Откуда появился Змей Горыныч? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 6801 раз

Библиографическое описание:

Спиркин, А. Д. Откуда появился Змей Горыныч? / А. Д. Спиркин, Р. Х. Байбикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/387/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проанализировано происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках.Изучена историческая основа.

Ключевые слова: образ Змея Горыныча.

Цель исследования: изучить и проанализировать происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с особенностями образа Змея Горыныча в русских сказках.

2.Узнать его историческую основу.

Гипотеза:В основе происхождения образа Змея Горыныча лежит факт существования звероящеров, обитавших на территории древней Руси.

Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна происхождения такого яркого персонажа русского фольклора как Змей Горыныч.

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.

О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях.

О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.

Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.

Древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера — праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Все поклонения и тотемы (обожествляемое животное, считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями.

Известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру, который «залегша в той реце Волхове».

Он пишет по этому поводу [3]: «…особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII—XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских голов (конь — обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века).Орнаментика новгородских гусель XI—XIV веков прямо указывает на связь инструмента со стихией воды и ее повелителем, царем подводного мира- ящером. Все это вполне соотносится с вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».

C:\Users\Admin\Documents\123867419_5402287_pic032.jpg

Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами.

C:\Users\Admin\Documents\original.jpgC:\Users\Admin\Documents\86312358_rostov_n_10 (1).jpg

Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града». Неизвестный летописец в XVI веке писал о том, что [1] «в лете 7090, т. е. в 1582 году, лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе по всей земли молились богу. Они прятались и сбегал».

Немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века, рассказывает об одомашненных русскими людьми звероящерах. Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: [4] «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60–70 см) в длину и называемых гивоитами.

Свидетельством существования змеев на Руси являются фрески XII века, что находились в Староладогской церкви Святого Георгия. Они изображают всадника, который не совершает убийство змея. На них женщина тащит его как пленника. Возможно, наши предки действительно видели Змея Горыныча и даже смогли его приручить.

C:\Users\Admin\Documents\20.jpg

Анализ летописей и рукописей показал, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад. А на возникший в связи с этим вопрос, куда же они исчезли, ответ стоит искать все в тех же летописях. Вероятнее всего, что сторонники христианства истребили священных для язычников животных. Дабы лишить их идолов. Но этот вопрос может стать темой нашего следующего исследовательского проекта.

Таким образом, цель и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза существования звероящеров на территории древнерусских земель нашла свое подтверждение.

Основные термины (генерируются автоматически): происхождение образа Змея, Змей, Древняя Русь, историческая основа, IV-V, гусли, русский, сказка.


Ключевые слова

образ Змея Горыныча

Похожие статьи

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхож...

Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложе...

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

В статье проведен исторический анализ фильма «Викинг» и предпринята попытка рассмотрения образа князя Владимира Святославича в контексте поиска национального героя.

К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна

В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в XX и XXI века.

Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе»

В статье сравнено характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе.

Царь Крез и его место в «Истории» Геродота

В статье автор пытается выявить основные мотивы появления царя Креза в историческом труде Геродота. Исследуются основные традиции, сформировавшие логос о Крезе.

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Ведьма в русском языковом сознании

В статье рассматриваются значения слова «ведьма», зафиксированные в этимологических и толковых словарях русского языка и русских народных сказках. Делается вывод о том, какой образ ведьмы представлен в сознании русского человека.

Похожие статьи

Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов

В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхож...

Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок

Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложе...

Образ князя Владимира Святославича в фильме «Викинг»

В статье проведен исторический анализ фильма «Викинг» и предпринята попытка рассмотрения образа князя Владимира Святославича в контексте поиска национального героя.

К вопросу о функциональной составляющей восточнославянского бога Перуна

В работе освященные основные функциональные характеристики восточнославянского громовержца (Перуна), основываясь на гипотезах выдвинутых научным сообществом в XX и XXI века.

Изучение особенностей образов насекомых в произведениях К. И. Чуковского «Муха — Цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе»

В статье сравнено характер и образ насекомых в реальной жизни и в художественной литературе.

Царь Крез и его место в «Истории» Геродота

В статье автор пытается выявить основные мотивы появления царя Креза в историческом труде Геродота. Исследуются основные традиции, сформировавшие логос о Крезе.

Животные-трикстеры в сказках

В статье анализируется образ трикстера на примере сказок о животных, рассматриваются основные поведенческие стереотипы трикстеров, обосновывается появление этого образа из первобытных тотемных божеств.

Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями

Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным чел...

Образ женщины в казахской культуре

В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.

Ведьма в русском языковом сознании

В статье рассматриваются значения слова «ведьма», зафиксированные в этимологических и толковых словарях русского языка и русских народных сказках. Делается вывод о том, какой образ ведьмы представлен в сознании русского человека.

Задать вопрос