Описание проекта
Тип проекта
‒ по предметно-содержательной области: предметный (литература)
‒ по характеру контактов: внутриклассный (7 класс)
‒ по доминирующей деятельности учащихся: информационный
‒ •по количеству участников: парный
‒ по продолжительности: краткосрочный (4 недели)
‒ по виду конечного продукта: письменный
Актуальность темы
По словам С. Я. Маршака, читатель должен быть грамотным и «талантливым», чтобы понимать и осмысливать развитие творческого пути каждого писателя и литературы в целом. Проще говоря, теория помогает ученику лучше разбираться в литературе как искусстве слова. Но литературоведение — это наука, в изучении которой есть немало своих трудностей и проблем. Как преодолевать эти трудности, усваивать теорию и успешно применять ее на практике, показано в данном проекте на примере темы «Размеры стиха».
Проблема
В школе изучение классических размеров стиха — это сплошные противоречия. Во-первых, поэзия есть выражение чувств, а чувства редко когда поддаются логике и измерению. Прелесть и возвышенность поэзии и состоит в том, что она нелогична! А вот ритм — это схема, и под эту схему надо «подгонять» стихотворение. Во-вторых, ученик 5–6 класса должен запомнить немало понятий: стихотворение, ритм, рифма, строфа, стих, силлабо-тоническое стихосложение, стопа, двусложный размер, ямб, хорей, пиррихий, спондей, трехсложный размер, дактиль, анапест, амфибрахий. Но где на практике нужны эти знания? У школьников не формируются умения слышать и понимать структуру стиха, различать размеры на слух. Отсюда и вытекает проблема: знания стихотворных размеров необходимы, но они не помогают лучше понять красоту поэзии, а скорее отпугивают сложностью и сухостью материала.
Цель проекта: сделать стихотворные размеры более доступными и понятными для учеников, а знания о них — необходимыми и действенными.
Задачи проекта:
1) провести опрос учащихся и выявить, почему размеры стихов трудно запоминаются;
2) рассмотреть этимологию названий стихотворных размеров;
3) провести анализ примеров поэтического текста из учебника литературы для 5–6 класса автора Меркина Г. С.;
4) проследить семантическую связь названий размеров стиха с предметами и явлениями действительности;
5) дополнить определение и схему каждого размера ключевыми особенностями его «характера»;
6) посвятить каждому размеру стихотворение, создающее его образ и написанное этим же размером;
7) создать краткую характеристику размеров стиха в виде памятки для успешного понимания и заучивания.
Методы достижения поставленной цели
Методы: опрос школьников, анализ литературы и материалов сети Internet, исторический метод, метод сравнения и сопоставления.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный |
Определение темы, целей, задач проекта и конечного продукта. |
2. Планирование работы |
- формирование группы; — распределение обязанностей; — определение источников информации; — ознакомление с критериями оценки результатов; — составление плана работы |
3. Реализация проекта |
- сбор и анализ информации; —решение возникающих вопросов; — оформление итогового продукта; — подготовка презентации |
4. Презентация (представление продукта) |
Представление результатов проекта |
5. Осмысление и оценка работы |
- подведение итогов; — самоанализ работы |
Необходимое оборудование и ресурсы
Учебники литературы 5, 6 класс под редакцией Меркина Г. С., бумага для печати, компьютер, принтер.
Рабочий план реализации проекта
Дата |
Мероприятие |
Ответственный |
04.09 |
Опрос учащихся «Какие проблемы существуют у вас при изучении стихотворных размеров?» |
Полубедова М., Чекалов Д. |
06–07.09 |
Анализ опроса, работа с исходным материалом. |
Чекалов Д. |
08–11. 09 |
Этимологический словарь «Этимология названий стихотворных размеров» |
Полубедова М. |
12–13. 09 |
Презентация «Семантическая (логическая) связь названий размеров стиха с предметами и явлениями действительности» |
Полубедова М. |
14–19.09 |
Практическая работа «Анализ примеров поэтического текста из учебника литературы для 5–6 класса автора Меркина Г. С». |
Полубедова М., Чекалов Д. |
20–21.09 |
Составление таблицы «Ключевые особенности стихотворных размеров» |
Полубедова М., Чекалов Д. |
22–25. 09 |
Разработка памятки «Размеры стиха». |
Полубедова М., Чекалов Д. |
26.09–27.09 |
Подготовка презентации для защиты проекта «Ох уж эти размеры!» |
Полубедова М. |
29.09 |
Защита проекта и презентация проектного продукта (памятка «Размеры стиха») |
Полубедова М., Чекалов Д. |
Практическая значимость проекта
Продукт проекта — памятка «Размеры стиха», способная помочь понять и запомнить примеры классического стихотворного размера. Участниками проекта создан «художественный образ» размера стиха, что делает изучаемый материал интересным и живым, легче запоминающимся. Учащимся предлагается интересный практический метод успешной работы с литературоведческим материалом, метод, активно реализующий полученные теоретические знания на уроках литературы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Анализ опроса
Какие проблемы существуют у учащихся при изучении стихотворных размеров?
- Общее количество опрошенных — 24 ученика
- Трудно запоминаю термины — 25 %
- Путаюсь с ударными и безударными слогами — 30 %
- Не понимаю, для чего учить стихотворные размеры — 40 %
- Трудностей с темой нет — 5 %
Выводы:
- Самый большой процент опрошенных не видят практической значимости в знании стихотворных размеров.
- Сложные термины трудны для произношения и запоминания ударных и безударных слогов.
Словарь «Этимология названий стихотворных размеров»
Цель: рассмотреть этимологию (историю возникновения) терминов: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест — для понимания их значений и успешного запоминания.
Хорей — двухсложная стопа с ударением на первом слоге [3]
1) Заимствовано в XVIII в. из латинского языка, где choreus <греческое choreia «пляска», от choreuō «пляшу». Хорей буквально — «ритм пляски» [16]
2) Хорей объединял в себе пляску, поэзию и музыку [10], «чистая» музыка в Древней Греции отсутствовала.
Ямб — двухсложная стопа с ударением на втором слоге [9]
Точная этимология термина неизвестна. Источники возникновения «ямба»:
1) название музыкального инструмента — αμβύκη (из греческого языка), то же, что «самбука», «самбика» — музыкальные инструменты, под которые исполнялись ямбические песни; ямбические стихи походили на обычную речь и потому очень часто использовались поэтами;
2) имя служанки элевсинского царя Келея — Ямбы (из греческой мифологии). Согласно мифу, девушка Ямба стихотворениями развеселила Деметру, которая безутешно везде искала свою дочь Персефону [8, с.45]. Богиня Деметра в греческой мифологии считается покровительницей земледельцев, матерью плодородия земли. Благодаря ей и ее дочери Персефоне и сменяются времена года — только часть года мать и дочь могут проводить вместе, тогда на земле и наступает лето. Все иное время Персефона живет в подземелье с мужем Аидом, а в это время Деметра тоскует и плачет по дочери, рождая дожди, метели и плохую погоду. И только когда близится час встречи, наступает оттепель, у Деметры появляется надежда на скорую встречу и наступает весна.
Пиррихий — вспомогательная стопа из двух безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее [3].
1) Образовано от греческого — pyrriche — военная пляска. Пирриха был наиболее известен среди военных танцев, был частью основного военного образования и в Афинах, и в Спарте.
2) Происходит от греческого слова «пира» [11], означающего костер, вокруг которого будто бы танцевал Ахилл при похоронах Патрокла [4, с.479–500]
Спондей — в ямбе и хорее: утяжеленная стопа из двух ударных слогов [13]
Понятие образовалось от греческого слова — spondeios<spondg — жертвенное возлияние [13]. Стихи, составленные этим размером, предназначались в древней Греции для чествования богов и исполнялись при совершении возлияний ароматических веществ на пылающий жертвенник. Большое место в искусстве Древней Греции отводилось песнопениям в честь богов: Аполлона, Артемиды, Диониса, Деметры, Кибелы и т. д. Древнейший ритуал жертвоприношений спондей представлял собой единство музыкально-танцевального действия. Самые ранние из известных творцов музыки и исполнителей были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.
Дактиль — трёхсложная стопа с ударением на первом слоге [7]
Слово образовано от греческого — daktylos — палец [1].
Амфибрахий — трёхсложная стопа, в которой ударный слог располагается между двумя неударными [2]
Происходит от греческого — amphíbrachys, буквально — короткий (безударный) слог с обоих концов [2].
Анапест — трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге [15]
Происходит от греческого — anapaistos — отраженный назад, обратный дактилю [14].
Выводы:
1) названия стихотворных размеров происходят из греческого языка эпохи античного искусства;
2) этимология слов тесно связана с мифологией и историей Древней Греции;
3) стихосложение родилось из песен, а точнее — из музыкально-театрализованного действия, где слово, музыка и движение были единым целым.
Презентация «Семантическая (логическая) связь названий размеров стиха с предметами и явлениями действительности»
Цель: соотнести непонятные древнегреческие названия стихотворных размеров с понятиями и предметами действительности, чтобы лучше усвоить литературоведческие термины.
Задание перед просмотром презентации.
Ответьте на вопрос «Какие предметы и понятия помогли вам запомнить названия стихотворных размеров?»
Анализ примеров поэтического текста из учебника «Литература»
5–6 класс, автор Меркин Г. С. [6]
Цель: проследить на примерах, какие стихотворные размеры соответствуют разнообразному содержанию стихотворений
5 КЛАСС
А. С. Пушкин «СОН», стр. 98
я-сАм-/не-рАд-/болт-лИ-/вос-ти-/сво-Ей
Но-дЕтс-/ких-лЕт-/люб-лЮ-/вос-по-/ми-нАнь/-е
(пятистопный ямб)
А. С. Пушкин «Наперсница волшебной старины…», стр. 101
Ты-дЕт-/ску-ю-/ка-чА-/я-ко-/лы-бЕль
Мой- Ю-/ный- слУх/-на-пЕ-/ва-ми-/пле-нИ-/ла
(пятистопный ямб)
А. С. Пушкин «Няне», стр. 102
По-дрУ-/га-днЕй-/мо-Их-/су-рО-/вых
Го-лУб-/ка-дрЯх-/ла-Я-/мо-Я
(четырехстопный ямб)
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
стр.104
ЦАрь-с ца-/рИ-це-/Ю-прос-/тИл-ся
В пУть-до-/рО-гу-/снА-ря-/дИл-ся
И-ца-/рИ-ца-/У-ок/-нА
СЕ-ла- /ждАть-е/-гО-од/-нА
(четырехстопный хорей)
А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», стр. 134
у-лУ-/ко-мОрь-/я-дУб-/зе-лЕ-/ный
Зла-тА-/я-цЕпь-/на- дУ-/бе-тОм
(четырехстопный ямб)
А. С. Пушкин «Зимний вечер», стр. 138
БУ-ря-/мглО-ю-/нЕ-бо-/крО-ет
ВИх-ри -/снЕж-ны-/Е-кру-/тЯ
(четырехстопный хорей)
А. С. Пушкин «Зимняя дорога», стр. 139
СквОзь-вол-/нИс-ты/-Е-ту-/мА-ны
ПрО-би-/рА-ет-/сЯ-лу/-нА
(четырехстопный хорей)
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», стр. 143
Ког-да –/вол-нУ-/ет-ся /–жел-тЕ-/ю-ща-/я –нИ-/ва
и- све-/жий-лЕс/-шу-мит-/при-звУ-/ке-ве-/тер-кА
(шестистопный ямб с пиррихием)
М. Ю. Лермонтов «Бородино», стр. 155
Ска-жИ-/ка-дЯ-/дя-вЕдь/-не-дА/-ром
Моск-вА-/спа-лЕн-/на-Я-/по-жА-/ром
(четырехстопный ямб)
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», стр. 144
Ве-снА-/вес-нА/-как –вОз/-дух- чИст
Как-Я-/сен-нЕ-/бо-склОн
(четырехстопный ямб)
Ф. И. Тютчев «Люблю грозу в начале мая…», стр. 146
Люб-лЮ-/ гро-зУ/-в на-чА-/ле-мА/-я
Ког-дА/-ве-сЕн/-ний-пЕр/-вый-грОм
(четырехстопный ямб)
Ф. И. Тютчев «Весенние воды», стр. 147
е-щЕ/-в по-лЯх/-бе-лЕе/-ет-снЕг
а-вО-/ды –Уж/-вес-нОй/-шу-мЯт
(четырехстопный ямб)
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», стр. 148
Есть- в О-/се-ни/ –пер-во-/на-чАль-/ной
Ко-рОт-/ка-я- /но –дИв-/на-я-/по-рА
(пятистопный ямб с пиррихием)
А. А. Фет «Чудная картина», стр. 149
ЧУд-на/-я –кар/-тИ-на
КАк –ты-/мне –род/-нА
(трехстопный хорей с пиррихием)
Николай Алексеевич Некрасов «Крестьянские дети», стр. 251
о-пЯть-я-/вде-рЕв-не-/хо-жУ-на-/о-хО-ту
Пи-шУ-мо/-и-вИр-ши-/жи-вЕт-ся-/лег-кО
(четырехстопный амфибрахий)
Николай Алексеевич Некрасов «Тройка», стр. 261
Что-ты-жАд-/но-гля-дИшь-/на-до-рО-/гу
В сто-ро-нЕ-/от-ве-сЕ-/лых-по-дрУг
(трехстопный анапест)
Иван Андреевич Бунин «Густой зеленый ельник у дороги», 1905 г., стр. 8
Гус-тОй-/зе-лЕ-/ный-Ель-/ник-У–/до-рО-/ги
Глу-бО-/ки-Е-/пу-шИс/-ты-Е/-сне-гА
(пятистопный ямб)
Александр Александрович Блок «Летний вечер», 1898 г., стр.63
По-слЕд/-ни-Е-/лу-чИ-/за-кА-/та
Ле-жАт-/на-пО-/ле-сжА-/той-ржИ
(четырехстопный ямб)
Сергей Александрович Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…»,
1925 г., стр. 73
Ты-за-пОй-/ мне- ту- пЕс/-ню- что –прЕж/-де
На-пе-вА/-ла-нам-стА-/ра-я-мАть
(трехстопный анапест)
Сергей Александрович Есенин «Поет зима, аукает…», 1910 г., стр. 74
По-Ет /–зи-мА-/а-У-/кА-Ет
Мох-нА-/тый-лЕс-/ба-Ю-/кА-Ет
(четырехстопный ямб)
Сергей Александрович Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», 1917 г.,
стр. 77
НИ-вы-/сжА-ты-/рО-щи-/гО-лы
От-во-/дЫ-ту-/мАн-и-/сЫ-рость
(четырехстопный хорей)
Виктор Федорович Боков «Поклон», 1949 г., стр. 187
СтО-ро/-нЕ-мо-/Ей-лес-/нОй
ШлЮ-по-/клОн-я-/пО-яс-/нОй
(четырехстопный хорей)
Николай Михайлович Рубцов «В осеннем лесу», 1967, стр. 188
До-вО-/лен-Я-/бук-вАль/-но-всЕм
На-жИ-/во-тЕ-/ле-жУ-/и-Ем
(четырехстопный ямб)
Расул Гамзатович Гамзатов «Песня соловья», стр. 189
Слы-шишь-пЕснь/-со-ловь-Я
В ней-зву-чИт/-тор-жест-вО
Но-о-чЕм/-он-по-Ет
(двусложный анапест)
6 КЛАСС
Михаил Васильевич Ломоносов «Утреннее размышление о Божием величестве», стр.84
Ког-дА-/бы-смЕрт-/ным-тОль-/вы-сО-/ко
Воз-мОж-/но-бЫ-/ло-вОз-/ле-тЕть
(четырехстопный ямб)
Михаил Васильевич Ломоносов «Ода блаженной памяти государыне императрице Анне Иоановне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года», стр.86
Шу-мИт-/с ручь-Я/-ми-бОр-/и-дОл
По-бЕ-/да-рУс-/ска-Я-/по-бЕ-/да
(четырехстопный ямб)
Михаил Васильевич Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для Академии, быв много раз прежде за тем же»», 1761, стр.88
Куз-нЕ-/чик-дО-/ро-гОй-/коль-мнО-/го-тЫ-/бла-жЕн
Коль-бОль/-ше-прЕд/-людь-мИ/-ты-счАсть/-ем-О-/да-рЕн
(шестистопный ямб)
Василий Андреевич Жуковский «Вечер», 1806 г., стр. 98
Уж-вЕ-/чер-об-/ла-кОв/-по-мЕрк/-ну-ли-/кра-Я
По-слЕд/-ний-лУч-/за-рИ-/на-бАш-/нях-у-/ми-рА-/ет
(шестистопный ямб)
Василий Андреевич Жуковский «Царскосельский лебедь», стр. 99
ЛЕ-бедь/-бЕ-ло-/грУ-дый-/лЕ-бедь-/бЕ-ло-/крЫ-лый
КАк-же-/нЕ-лю-/дИ-мо-/тЫ-от-/шЕль-ник-/хИ-лый
(шестистопный хорей)
Василий Андреевич Жуковский «Светлана», 1808–1812 г., стр. 104
РАз-в кре-/щЕн-ский /–вЕ-че-/рОк
ДЕ-вуш-/кИ-га-/дА-ли
(четырехстопный хорей)
Александр Сергеевич Пушкин «Воспоминания в Царском Селе», 1815 г.
На-вИс-/по-крОв-/у-грЮ/-мой-рО-/щи
На-свО-/де-дрЕм-/лю-щИх/-не-бЕс
(четырехстопный ямб)
Александр Сергеевич Пушкин «Деревня», 1819 г., стр. 122
При-вЕт-/ству-ю-/те-бЯ-/пус-тЫн-/ный-у-/го-лОк
При-Ют-/спо-кОй-/стви-я-/тру-дОв-/и-вдох-/но-вЕнь-/я
(шестистопный ямб с пиррихием)
Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи», 1840, стр. 149
ТУч-ки-не-/бЕс-ны-е-/вЕч-ны-е-/стрАн-ни-ки
СтЕпь-ю-ла-/зУр-но-ю-/цЕпь-ю-жем/-чУж-но-ю
(четырехстопный дактиль)
Михаил Юрьевич Лермонтов «Парус», 1832, стр. 152
Бе-лЕ-/ет-пА-/рус-О-/ди-нО-/кий
В ту-мА-/не-мО-/ря-гО-/лу-бОм
(четырехстопный ямб)
Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком…», 1841, стр. 156
На-сЕ-ве-/ре-дИ-ком-/сто-Ит-о-/ди-нО-ко
На-гО-лой-/вер-шИ-не-/сос-нА
(четырехстопный амфибрахий)
Михаил Юрьевич Лермонтов «Листок», 1841, стр. 158
Ду-бО-вый-/лис-тОк-о-/то-рвАл-ся-/от-вЕт-ки-/ро-дИ-мой
и- в стЕпь-у-/ка-тИл-ся/-жес-тО-ко-/ю-бУ-рей-/го-нИ-мый
(пятистопный амфибрахий)
Николай Алексеевич Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», 1862–1863 г.г., стр. 251
В пОл-ном-раз-/гА-ре-стра-/дА-де-ре-/вЕн-ска-я
ДО-ля-ты-/рУс-ска-я-/дО-люш-ка-/жЕн-ска-я
(четырехстопный дактиль)
Иван Алексеевич Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет…», 1889 г.,
стр. 112
Не-вИд-/но-птИц-/по-кОр-/но-чАх-/нет
Лес-О-/пус-тЕв-/ший-И-/боль-нОй
(четырехстопный ямб)
Сергей Александрович Есенин «разбуди меня завтра рано…», 1917 г.. стр.147
Раз-бу-дИ/-ме-ня-зАвт/-ра-рА-но
о-мо-Я-/тер-пе-лИ/-ва-я-мАть
(трехстопный анапест)
Анна Андреевна Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», 1915 г., стр.193
Пе-ред/-вес-нОй/-бы-вА/-ют-днИ/-та-кИ-/е
Под-плОт/-ным-снЕ/-гом-от/-ды-хА-/ет-лУг
(пятистопный ямб с пиррихием)
Анна Андреевна Ахматова «Мужество», 1942 г., стр.194
Мы-знА-ем-/чтО-нЫ-не-/ле-жИт-на/-ве-сАх
и-чтО-со-/вер-шА-ет/-ся-нЫ-не
(четырехстопный амфибрахий)
Анна Андреевна Ахматова «Победа», 1942–45 г.г., стр.196
Слав-но-нА/-ча-то-слАв/-но-е-дЕ-/ло
В гроз-ном-грО/-хо-те-в снЕж/-ной-пы-лИ
(трехстопный анапест)
Анна Андреевна Ахматова «Родная земля», 1962г., стр.198
В за-вЕт-/ных-лА/-дан-ках-/не-нО-/сим-на/-гру-дИ
о-нЕй-/сти-хИ-/на-взрЫд/-не-со/-чи-нЯ/-ем
(шестистопный ямб)
Михаил Васильевич Исаковский «В прифронтовом лесу», 1942 г., стр.203
С бе-рЕз/-не-слЫ/-шен-не/-ве-сОм
Сле-тА-/ет-жЕл/-тый-лИст
(четырехстопный ямб)
Сергей Сергеевич Орлов «Его зарыли в шар земной…», 1944 г., стр. 204
е-гО-/за-рЫ-/ли-в шАр-/зем-нОй
а-бЫл-/он-лИшь/-сол-дАт
(четырехстопный ямб)
Константин Михайлович Симонов «Жди меня…», 1941 г., стр. 205
ЖдИ-ме/-нЯ-и-/Я-вер/-нУсь
ТОль-ко-/О-чень-/ждИ
(четырехстопный хорей)
Давид Самойлович Самойлов «Сороковые», 1961 г., стр.207
Со-ро/-ко-вЫ/-е-ро-/ко-вЫ/-е
Во-Ен/-ны-е/-и-фрон/-то-вЫ/-е
Где-из/-ве-щЕнь/-я-по-/хо-рОн/-ны-е
и-пе-/ре-стУ/-ки-э/-ше-лОн/-ны-е
(пятистопный ямб)
Расул Гамзатович Гамзатов «Журавли», 1965 г., стр. 209
Мне-кА-/жет-ся-/по-рО/-ю-что/-сол-дА/-ты
С кро-вА-/вых-не/-при-шЕд/-ши-е-/по-лЕй
(пятистопный ямб)
Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», 1964 г., стр. 234
Звез-дА-/по-лЕй-/во-мглЕ-/за-ле/-де-нЕ/-лой
Ос-тА-/но-вИв-/шись-смОт-/рит-в по-/лынь-Ю
(пятистопный ямб)
Николай Михайлович Рубцов «Тихая моя Родина», 1964 г., стр. 236
ТИ-ха-я-/мо-Я-/рО-ди-на
И-вы-ре-/кА-со-ловь-/И
(трехстопный дактиль)
Выводы:
1) ямбом написано 29 стихов, т. е. ямб — один из самых распространенных стихотворных размеров в русской поэзии, т. к. этот размер «свободен, ясен, тверд, прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли» [5]; ритмичен, музыкален;
2) ямб — любимый стихотворный размер Пушкина А. С., потому его стихи ритмичны, легки, понятны, музыкальны;
3) хореем написано 9 стихов, из них: В. А. Жуковский «Светлана», «Царскосельский лебедь», К. Симонов «Жди меня» — отличаются ритмичностью, взволнованностью чувств, растроганностью, музыкальностью, легко поются;
4) анапестом — 5 стихов, из них: Н. А. Некрасов «Тройка», С. А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…», А. А. Ахматова «Победа» — передается напряжение, стремительность, движение;
5) амфибрахием — 4 стиха, из них: М. Ю. Лермонтов «Листок», «На севере диком», А. А. Ахматова «Мужество» — передается умеренность, ясность, надежность, жизненная мудрость, равновесие, покой;
6) дактилем — 3 стиха, из них: М. Ю. Лермонтов «Тучи», Н. А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская», Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина»: утверждается неспешность, обдуманность, его называют «плачущим» размером, музыкальный красивый ритм вальса;
7) каждый стихотворный размер дает «свою характеристику» лирическому произведению, т. к. заданный ритм настраивает читателя на определенное настроение.
Ключевые особенности стихотворных размеров
Цель: установить особенности стихотворных размеров и их соответствие содержанию произведения.
Работая над темой «Этимология названий стихотворных размеров», мы пришли к выводу, что стихосложение родилось из песен, а точнее — из музыкально-театрализованного действия, где слово, музыка и движение были единым целым. Следовательно, размеры стиха должны быть ритмичными (под них танцевали), музыкальными (их пели), создающими определенное настроение.
Выполняя практическую работу на тему «Анализ примеров поэтического текста из учебника литературы для 5–6 класса автора Меркина Г. С»., мы пришли к выводу, что размер придаёт стихотворению настроение, которое наиболее соответствует содержанию и смысловой идее произведения.
Сопоставляя содержание и размер стихов, мы составили таблицу особенностей стихотворных размеров:
Размер стиха |
Особенности придаваемого настроения |
|
двусложные |
хорей |
ритмичность, но мягкость и плавность, взволнованность чувств, растроганность, музыкальность, легко поется |
ямб |
ритмичность, сильное звучание, торжественность, ясность, твердость, музыкальность, легко поется, энергичное повествование, оптимизм, мажорность |
|
трехсложные |
дактиль |
особый характер ритмичности: неспешность, обдуманность, элегантность, музыкальный красивый ритм вальса, называют «плачущим» размером |
амфибрахий |
особый характер ритмичности: умеренность, устойчивость, ясность, надежность, твердость, жизненная мудрость, равновесие, покой, сила, элегантность, задумчивость |
|
анапест |
особый характер ритмичности: напряженность, стремительность, движение, передаёт душевные искания лирического героя, призывность. |
|
Сама жизнь подсказывает вывод. Мы говорим более коротко, порывисто, когда волнуемся. Четко и сухо, если это деловое сообщение. Медленно, растягивая фразы, подыскивая красивые слова, обороты речи, когда есть настроение пофилософствовать.
Выводы:
1) размер стиха передает настроение или поэта, или лирического героя;
2) если поэт желает сочинить что-нибудь экспрессивное, пользуется хореем и ямбом, а если эпическое, повествовательное, то дактилем, амфибрахием или анапестом.
Памятка
для учащихся 5–9 классов «Размеры стиха» [12]
Хорей
Двусложный размер с ударением на первом слоге.
1) Этимология: «пляска, плясовой»
2) Схема: / U' U/(ударные слоги: 1/3/5/7)
3) Характеристика: ритмичность, но мягкость и плавность, взволнованность чувств, растроганность, музыкальность, легко поется.
4) Литературный пример: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
ВЕ-тер/-пО-мо-/рЮ-гу/-лЯ-ет
И- ко-/рАб-лик-/пОд-го-/нЯ-ет…
(четырехстопный хорей)
5) Памятка-помощница:
Я-кру-/тОй-кру-/тОй-кру-/тОй
НЕ-тя-/гАть-ся-/вАм-со-/мнОй
МнЕ-пля-/сАть-и-/пЕть-ско-/рЕй
Я-из-/двУх-сло-/гОв-хо-/рЕй
Ямб
1) Двусложный размер с ударением на втором слоге.
2) Этимология: «музыкальный инструмент — «самбука»
3) Схема: / UU'/(ударные слоги: 2/4/6/8)
4) Характеристика: универсальность, ямбом написано большинство поэтических произведений русской литературы, ритмичность, сильное звучание, торжественность, ясность, твердость, музыкальность, легко поется, энергичное повествование, оптимизм, мажорность
5) Литературный пример: Лермонотов М. Ю. «Бородино»
Ска-жИ-/ка-дЯ-/дя- Ведь-/не-дА-/ром
Моск-вА-/спа-лЕн-/на-Я-/по-жА-/ром
Фран-цУ/-зу- От-/да-нА
(четырехстопный ямб)
6) Памятка-помощница:
Ах-пУш-/кин-кАк-/он-Ямб-/лю-бИл
Он-«ПА-/мят-нИк»/-им-сО-/тво-рИл
Раз-мЕр/-дву-слОж/-ный-нО/-рит-мИч/-ный
Мо-жОр/-ный-лЁг/-кий-Э/-нер-гИч/-ный
Пиррихий
1) Двусложный размер из двух безударных слогов, или пропуск ударения в хорее или ямбе, самостоятельно не употребляется.
2) Этимология: «древнегреческий военный танец»
3) Схема: /UU/
4) Характеристика: ритмичный, танцевальный, устраняет монотонность.
5) Литературный пример: Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане»
ТрИ-де-/вИ-цы-/под-ок-/нОм
ПрЯ-ли-/пОзд-но-/ве-чер-/кОм
(четырехстопный ямб с пиррихием)
6) Памятка-помощница:
РАз-бе-/рИсь-в не-/раз-бе-/рИ-хе
БЕз-у-/дАр-ный-/вЕсь-пир-/рИ-хий
СлО-ги-/в нЁм-ко-/вАр-ны/-Е
ВЕч-но/-без-у-/дАр-ны/-Е
Спондей
1) Двусложный размер из двух ударных слогов.
2) Этимология: «жертвенное возлияние»
3) Схема: /U' U'/
4) Характеристика: резкий, громкий, призывный, требующий внимания.
5) Литературный пример: Пушкин А. С. «Полтава»
ШвЕд-рУс/-ский-кО/-лет-рУ-/бит-рЕ-/жет
БОй-ба/-ра-бАн-/ный-клИ-/ки-скрЕ-/жет
ГрОм-пУ-/шек-тО-/пот-ржАнь-/е-стОн
и-смЕрть/-и-Ад-/со-всЕх-/сто-рОн
(пятистопный ямб со спондеем)
6) Памятка-помощница:
У-дАр-/ность-Ю /–сво-Ей
ВсЕм –хвАс/-та-Ет /–спон-дЕй
ДвА –слО/-га — хОть/ –ку-дА
У-дАр/-ни-кИ-/ всег-дА
Дактиль
1) Трехсложный размер с ударением на первом слоге.
2) Этимология: «палец»
3) Схема: / U'UU/(ударные слоги: 1/4/7/10)
4) Характеристика: особый характер ритмичности: неспешность, обдуманность, элегантность, музыкальный красивый ритм вальса, называют «плачущим» размером.
5) Литературный пример: стихотворение Н. А. Некрасова «В полном
разгаре страда деревенская…»
В пОл-ном- раз-/гА-ре-стра-/дА- де-ре-/вЕн-ска-я
ДО-ля- ты-/рУс-ска-я-/дО-люш-ка-/жЕн-ска-я
ВрЯд-ли –труд-/нЕ-е-сыс-/кАть.
(четырехстопный дактиль).
6) Памятка-помощница:
ДАк-ти-лем-/вАльс-тан-це-/вАл-ся-всег-/дА
ПлА-чу-щим-/мО-жет-по-/бЫть-и-ног-/дА
НО-он-не-/спЕ-шен-кра-/сИв-му-зы-/кА-лен
ТрЁх-слож-ный-/шАг-ле-гок-/И-ге-ни-/А-лен
Афмибрахий
1) Трехсложный размер с ударением на втором слоге.
2) Этимология: «с двух сторон короткий (безударный)»
3) Схема: /UU'U/(ударные слоги: 2/5/8/11)
4) Характеристика: особый характер ритмичности: умеренность, устойчивость, ясность, надежность, твердость, жизненная мудрость, равновесие, покой, сила, элегантность, задумчивость.
5) Литературный пример: стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»
Как-нЫ-не-/сби-рА-ет-/ся-вЕ-щий-/о-лЕг
От-мстИть-не-/ра-зУм-ным-/ хо-зА-рам
Их-сЁ-лы-/и-нИ-вы-/за-бУй-ный-/на-бЕг
Об-рЁк-он –ме-чАм- и- по-жА-рам
(четырехстопный амфибрахий).
6) Памятка-помощница:
А-вЫ-ам-/фи-брА-хи/-я-чАс-то-/встре-чА-ли
Он-веЕч-но-/за-дУм-чив-/и-вЕч-но-/в пе-чА-ли
Три-шА-га-/про-хО-дит/-ре-шИ-тель-/но-твЁр-до
Он-мУд-рый/-на-дЁж-ный-/спо-кОй-ный-/и- гОр-дый
Анапест
1) Трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
2) Этимология: «отраженный назад, обратный дактилю»
3) Схема: / UUU' /(ударные слоги: 3/6/9/12)
4) Характеристика:особый характер ритмичности: напряженность, стремительность, движение, призывность, передаёт душевные искания лирического героя.
5) Литературный пример: А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…»
Я- у-бИт-/по-до-РжЕ/-вом
В бе-зы-мЯн-/ном-бо-лО-/те
В пя-той –рО-/те- на-лЕ-/вом
При-жес-тО-/ком- на-лЁ-/те
(трехстопный анапест)
6) Памятка-помощница:
А-ге-рОй-/стал-а-нА/-пест-ис-кАть
Что-бы-чУвст/-ва-сво-И/-рас-ска-зАть
Так-как-Э/-тот-трех-слОж/-ный-раз-мЕр
Мыс-ли-Ав/-тор-ской-Яр/-кий-при-мЕр
Спа-сИ-/бо-зА-/вни-мА-/ни-Е
(благодарный четырехстопный ямб)
Литература:
1 Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В. Н. Ярхо. М., 1995.
2 Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969–1975.
3 Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.
4 Гомер. Илиада. М., «Художественная литература», 1978 г. Песнь 23, с. 479–500ф
5 Гумилёв Н. Письма о русской поэзии. //Библиотека русской критики: Критика русского постсимволизма. М., 2002.
6 Литература: учебник для 5 (6) класса общеобразовательных организаций: в 2 ч./авт.-сост. Г. С. Меркин-М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016 г.
7 Литературный справочник. Режим доступа: http://lit100.ru/
8 Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Государственная учебно-педагогическое издательство просвещения РСФСР, 1957 г., 77 с., с. 45
9 Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957–1984.
10 Музыкально-теоретические системы: Учебник для• историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., Холопов ю., Кириллина л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В., 2006. — 632 с., с. 44
11 Пиррические танцы: Режим доступа: http://tanec.kz/people-choreography/pirricheskie-tancy.html
12 Сидоров С. В. Как сделать, чтобы школьники легко запоминали и определяли стихотворные размеры — Статьи. Режим доступа: http://si-sv.com
13 Словарь иностранных слов русского языка. Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/словарь-иностранных-слов-русского-языка/
14 Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. — Санкт-Петербург: Паритет, 2006. — 314 с.
15 Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.1.: А — К, М.: Русские словари, 1995.
16 Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.