Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 4987 раз

Библиографическое описание:

Лагошина, С. С. Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов / С. С. Лагошина, В. В. Чаплыгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/832/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного.Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхождения его образа.

Ключевые слова: Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, мифология, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян.

В високосный год 29 февраля чествуется самое злое божество славянской мифологии Кащей или Чернобог. Казалось, сказочный образ Кощея Бессмертного никак не может быть связан с божеством, пусть и злым.

Кто же стоит за образом Кощея Бессмертного? Почему его связывают с Чернобогом? Есть ли еще прототипы у Кощея? Все эти вопросы подтолкнули нас к исследованию.

Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий [1]. Мы видим Кощея в образе царя и колдуна большой силы, часто на коне. Жилище Кощея всегда находится очень далеко, будь то дворец, замок или большой дом, в котором находятся несметные богатства. Кощей Бессмертный обладает магической силой и является могущественным чародеем. Но все же Кощея можно победить.

Главной особенностью Кощея Бессмертного является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, в нем оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что вызывает быструю смерть Кощея.

В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» — колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить [2].Другие ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Есть предположения, что имя Кощея говорит о его богатстве. В древнерусском слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым» [3].

Всё это есть в сказках. В одних сказках Кощей «гремит костями», в других – «над златом чахнет», оберегая свои богатства, в третьих – он пленник.

Существуют разные версии прототипов Кощея Бессмертного.

Один из прототипов Кощея Бессмертного – Карачун зимнее славянское божество. Карачун-Кощей — это бог смерти от холода [4]. Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней. Пришло время людям покинуть родину, которая покрывалась льдами. Уйти вслед за рыбами, птицами на далекий материк. Грозному Карачуну служили медведи-бураны и метели-волки.

Некоторые исследователи считают, что образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу [7]. Имя этого божества упоминается в ряде летописей после принятия христианства на Руси. Во всех легендах, песнях и сказаниях Чернобог предстаёт как некая тёмная сущность и повелитель всех воинств загробного мира, подземного царства. Чернобога называли также и Черным змеем, и Кощеем. В некоторых мифах говорится о том, что Кощей – сын Чернобога. Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Праздник Чернобога отмечается 29 февраля [5].

В эпоху двоеверия на Руси прототип Кощея – святой Касьян. Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии [8]. Народные русские предания, легенды и поверья, сделали образ Святого Касьяна отрицательным, хотя этот реальный человек жил праведной жизнью. Так как именины святого отмечаются 29 февраля, образ Чернобога и святого Касиана как бы «срослись». В народе его называли Касьяном Завистником, Касьяном Скупым, Касьяном Грозным... Внешность и характер были у него отвратительные. Косящие глаза и мертвящий взгляд. На Руси говорили: «Касьян на траву взглянет – трава вянет, на скот – скот дохнет, на дерево – дерево сохнет. На народ взглянет – народу тяжело» [6]. Поэтому в Касьянов день (Кощий день) боялись выходить из дому, чтобы не попасть под «глаз Касьяна».

В Касьянов день славяне провожали зиму. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно было раздавить в руке сырое куриное яйцо. Считалось, что таким образом Кощею, смерть которого скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой и зиму, то заодно кончается и зима.

Мы провели сравнительный анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов и выяснили, что у Кощея, Чернобога и Карачуна больше общих черт, чем у Касьяна и Кощея. Так, например, внешний вид примерно одинаков у первых трех персонажей, а внешность Касьяна отличается. Местом обитания у Святого Касьяна служил монастырь, т. к. он был монахом, и даже утратив свою «святость» он не ушел в подземелье или темное царство, как Карачун, Чернобог или Кощей. Не прослеживается у Касьяна связь с животными, кроме того, что от его взгляда «скот дохнет».

Сходство у Касьяна с Карачуном и Чернобогом проявляется лишь в злодеяниях, направленных на людей, да празднике «Кощеев день».

Мы видим, что сам народ объединил эти образы, нарекая их общим именем Кощей (Кащей), наделяя страшной внешностью и магической силой разрушения. Мы считаем, что прототипами его в разное время были Карачун (язычество) и Чернобог (о нем упоминается после принятия христианства). Касьян как прототип Кощея менее вероятен. Так зачем же появился Кощей? Ни с Карачуном, ни с Чернобогом никто никогда не осмеливался бороться, выступать против них, наоборот, Чернобогу ставили идолов и приносили жертвы. Создание сказочного образа Кощея, которого может победить герой, необходимо было для того, чтобы уравновесить античеловеческий образ истинного Чернобога.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся вторых классов с целью определить, что знают младшие школьники по данной теме.

Результаты опроса показали, что всем известна версия о происхождении имени Кощея от слова «кость». Чуть меньше половины ребят указали на знание и других версий. А вот о прототипах Кощея практически никто не знает, как и о празднике «Кощеев день». Так что, мне есть о чем рассказать одноклассникам!

Литература:

  1. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т — М., 1957.
  2. Славянская мифология: Энциклопедический словарь/ Науч. ред.: В. Я. Петрухин и др. — М., 1995.

3. Калашников В. Русская демонология. Издательство: Ломоносов, 2014.

  1. Забытые боги древних славян. Карачун. Режим доступа: http://taynikrus.ru/
  2. Калейдоскоп праздников. Режим доступа: http://chippfest.blogspot.ru/
  3. Календарь событий: Режим доступа: http://www.calend.ru/
  4. «Кощей Бессмертный – символ вечно проигрывающего зла». Режим доступа: http://www.echo.az
  5. Святой Касьян и Касьянов день. Режим доступа: http://novogodje.ru/svyatoj-kasyan-i-kasyanov-den.html
Основные термины (генерируются автоматически): Чернобог, Карачун, прототип, Русь, день, золотое яйцо, образ, принятие христианства, сказочный образ.


Ключевые слова

мифология, Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян

Похожие статьи

Откуда появился Змей Горыныч?

В статье проанализировано происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках. Изучена историческая основа.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

В статье проведен исторический анализ фильма «Викинг» и предпринята попытка рассмотрения образа князя Владимира Святославича в контексте поиска национального героя.

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Этимолография проблемы топонима «Юрга»

Статья рассматривает варианты этимологического происхождения топонима города (реки) Юрга и взаимосвязи похожих названий из других языков и культур. В результате проведенного исследования были найдены несколько вариантов значений топонима ЮРГА на терр...

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна

В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в XX и XXI века.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложе...

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «реальный» Кощей С. Безрукова

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Похожие статьи

Откуда появился Змей Горыныч?

В статье проанализировано происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках. Изучена историческая основа.

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

В статье проведен исторический анализ фильма «Викинг» и предпринята попытка рассмотрения образа князя Владимира Святославича в контексте поиска национального героя.

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Этимолография проблемы топонима «Юрга»

Статья рассматривает варианты этимологического происхождения топонима города (реки) Юрга и взаимосвязи похожих названий из других языков и культур. В результате проведенного исследования были найдены несколько вариантов значений топонима ЮРГА на терр...

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна

В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в XX и XXI века.

Фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий»

В статье автор исследует фольклорные и литературные источники повести Н. В. Гоголя «Вий», ищет аналоги образа Вия в славянском фольклоре, анализирует сюжет о смерти ведьмы, обобщает современные подходы филологов и историков к данной проблеме.

Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложе...

К анализу эволюции образа Кощея Бессмертного в русских киносказках: «реальный» Кощей С. Безрукова

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Задать вопрос