Как, чем и на чем писали в Древней Руси | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 07.04.2017

Статья просмотрена: 22847 раз

Библиографическое описание:

Суздальцев, А. Г. Как, чем и на чем писали в Древней Руси / А. Г. Суздальцев, О. В. Черняк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/885/ (дата обращения: 26.04.2024).



До принятия христианства русский язык не имел своей письменности. Только с конца X в. на Руси появилась азбука — кириллица. Названа она так в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал в IX в. одну из славянских азбук. Тот славянский язык, для которого был создан алфавит, именуется старославянским. Этот язык сохранился в виде церковнославянского и сегодня используется в православных храмах для проведения богослужений.

На Руси появилась письменность, и многие люди овладели грамотой. Вначале читать и писать могли только служители церкви. При храмах создавались школы, в которых мальчиков и девочек, в основном из знатных семей, обучали грамоте. Горожане тоже учились чтению и письму, но большинство сельских жителей оставалось неграмотным.

На чем же писали и какой из материалов был самым распространенным? Основным материалом для письма до XIV в. был пергамен, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его из кожи телят, козлят и ягнят.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Из одной шкуры теленка получалось 7–8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо.

Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера — это деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене, реже использовался воск другого цвета. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.

В 2000 г. в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI в. были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переписывать сразу после ее Крещения. Однако на Руси церы не получили широкого распространения. Во время археологических раскопок XX в. Новгороде их было найдено всего 11 экземпляров.

В отличие от дорогого пергамена самым легкодоступным материалом для письма на Руси была — береста. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее, как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной — шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала.

Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете.

В качестве орудий письма древние писцы использовали птичьи, преимущественно гусиные, лебединые перья. Реже использовались перья павлина, в таких случаях писец не упускал возможности похвалиться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX в.

Чернила могли позволить себе только богатые люди. Ими писались книги и рукописи, сказания и важные акты государственного значения. Лебединым пером или павлиньим писал только царь, а большинство обычных книг были написаны гусиным пером.

Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодно перо из левого крыла птицы, т. к. оно имеет удобный угол для письма правой рукой. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячие и влажные песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Кончик пера затачивали наискось. Перочинный ножик был всегда у писца. Для написания красками заглавных букв и заголовков пользовались кисточками.

Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» — болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные — камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими породами).

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды — чернильницы. Чернильница позволяла чернилу не выливаться на стол и потому должны были иметь форму позволяющую стоять устойчиво на столе.

Литература:

  1. Беренбаум И. Е. История книги. — М.: Книга, 1984. — 248 с.
  2. Балязин В. Н. Занимательная история России. С древнейших времен до середины XVI века. М.: Первое сентября, 2001.
  3. Драчук В. Дорогами тысячелетий. — М.: Молодая гвардия, 1977. – 256 с.
  4. Немировский Е. П. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М.: Просвещение, 1991.
  5. Павлов И. П. Про твою книгу: Научно-популярная лит-ра. — Л.: Дет. лит., 1991. — 113 с.
  6. Янин В. Л. Я послал тебе бересту… — М.: Изд-во Московского университета, 1975.
  7. www.bibliotekar.ru/rus — подборка научных, литературных и изобразительных трудов по истории Древней Руси.
Основные термины (генерируются автоматически): Русь, чернила, Новгород, письмо, воск, камедь.


Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи...

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале...

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и...

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А.А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри...

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс...

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи...

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды...

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской...»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

Похожие статьи

История создания славянской системы письма | Статья в журнале...

Письмо является вторым по важности — после звукового языка — средством общения людей. Оно возникло значительно позже языка в

Проникновение славянской азбуки на Русь. Кирилло-мефодиевская азбука используется на Руси уже в языческий период, в частности, для записи...

Рабочие инструменты древнего стеклодела | Статья в журнале...

Безбородов М. А. Химический состав и технологические приемы производства стекла в Древней Руси. История народных промыслов | Статья в журнале «Школьная...» В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и...

История возникновения торгового мореплавания на Руси

Статья посвящена истории торгового мореплавания, которая охватывает период с древнейших времен и период становления и расцвета Древнерусского государства — Киевской Руси. Определены период и причины возникновения торгового мореплавания на Руси.

К вопросу о датировке бересты с изображением святой Варвары

В 2001 году была опубликована статья академиков Российской Академии Наук А.А. Зализняка и В.Л. Янина [1], посвященная в основном двум находкам, сделанным археологами в Великом Новгороде, – листу бересты с записанной на нем датой, а также Новгородской псалтыри...

Проблемы сохранения памятников иконописи и возрождения...

Искусство иконописания возникло на Руси с принятием христианства и вместе с ним пришло из Византии. О первых привезенных на Русь иконах

В 2000 г. юбилейный Архиерейский собор РПЦ направил письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором отметил, что процесс...

История выработки простейших стеклянных изделий

В Киеве, Новгороде, Старой Рязани, Гродно, Вышгороде и других древнерусских городах их немного по сравнению с бусами и браслетами. В Чехословакии отмечены лишь единичные находки, а на территории южных славян стеклянные кольца не найдены.

Научно-исследовательская работа и реставрация иконы...

1. Алешин А. Б. «Реставрация станковой масляной живописи в России» ВХНРЦ, М.,1976. 2. Драницин Н. Н. «Адрес-календарь Нижегородской Епархии на 1904г». Нижний Новгород: Типо-Литография Т-ва И. М. Машистова, 1904 г. (стр.282).

Текстологический анализ рассказа Лаврентьевской летописи...

Изучение текста летописей несет в себе много нюансов, связанных с тем, что летописи составлялись не так, как другие литературные и исторические произведения Древней Руси.

В результате поход монголов на Северо-Восточную Русь описывается Антонием дважды...

Трагедия царской семьи в незаконченной «Поэме о царской...»

«Поэма о Царской семье» стала итоговым произведением Марины Цветаевой. Из писем Цветаевой узнаем, что поэма была написана полностью, однако она не сохранилась и до нас дошли лишь несколько фрагментов.

Задать вопрос