Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера
Автор: Мирзоева Эльвира Расимовна
Рубрика: Финансовое право
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (5) май 2018 г.
Дата публикации: 08.05.2018
Статья просмотрена: 1430 раз
Библиографическое описание:
Мирзоева, Э. Р. Регулирование монопольной деятельности посредством мер законодательного и экономического характера / Э. Р. Мирзоева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 3 (5). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/91/3081/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются актуальные проблемы монопольной власти на современном рынке и вытекающей из этого необходимости глубинного понимания сущности монополии, а также законодательного регулирования данной рыночной структуры.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ.
Несмотря на реальные убытки, создаваемые недобросовестными фирмами-монополистами, большинство учёных-экономистов все же сходятся во мнении, что монополии имеют право на существование в современных рыночных условиях, так как ничем иным их заменить просто невозможно. Если бы каждой железнодорожной веткой между городами владела отдельная организация, то это привело бы к возрастанию стоимости транспортировки и нарушению целостности экономического пространства. Неизбежность существования монополий и в то же время необходимость эффективного предотвращения негативных последствий монопольной власти побуждает государство за счет принадлежащего ему механизма принуждения использовать определенные инструменты для регулирования их деятельности.
Регулирование монопольной деятельности осуществляется посредством мер законодательного и экономического характера.
Антимонопольное законодательство, в узком смысле, подразумевает формальные нормы, направленные против появления чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение недобросовестных действий экономических субъектов. В широком смысле, антимонопольное законодательство направлено против всех форм накопления монопольной власти, любых форм монопольного поведения [3].
Классическим примером антимонопольного законодательства является антитрестовское законодательство США. Первым его актом стал знаменитый закон Шермана (1890г.), который был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности, и нацелен на борьбу с уже существующими монополиями. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование фирм [3].
Современное российское антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2], Федерального закона от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», иных федеральных законах, регулирующих отношения связанные с защитой конкуренции, предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [1].
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти. Традиционно выделяет три условные группы механизмов регулирования монополий [6]:
- Непосредственное (прямое) установление цен на продукцию естественных монополистов, которое призвано, во-первых, гарантировать производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, в том, который был бы при совершенной конкуренции, и, во-вторых, обеспечить самофинансирование предприятия.
С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные и нелинейные. Исходя из этого, целесообразно выделить три способа ценообразования:
– линейное ценообразование — установление максимальных цен на уровне средних общих издержек при равенстве их спросу;
– ценообразование Рамсея — установление цен на уровне предельных издержек, равных сложившемуся спросу. Ценами Рамсея называют линейные цены, минимизирующие чистые потери общества при условии, что общая выручка предприятия равна его общим затратам [8];
– нелинейное ценообразование, самым простым случаем которого, является метод установления двуставочного (двуступенчатого) тарифа. Одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, определяется делением величины убытка на общее число потребителей. Первую часть можно сравнить с абонентской платой (фиксированная сумма с любого потребителя), а вторая выступает платой за каждую единицу продукции в соответствии с ценой, которую устанавливает государство [7].
- Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли и объемов производства. Является производным от методов установления цен. Их суть заключается в жестком лимитировании максимального размера прибыли или минимального объёма производства, диктуя тем самым и одновременно контролируя уровень цен монополиста.
- Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии [6]. Речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример — передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика имела место быть и в России.
Объективными причинами, способствующими на сегодняшний день возникновению монополий и препятствующих развитию конкуренции на российских рынках, являются следующие:
– отраслевая структура российской экономики с преобладанием сырьевых отраслей или отраслей с низкой степенью переработки;
– экспортная ориентация компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке;
– незавершенность преобразований в области либерализации экономики, в первую очередь защиты прав субъектов хозяйственной деятельности;
– избыточные ограничения входа новых участников на рынки;
– кризисы и антикризисные меры, влияющие на конкуренцию [4].
На рынках, обладающих подобными характеристиками, выше стимулы к заключению и поддержанию соглашений о ценах и в широком смысле — к отказу от конкуренции. Крупные компании в таком случае имеют больше возможностей ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке. Сильнее и потенциальные отрицательные эффекты от дополнительного повышения концентрации, в том числе от слияний.
Большинство описанных факторов, препятствующих конкуренции и влекущих за собой установление монопольной власти, не могут быть устранены с помощью даже идеального применения идеального антимонопольного законодательства. Для решения этой задачи требуются меры активной конкурентной политики, — включая повышение защиты прав собственности, расширение экономической свободы, снятие инфраструктурных ограничений, — на протяжении многих лет [4].
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы [5]:
- создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции за счет:
– совершенствования антимонопольного законодательства и практик его применения;
– реализации институциональных мер, направленных на развитие конкуренции;
– создания правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами РФ;
– внедрения эффективных инструментов методического сопровождения деятельности антимонопольных органов;
– повышения качества межведомственного взаимодействия и взаимодействия с судебными органами;
– повышения эффективности деятельности антимонопольных органов;
– развития внешних и внутренних коммуникаций.
- снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков путем внедрения институтов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования органов власти;
- обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования путем реформирования базовых институтов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а именно:
– стимулирования снижения цен на услуги естественных монополий, повышения качества таких услуг и их доступности;
– повышение эффективности реформирования субъектов естественных монополий;
– повышение прозрачности закупок, осуществляемых субъектами естественных монополий, в целях снижения себестоимости и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов;
– повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественных монополий.
- создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества путем развития и совершенствования механизмов размещения государственного заказа.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что неизбежность существования монополий и вместе с тем необходимость эффективного предотвращения негативных последствий монопольной власти побуждает государство использовать меры законодательного и экономического регулирования деятельности монополий.
Наличие на современном рынке значительного количества факторов, препятствующих конкуренции и влекущих за собой установление монопольной власти, обуславливает в первую очередь необходимость внедрения в отечественную практику мер активной конкурентной политики и наряду с этим действия, направленные на совершенствование современного антимонопольного законодательства.
Литература:
- Федеральный закон от 17.08.1995г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Официальный сайт компании "КонсультантПлюс". — [1997-2017 КонсультантПлюс]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/
- Федеральный закон от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Официальный сайт компании "КонсультантПлюс".– [1997-2017 КонсультантПлюс]. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572с.
- Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений: доклад к XII Международной научной конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по проблемам развития экономики и общества, Москва, 5–7 апреля 2011 г. / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 111с.
- «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024г.» (утв. Президиумом ФАС России от 03.07.2013) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России. — [Электронный ресурс]. — http://fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf
- Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М. 50 лекций по экономике: учебное пособие. — М.: Издательство «Экономическая школа», 2000. — [Электронный ресурс]. — http://50.economicus.ru/index.php?ch=5&le=48&r=3&z=1
- Цихотский Ф.Н, Телкова М.Г, Кривцова М.К. Государственное регулирование естественных монополий // Транспортное дело России. — № 1. — 2014. — 172-176с.
- Ramsey F.P. A contribution to the theory of taxation // Econ. J. 1927. Vol. 37. P. 47-61.
Ключевые слова
антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФПохожие статьи
Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий
В статье рассмотрены актуальные аспекты функционирования и правового регулирования института естественных монополий. Исходя из положений действующего законодательства, проанализированы методы государственного регулирования естественных монополий. Сде...
Государственное регулирование экономики: правовой аспект
В статье рассматривается роль правового регулирования государством общественных отношений, возникающих в сфере экономики. Роль правового регулирования в рамках экономических процессов анализируется через призму экономической функции государства. Авто...
Принцип законности по отношению к банковской деятельности
В статье рассмотрено значение системы принципов банковского права, вопросы взаимосвязи и взаимовлияния общеправовых и отраслевых принципов, форма реализации принципа законности по отношению к банковской деятельности. Определено актуальное направление...
Проблемы организации деятельности корпораций в аспекте механизма правового регулирования
В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования корпораций в аспекте действующего законодательства Российской Федерации. Выявленная проблематика указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулиро...
Роль государства в рыночной экономике
Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирова...
Методы и формы государственного регулирования экономики
Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.
Актуальные проблемы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации
В статье рассматриваются правовые аспекты развития банковской системы. Автор делает вывод о том, что правовое регулирование банковской системы является недостаточным и требуется как совершенствование существующей правовой базы, так и принятие новых н...
Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности
В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...
Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства
В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.
Похожие статьи
Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий
В статье рассмотрены актуальные аспекты функционирования и правового регулирования института естественных монополий. Исходя из положений действующего законодательства, проанализированы методы государственного регулирования естественных монополий. Сде...
Государственное регулирование экономики: правовой аспект
В статье рассматривается роль правового регулирования государством общественных отношений, возникающих в сфере экономики. Роль правового регулирования в рамках экономических процессов анализируется через призму экономической функции государства. Авто...
Принцип законности по отношению к банковской деятельности
В статье рассмотрено значение системы принципов банковского права, вопросы взаимосвязи и взаимовлияния общеправовых и отраслевых принципов, форма реализации принципа законности по отношению к банковской деятельности. Определено актуальное направление...
Проблемы организации деятельности корпораций в аспекте механизма правового регулирования
В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования корпораций в аспекте действующего законодательства Российской Федерации. Выявленная проблематика указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулиро...
Роль государства в рыночной экономике
Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирова...
Методы и формы государственного регулирования экономики
Статья посвящена изучению характерных черт государственного регулирования экономики. Представлены основные формы и методы этого вида регулирования, определена важность данных институтов и процесса их практической реализации.
Актуальные проблемы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации
В статье рассматриваются правовые аспекты развития банковской системы. Автор делает вывод о том, что правовое регулирование банковской системы является недостаточным и требуется как совершенствование существующей правовой базы, так и принятие новых н...
Основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности
В данной статье рассматриваются основные принципы правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности. Разбираются вопросы, связанные с определением и сущностью предпринимательства, роли государства в создании благоп...
Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства
В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.
Актуальные проблемы развития государственного финансового контроля
В статье рассматриваются правовые основы осуществления финансового контроля. Также освещены вопросы, возникающие при осуществлении государственного финансового контроля в Российской Федерации, и пути его развития.