Школьники должны знать свою историю, жизнь и быт своих предков и других народов. Но изучение по книгам может быть не интересным, сложным и непонятным. Поэтому создание макетов жилищ народов мира послужит лучшему восприятию информации.
Цель нашей исследовательской работы заключается в создании макетов жилищ народов мира для ознакомления с их жизнью и представлении их учащимся.
Для достижения поставленной цели нам пришлось решить три задачи:
- Изучить литературу по теме: «Жилища народов мира».
- Провести опрос на знания детей по теме и его анализ.
- Создать и представить макеты жилищ разных народов мира.
Объект исследования: жилища народов мира.
Предмет исследования: особенности строения жилищ народов мира.
В своей работе мы использовали методы письменного опроса и моделирование.
Письменный опрос проводился с целью проверить знания ребят по исследуемой нами теме. В нашей работе проводилось три письменных опроса. Первый опрос связан с избой. Второй опрос связан с юртой. Третий опрос был в конце исследования после представления макета юрты. В данном опросе приняло участие 19 человек. В первом опросе ребята отвечали на четыре вопроса?
− Знаете ли вы что такое изба? (да, нет)
− Как строили избы в старину? (вариант ответа)
− На чём спали в избах? (вариант ответа)
− Что находилось внутри избы? (варианты ответов)
Анализ опроса показал, что все дети знают, что такое изба. Большинство знают, как строили избу в старину и на чём спали в избах. Четвёртый вопрос был контрольным, что находилось в избах. Вопрос показал, что дети обладают неполным представлением о старинных избах.
Со вторым опросом дело обстояло иначе. В опросе было четыре вопроса:
- Что такое юрта?
- Как строили юрту?
- Что нельзя делать в юрте?
- Какой народ жил в юрте?
Большинство ребят не знали, что такое юрта. На второй вопрос восемь человек не знали ответа, шесть человек имеют ошибочную информацию. Несколько ребят написали близкие к реальному строительству материалы. На третий и четвёртый вопрос очень сложно было ответить, так как ребята не знали о чём идёт речь.
Результаты исследования показали, что по теме «Изба» ребята обладают частичными теоретическими знаниями и не знают особенностей строения избы. Опрос по теме «Юрта» говорит о незнании ребят этого жилища. Следовательно, необходимо ребятам показать наглядно с помощью макетов строение данных жилищ и провести для них обучающий урок.
Для изготовления макетов использовались различные материалы. Например, изба (рис. 1). Для начала нам потребовалась основа. Далее создавались стены из бумажных брёвен и крыша. После строительства основы мы приступили к её окрашиванию. Далее занимались внутренней обстановкой дома. Здесь вы можете увидеть печь, кухонную утварь, красный угол. И предметы декора.
Рис. 1.
Рис. 2.
После изготовления макетов мы провели обучающий урок по двум жилищам народов мира. После повторного опроса большинство ребят на те же вопросы ответили верно, а нескольким ребятам пришлось повторить пройденный материал.
По результату работы мы сделали следующие выводы:
- Изучив литературу, мы узнали, как строили юрту и избу, их особенности строения, традиции людей, живших в данных жилищах.
- Проведённый опрос показал, что учащиеся имеют неполное представление об избе и юрте, у кого-то знания были ошибочными.
- По результатам опроса были созданы и представлены макет юрты и избы в разрезе.
В заключение хочется добавить, что в дальнейшем мы планируем создать площадку, на которой будет больше разных жилищ народов мира и созданы они будут по реально существующим размерам. И дети и взрослые смогут приходить в это место на экскурсию.