровью лисы

3.                  Лисы — первые животные на планете, которых наука подозревает в том, что они рассчитывают не только направление, но и расстояние до добычи с помощью магнитного поля Земли.

Заключение

3.1          Социологический опрос

Далее я решила узнать, какими сведениями о лисах владеют мои одноклассники. Я провела социологический опрос:

1.      Кто такая лиса?

2.      Чем питается лиса?

3.      Умеет ли лиса ловить рыбу?

3.2          Результаты

Проанализировав, я убедилась, что в среднем около 60 % опрошенных имеют представление о лисе, но мало кто точно знает, чем питается лиса, и так же, как и я, не знают, умеет ли лиса ловить рыбу?

3.3 Мои исследования

Эти же вопросы я задала учителю биологии Елисеевой Вере Ивановне. И вот, что выяснила: лисица, хотя и принадлежит к хищникам, но питается разнообразными кормами. Более 400 видов одних только животных (70 %) и несколько десятков видов растений (30 %). Основу ее питания составляют мелкие грызуны, главным образом полевки. Особенно это относится к зимнему периоду, когда лисица живёт в первую очередь охотой на полевых мышей: зверь, учуяв под снежным покровом грызуна, прислушивается к его писку, а потом делает красивый прыжок и падает на все четыре лапы, настигая добычу или выкапывая её из-под снега. Этот способ охоты называется мышкование. Птицы в питании лисицы не так важны, как грызуны, хотя этот хищник никогда не упустит случая поймать птицу, которая оказалась на земле. А также лисица охотится на более крупных млекопитающих — это зайцы, детёныши косули, белки.

Много интересного о лисе я узнала от педагога дополнительного образования Стецко Натальи Александровны. Молодой лис прожил у нее на даче все лето. Он выпрашивал пищу каждое утро и вечер. Она кормила его хлебом и варенной рыбой с кашей. Наталью Александровну лис отблагодарил, выловив всех мышей. Старший инспектор Государственного заповедника «Поронайский» Олег Геннадьевич Василенко пояснил мне, что лисы Сахалина отличаются своей доверчивостью к людям. Они не доятся подойди к жилью человека на определенных территориях Сахалина и у попросить пищу у человека. Наталья Александровна и Олег Геннадьевич поделись своими фотографиями, где лисица выпрашивает корм у человека.

Вывод: Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о лисах, о роли и значении лис в природе, в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, умеет ли лиса ловить рыбу? Она как в сказке, лакомится ей за счет своей хитрости. Рыба — является сезонным кормом лисы на Сахалине, при условии ее доступности. Таким образом, моя гипотеза верна: если даже основной корм у лисы грызуны, то на Сахалине рыба является доступным кормом для нее в отдельных районах Сахалина, и, конечно же, она не откажется ей полакомиться.

В дальнейшем хотелось бы узнать: о жизни лис на Сахалине.

 

Литература:

 

1.              О. К. Гусев Журнал «Охота и охотничье хозяйство» № 12, 2003; № 3 2007; № 2 2004; № 2 1999.

2.              Г. Лучков Энциклопедия охоты — М: РИПОЛ — КЛАССИК, 2003: — 528 с.

3.              Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

4.              Издательство: Аст, 2007.

5.              Детская энциклопедия «Я ПОЗНАЮ МИР».

6.              Джексон Том. Кто есть, кто в мире животных. — Москва, 2006 — С. 181.

7.              Интернет-ресурсы: http://www.wikihunt.ru

8.              http://www.ohoter.ru

9.              http://images.yandex.ru

10.          http://lisa-fox.ru/

11.          Ухарцева А. В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

12.          Хомич Е. О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): лис, рыба, лисица, Сахалин, грызун, основной корм, образ жизни лисы, кончик хвоста, жизнь человека, социологический опрос.


Похожие статьи

Лисица | Статья в журнале «Юный ученый»

Лисица — ценный пушной зверь. Согласно действующему правилу охоты РС (Я)

Образ жизни и местообитание. Обитатель разнообразных ландшафтов, но сплошной тайги избегает

Передняя сторона ног черные, кончик хвоста белый. По окраске основных частей тела...

Семантика и родо-видовые отношения названий диких животных...

Основные качества, особенности жизни, поведения диких животных

Микрогруппа «Названия лисы». Родовым наименованием в данной микрогруппе является слово унэгэ

Общерусскими являются следующие лексемы: огнёвка ― «2. Лисица с яркой красноватой шерстью» [МАС, 2...

«Кто живет в лесу?» Конспект организованной образовательной...

Обогатить представление детей об образе жизни диких животных: медведе, лисе, зайце, белке.

Воспитатель: Какой у лисы хвост? Ребенок: Пушистый хвост.

Воспитатель: Верно, все эти звери живут в лесу. Они сами о себе заботятся, добывают корм.

И. А. Крылов «Ворона и лиса»: особенности выражения...

5. Максимов В. В. «Ворон и Лисица» Эзопа:опыт

Требуется моральная готовность человека к осознанию поступков героев, к соотнесению сюжетного пространства с пространством реальной жизни.

Таким образом, рассматривая морально-этическую сторону внутреннего убеждения...

Монструозный дискурс в творчестве Виктора Пелевина

Лисы-оборотни представлены тремя сестрицами: Е, И, А. Все лисы имеют единую природу. Это отражено в особом типе их сознания, способе обращения внутренней энергии, природе. Однако каждая лиса выбирает свой жизненный путь, что приводит к вариативности их образов в целом.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса...»

Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» —

Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».

А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела.

Ихтиологические образы в русских народных сказках

Например, в сказке «Лиса и Рак» Лиса, которая в фольклорных произведениях чаще

Своим умом и хитростью он спасает себе жизнь: забалтывает Ворону пока та не раскрывает рта, а сам падает в море.

Таким образом, в сказках о животных фольклорный образ Ерша противоречив.

К вопросу о видовом составе мышевидных грызунов Гомельского...

Таким образом, не столько отдельные условия, сколько удачное их сочетание служит основной причиной

Встречаемость мышевидных грызунов в Гомельском районе, 2008–2010 гг. (в процентах).

Таким образом, показатели видового разнообразия характеризуют сообщества...

Особенности зимовки утки-кряквы в условиях городской среды

Предмет исследования: особенности поведения и образа жизни утки-кряквы в условиях городской среды.

Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: мы предполагаем, что особенности поведения утки-кряквы влияет на ее...

Похожие статьи

Лисица | Статья в журнале «Юный ученый»

Лисица — ценный пушной зверь. Согласно действующему правилу охоты РС (Я)

Образ жизни и местообитание. Обитатель разнообразных ландшафтов, но сплошной тайги избегает

Передняя сторона ног черные, кончик хвоста белый. По окраске основных частей тела...

Семантика и родо-видовые отношения названий диких животных...

Основные качества, особенности жизни, поведения диких животных

Микрогруппа «Названия лисы». Родовым наименованием в данной микрогруппе является слово унэгэ

Общерусскими являются следующие лексемы: огнёвка ― «2. Лисица с яркой красноватой шерстью» [МАС, 2...

«Кто живет в лесу?» Конспект организованной образовательной...

Обогатить представление детей об образе жизни диких животных: медведе, лисе, зайце, белке.

Воспитатель: Какой у лисы хвост? Ребенок: Пушистый хвост.

Воспитатель: Верно, все эти звери живут в лесу. Они сами о себе заботятся, добывают корм.

И. А. Крылов «Ворона и лиса»: особенности выражения...

5. Максимов В. В. «Ворон и Лисица» Эзопа:опыт

Требуется моральная готовность человека к осознанию поступков героев, к соотнесению сюжетного пространства с пространством реальной жизни.

Таким образом, рассматривая морально-этическую сторону внутреннего убеждения...

Монструозный дискурс в творчестве Виктора Пелевина

Лисы-оборотни представлены тремя сестрицами: Е, И, А. Все лисы имеют единую природу. Это отражено в особом типе их сознания, способе обращения внутренней энергии, природе. Однако каждая лиса выбирает свой жизненный путь, что приводит к вариативности их образов в целом.

Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки «Лиса...»

Следующий ребёнок отвечает: «У лисы лисий хвост» или «У медведя заячьи уши?» —

Дети собирают разрезную картинку на ковре и называют название сказки «Лиса и журавль».

А лисица лижет себе, да лижет кашу, так все сама и съела.

Ихтиологические образы в русских народных сказках

Например, в сказке «Лиса и Рак» Лиса, которая в фольклорных произведениях чаще

Своим умом и хитростью он спасает себе жизнь: забалтывает Ворону пока та не раскрывает рта, а сам падает в море.

Таким образом, в сказках о животных фольклорный образ Ерша противоречив.

К вопросу о видовом составе мышевидных грызунов Гомельского...

Таким образом, не столько отдельные условия, сколько удачное их сочетание служит основной причиной

Встречаемость мышевидных грызунов в Гомельском районе, 2008–2010 гг. (в процентах).

Таким образом, показатели видового разнообразия характеризуют сообщества...

Особенности зимовки утки-кряквы в условиях городской среды

Предмет исследования: особенности поведения и образа жизни утки-кряквы в условиях городской среды.

Изучение научной литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: мы предполагаем, что особенности поведения утки-кряквы влияет на ее...

Задать вопрос