Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Об институте мировых судей в России

Гражданское право и процесс
22.10.2017
3433
Поделиться
Библиографическое описание
Дюдиков, Р. Р. Об институте мировых судей в России / Р. Р. Дюдиков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2770/.


В данной статье рассмотрены основные положения в деятельности института мировых судей. Рассмотрен ряд актуальных проблемных вопросов, посвященных институту мировой юстиции. Проанализированы характерные особенности правового статуса института мировой юстиции. Даются рекомендации по увеличению роли законодательных инициатив субъектов Федерации в деятельности мировой юстиции с перспективой дальнейшего совершенствования на законодательном уровне. В связи с чем, необходимо признать важнейшую роль института мировых судей в формировании современной судебной системы в России.

Ключевые слова: мировые судьи, институт мировых судей, статус мирового судьи

This article examines the main provisions in the activity of Institute of world judges. Considered a number of topical problem questions on the Institute of global justice. The author analyzed the typical features of the legal status of the Institute of global justice. Recommendations for increasing the role of legislative initiatives of constituent entities of the Russian Federation in the activities of the justice of the peace with the prospect of further improvement at the legislative level. In this connection, you need to recognize the critical role of Institute of world judges in the formation of modern judicial system in Russia.

Keywords: justices of the peace, Institute of world judges, the status of the magistrate

Исторически зарождение в России института мировой юстиции происходит в 1864 году, и, как известно, существовавшая на тот момент судебная система была несовершенной, не доработанной и не отвечала тем требованиям и нормам, которые возлагались на мировой суд при его создании [5, с 219]. Причинами тому были и их зависимость от исполнительной власти, и сословное разделение населения с предвзятостью привилегированного класса, и к тому же отсутствовала нормально функционирующая система обжалования решений мировых судей в вышестоящих органах судебной власти.

Спустя довольно значительное время в конце 80-х в начале 90-х гг. XX столетия при смене коммунистической системы общества на капиталистическую, появляется острая необходимость в возрождении мировой юстиции, в связи с увеличившейся нагрузкой в части малозначительных гражданских дел по защите частной собственности, связанных с экономическим развитием страны. И в сравнении с XIX в. введение мировой юстиции в современной России происходит уже на более высоком уровне своего развития.

Правовая основа института мировых судей в первую очередь заключена в Конституции Российской Федерации [1], в Федеральных конституционных законах от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [2] и от 7 февраля 2011г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [3], и в Федеральных законах от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации», Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 «О статусе судей в Российской федерации» [6, с. 116], а также законов субъектов РФ (к примеру, Закон Астраханской области от 27.10.2000г № 49/2000-ОЗ «О мировых судьях в Астраханской области».

По правовому статусу мировые судьи входят в систему судов общей юрисдикции и являются судами соответствующего субъекта РФ, в котором он учрежден.

Согласно действующему законодательству РФ в полномочия мировых судей входит рассмотрение незначительных уголовных и гражданских дел, а также большей части административных дел с целью уменьшить значительную нагрузку районных (городских) судов субъектов РФ. Мировая юстиция представляет суд первой инстанции [8, c. 53]. Их деятельность разграничена пределами судебных участков, созданных субъектами Федерации согласно установленных территориальных и демографических признаков каждого региона страны.

Мировые судьи обладают тем же правовым статусом, что и федеральные судьи, поэтому закон гарантирует мировым судьям и их семьям независимость и неприкосновенность, устанавливает нормы материального обеспечение и социальной защиты, оплату которых производят за счет средств из федерального бюджета.

Значительная роль в осуществлении функционирования деятельности мировой юстиции принадлежит субъектам Федерации. Правда после принятия закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ влияние роли субъекта Федерации в деятельности мировых судей значительно сократилась. Однако субъектам отведен круг обязанностей по формированию состава мировых судей, их количество, учреждению и упразднению судебных участков.

Впрочем, я считаю, что более разумным можно было бы законодателям уделить большую роль субъектам РФ в ведении вопросов в части деятельности мировых судей, т. к. только на местном уровне можно учесть те нормы, обычаи и традиции характерные именно того или иного региона РФ.

Рассмотрим порядок назначения на должность мирового судьи. Согласно действующему закону возможно два варианта: избрание путем народного голосования населением соответствующего судебного участка, либо назначением законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации. К сожалению, все субъекты РФ предпочли последний вариант с назначением на должность мирового судьи, тем самым отдалив от населения мировое правосудие, которое изначально предполагалось максимально приблизить к населению.

Огромная территория страны с характерными демографическими особенностями свидетельствует о том, что показатель плотности населения будет носить неравномерный характер. В связи с тем, что закон устанавливает нормы по созданию судебных участков из расчета численности населения от 15 до 23 тысяч человек, и в административных образованиях численностью менее 15 тыс. человек создается один судебный участок [7, с. 1758], то возникает проблема в крайне большой отдаленности судебных участков в административных образованиях с низкой плотностью населения. В связи с чем, необходим комплексный подход с учетом демографических и территориальных критериев отдельного региона. И на региональном уровне разработать собственные нормативы, согласно которым можно обосновано определить количество судебных участков.

Нерешенным также остается проблема в части финансового обеспечения мировых судей. Это связано с тем, что большинство регионов не готовы принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей, а выделение незначительных средств из собственного бюджета не покрывают в полном объеме расходы на организацию их деятельности. Согласно закону № 188-ФЗ зарплата и социальные выплаты мировым судьям осуществляется за счет средств из Федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ. И в связи с отсутствием четкой структурной организованности в части финансирования деятельности мировых судей, где каждую часть расходов относят к различным ветвям государственной власти, без формирования единого подхода так и будет данный вопрос оставаться нерешенным.

Также существует актуальная на сегодняшний день проблема перегруженности мировых судей. По данному вопросу следует согласиться с автором Ватаниным С. Н., в своей работе он делает вывод о том, что для снижения нагрузки в деятельности мировых судей необходимо исключить локальную самостоятельную работу судебных участков, и создать мировой суд, как единый государственный судебный орган, аналогично действующей системе районных (городских) судов, и осуществлять равномерное распределение поступающих дел между мировыми судьями [4, с.35].

Анализируя национальное законодательство с практикой его применения, важно понимать и осуществлять дальнейшую работу на законодательном уровне по совершенствованию и развитию института мировых судей, учитывая требования законодательных инициатив субъектов РФ, а также опыт зарубежных стран.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 4.– Ст.445.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997г.–№ 1.–Ст.1.
  3. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 7. — Ст.898.
  4. Ватанин С. Н. Компетенция мировых судей: проблемы и пути их решения / Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.– 2008г. — Ст. 35.
  5. Волосатых Е. А. Виды мировых судей в России: история и современность / Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2015г.
  6. Гарифулина А. Р. О правовом институте мировых судей / Вестник экономики, права и социологии. — 2013г. — Ст. № 4.
  7. Дворецкова Д. А. Становление института мировых судей в России. / Актуальные проблемы российского права.– 2014г.– № 8 (45) август.
  8. Сангаджиев Б. В. Институт мировых судей: правовая природа и особенности деятельности / Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. — 2012г.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
мировые судьи
институт мировых судей
статус мирового судьи

Молодой учёный