Права ребёнка — равны ли они правам взрослых? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №4 (13) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 21433 раза

Библиографическое описание:

Муравьев, А. А. Права ребёнка — равны ли они правам взрослых? / А. А. Муравьев, Э. В. Гордон. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/young/archive/13/1018/ (дата обращения: 27.04.2024).



 

Всеобщая декларация прав человека указывается, что все люди равны и свободны с самого первого дня их рождения (ст. 1) [2]. В то же время права ребёнка и права взрослого гражданина любой страны — это совсем не одно и то же.

Каким образом граждане участвуют в политической жизни своего государства? Участие в выборах принимают лишь те лица, которые достигли определённого возраста, или совершеннолетия. Так, в Древней Греции совершеннолетними считались все свободные мужчины, которым исполнилось 12 лет [4, с. 140]. Практически сейчас во многих странах мира изъявлять своё мнение и участвовать в голосовании можно лишь после того, как человеку исполнится 18 лет.

Следовательно, маленький ребёнок, которому ещё нет 18 лет, имеет право далеко не на всё, что имеют право его родители. Так почему же права ребенка отличаются от прав взрослого человека? И из чего исходит подобное неравенство?

Человек реализовывает свои права в тех случаях, когда не ущемляет права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют, поэтому несут больше ответственности.

Известный педагог-гуманист и писатель Януш Корчак указывал, что дети не глупее и ничем не хуже взрослых — им просто не хватает опыта [5]. Конечно, у детей нет большого жизненного опыта, и им очень тяжело самостоятельно нести ответственность за свои действия в нашем современном мире.

Дети не только неопытнее, но и слабее взрослых. Поэтому права первых защищаются специальными дополнительными мерами — такими, как Конституция РФ (ст. 38) [1], Конвенция о правах детей ООН [3].

Так какими правами и обязанностями обладают несовершеннолетние?

1)                 право на жизнь. Любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону;

2)                 право на получение имени;

3)                 с детства у каждого имеются права на свободу и личную неприкосновенность, что подразумевает отсутствие серьезных наказаний, истязаний;

4)                 право на образование;

5)                 в ряде ситуаций, когда требуется помощь специалистов, например, докторов, психологов, дети имеют преимущество перед взрослыми в получении поддержки;

6)                 имущественные права и обязанности появляются у детей с раннего возраста, ведь они могут получать наследство или крупные подарки, но, действуют от имени ребенка взрослые представители;

7)                 выражать своё мнение, которое в определенных ситуациях учитывается даже в суде, тоже является одним из прав несовершеннолетнего.

Права и обязанности ребенка дома в основном устанавливаются родителями. Но, конечно, требования мамы или папы не должны противоречить действующему законодательству.

Помимо прав, интересов и потребностей, дети также имеют обязанности. Так, каждый ребёнок имеет право на образование. В то же время у него есть обязанность посещать школу, выполнять домашние задания, слушать учителей.

Каждый ребенок имеет право требовать уважения собственных прав, однако при этом он также должен уважать и считаться с правами других детей и взрослых.

Государство контролирует вопрос защиты прав несовершеннолетних даже при обучении в школе. Данными функциями обладают учителя. Они не только обучают ребёнка, но и проводят воспитательные беседы, как на уроках, так вне уроков, а также классные часы.

Если будет замечено какое-то нарушение в отношении прав одного из учеников, педагог обязан принять соответствующие меры.

Итак, можно сделать вывод: права ребенка отличаются от прав взрослого человека не потому, что дети глупее или хуже взрослых, а потому, что им просто не хватает жизненного опыта и определенных знаний. Чем старше становится человек, тем больше он приобретает прав и обязанностей.

На сегодняшний день в нашей стране дети во многом имеют те же права, что и взрослые. И дети, и взрослые имеют право на жизнь, на защиту от насилия, на достойное обращение, на отношения с членами своей семьи и близкими людьми, на благоприятные культурные, физические и социально-экономические условия для развития, а также на отстаивание своих собственных взглядов.

 

Литература:

 

  1.                Конституция РФ. [Электронный ресурс]: основной закон Российской Федерации. Режим доступа: http://www.constitution.ru/10003000/10003000–4.htm.
  2.                Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс] / Всеобщая декларация прав человек. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.
  3.                Конвенция о правах ребёнка. [Электронный ресурс] / Конвенция о правах ребёнка. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  4.                Ботнинник М. Н., Каллястов Д. П. и др. В афинской школе [Текст] / Д. П. Каллястов, М. Н. Ботвинник и др. // Древняя Греция. Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1974. С. 140–141.
  5.                Корчак Я. Открытое окно. Право ребёнка на уважение. Пренебрежение или недоверие. Право ребёнка быть собой. [Электронный ресурс] / Я. Корчак. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/32.php.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, взрослый, взрослый человек, жизненный опыт, обязанность.


Похожие статьи

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт.

Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Через процесс семейного общения передается жизненный опыт старшего поколения и уровень

Человек, не ощущавший любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и в целом

Взрослые должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок брался за дела...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности.

Особенности профессионального обучения взрослых

Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся

4) наличие жизненного опыта — важного источника обучения; 5) влияние на процесс обучения

Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл.

Роль семьи в развитии личности | Статья в сборнике...

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Под развитием взрослости понимается формирование готовности ребенка к жизни в социуме взрослых в качестве равноправного, полноценного участника. В этом процессе выделяются две стороны становления объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей...

Формирование заботливого отношения детей к семье

Причиной такой избирательности является личный опыт ребенка и пример взрослого.

Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением.

Похожие статьи

Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на...

В данной статье раскрывается вопрос влияния раннего опыта отношений привязанности в диаде мать-ребенок на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека.

Влияние семьи на личность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт.

Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние.

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Через процесс семейного общения передается жизненный опыт старшего поколения и уровень

Человек, не ощущавший любви со стороны своих близких, никогда не сможет уважать их и в целом

Взрослые должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок брался за дела...

Некоторые особенности воспитания школьников в подростковом...

Известно, что «взрослая» жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подростку же приходится в относительно короткий период осваивать эту сферу во всей ее сложности.

Особенности профессионального обучения взрослых

Объект обучения — взрослые люди, имеют профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся

4) наличие жизненного опыта — важного источника обучения; 5) влияние на процесс обучения

Большинство взрослых не заинтересовано в получении знаний для того...

Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл.

Роль семьи в развитии личности | Статья в сборнике...

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей...

Психологические особенности влияния матери на формирование...

Под развитием взрослости понимается формирование готовности ребенка к жизни в социуме взрослых в качестве равноправного, полноценного участника. В этом процессе выделяются две стороны становления объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых людей...

Формирование заботливого отношения детей к семье

Причиной такой избирательности является личный опыт ребенка и пример взрослого.

Опыт заботливого поведения у детей приобретается на основе единства педагогических требований всех членов семьи при тесном сотрудничестве с дошкольным учреждением.

Задать вопрос