Понятие партнёрства коммерческих организаций и публичных образований — Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (2) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 10.05.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Шпак, А. П. Понятие партнёрства коммерческих организаций и публичных образований — Российской Федерации, субъектов федерации, муниципальных образований / А. П. Шпак, Т. А. Смага. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2394/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье автор рассматривает поэтапное развитие государственно-частного партнерства в России. Проводится анализ определенных понятий «государственно-частное партнерство», выделяются признаки, через которые данное определение характеризуется. В заключении автор приводит собственное определение публично-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнѐрство, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, взаимодействие, взаимоотношение, правоотношение

Партнерство коммерции и публичных образований представляется достаточно перспективным способом урегулирования вопросов по взаимодействию частного сектора и государства в различных экономических направлениях. Именно рассматриваемый формат отношений представляется одним из перспективных вариантов закрепления фактического взаимодействия публичных правовых образований и частных материальных ресурсов в рамках совместной инвестиционной и иной деятельности. Существование данного явления обусловлено возникновением взаимодействия государства и частного бизнеса, что является своего рода комплексным явлением, в этой связи его понятийный аппарат до сегодняшнего дня остается в научной среде достаточно дискуссионным, несмотря на наличие легального закрепления.

Отечественное развитие рассматриваемого партнерства происходило поэтапно. До революционный период — это практика заключения соглашений как форм публично-частного партнерства, с частноправовой окраской [1]. Далее период новой экономической политики — условия сотрудничества оговаривались непосредственно государством, привлекались иностранные партнеры. При таких условиях отличительной чертой является вертикальность отношений [2]. Последующим развитием нормотворчества делался акцент на лицензионный (публично-правовой, недоговорной) способ регламентирования отношений государства и частных инвесторов. Тем не мене, в связи с переходом к рыночной экономике названный способ тормозил развитие отношений по капиталовложению. В этой связи, Россия стала постепенно отказываться от такого метода и вернулась к договорному регулированию отношений между бизнесом и государством, а также саморегулированию в предпринимательской сфере [3].

Необходимо отметить, что лишь в 2015 году Российская Федерация нормативно закрепила понятие «государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство».

Так, согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ») государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство представляет собой юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ» в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Определения «государственно-частное партнерство» и «муниципально-частное партнерство», которые законодатель употребляет по тексту ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ» могут быть заменены общим термином «публично-частное партнерство» наряду с которым, так же используются термины «частно-публичное партнерство» [4] и «частно-государственное партнерство» как в отечественной, так и зарубежной литературе, при этом изменения формулировок данного понятия на его существо не влияет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) подробно дает толкование касательно того, что следует относить к публично-правовым образованиям:

  1. Российская Федерация,
  2. Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Представляется, что понятие «публично-частное партнерство» довольно верно обозначает весь круг субъектов, которые являются сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве и о муниципально-частном партнерстве. При этом одновременно расставлены приоритеты закреплением перед частным публичного.

Вместе с тем следует отметить, что до принятия ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ» рассматриваемое понятие упоминалось так же в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также в различных государственных программах. При этом в указанных документах отражалось: деятельность, которая осуществляется на основании принципов государственно-частного партнерства, непосредственное участие в реализации проектов государственно-частного партнерства и прочее.

Однако ученые правоведы продолжают стремиться вкладывать в определение понятия партнерства публично правовых образований и частного сектора наиболее четкие сущностные характеристики отражающие именно рассматриваемое определение.

А. Г. Варнавский утверждает, что государственно-частное партнерство выступает «институциональным и организационным альянсом между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [5]. В данном определении используется такой термин как «альянс», с целью обозначения государственно-частного партнерства. Альянс (франц. alliance) — союз, объединение нескольких организаций, предприятий, лиц на договорной основе [6]. Анализируя представленный понятийный аппарат, цели, приведенные Варнавским, могут выражать как экономическую направленность, так и любые другие общественные сферы. Кроме этого, в рассматриваемой научной формулировке делается акцент на такие немаловажные составляющие такого взаимодействия — как субъекты — государство и частный сектор. Так же возможно выделить из данного определения и цель партнерства — это реализация общественно важных программ и проектов и определяющие направления его реализации промышленность, НИОКР, услуги.

Изложенное понятие является одним из основных и зачастую встречается во многих научных работах, посвященных рассматриваемому явлению.

Тем ни менее, обращают на себя внимание другие понимания государственно-частного партнерства.

Так, Ю. А. Халимовский отмечает, что «основной смысл государственно-частного партнерства состоит не просто во взаимодействии публичных и частных образований, а в качественно ином распределении рисков и в опосредованном участии частных партнеров в реализации некоторых функций публичной власти и решении государственных и общественных задач, что нехарактерно для частного бизнеса» [7]. При этом уточняя, что «любая деятельность государства в сфере гражданских отношений задана его функциями. Существенная разница между участием в государственно-частном партнерстве и предоставлением земельного участка или объекта недвижимости инвестору состоит в том, что публичный субъект предоставляет частному инвестору государственное имущество для достижения прежде всего целей инвестирования, которые ведут, по определению, к извлечению прибыли инвестором и лишь опосредованно имеют социальную значимость. Частный субъект получает возможность получить прибыль, но при этом сам несет все связанные с этим риски и обязан выплатить публичному субъекту деньги за приобретение или использование объекта и выполнить иные инвестиционные условия. Иной цели у публичного субъекта, кроме выполнения функции по предоставлению имущества (например, п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации), может и не быть. Да и объект, возведенный инвестором, может быть не связан с транспортом, инфраструктурой и социальной сферой (например, торговый комплекс или завод)». То есть, наряду с целью получения прибыли необходимо, по итогу, достигать и общественно значимые цели и полезный результат, в той сфере отношений, по поводу которой возникло публично-частное партнерство.

Сущность представленного определения Ю. А. Халимовский сводится к тому, что рассматриваемые отношения предоставляют возможность публичному партнеру деятельность частного права применять для исполнения возложенных на него государственных функций и оказания государственных услуг или для обеспечения осуществления отдельных таких функций (услуг) за счет сил частного партнера.

Это дает основание полагать, что отношения государственно-частного партнерства способствуют привлечению частного субъекта к реализации функций государства.

При этом на сегодняшний день четких критериев, которые способствовали идентификации характерности тем или иным отношениям публично-правовых образований и частного сектора общественно значимой цели, не наблюдается.

В научной литературе встречаются такие определения рассматриваемого явления, как всякие официально оформленные отношения или намерения «на фиксированный или неограниченный период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестируют ограниченные ресурсы... для достижения конкретных целей в определенной области» [8].

В. А. Фильченкова утверждает, что государственно-частное партнерство основано на взаимовыгодных условиях организационно-экономических и имущественно-хозяйственных отношениях, устанавливаемые и развиваемые между публичной властью и частным бизнесом в институционально возможных для данной страны формах в целях реализации международных, национальных, региональных и местных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых программ и проектов в широком спектре сфер компетенции и ответственности публичной власти [9]

Е. Коровин определяет как «среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод» [10].

М. Дерябина рассматривает государственно-частное партнерство как «институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий» [11].

Проведенный анализ рассмотренного понятийного аппарата позволяет выделить следующие признаки, которые, на взгляд автора, точно характеризуют публично-частное партнерство:

– правоотношение;

– общественно значимая цель;

– удовлетворение общественного интереса;

– особый субъектный состав, а именно публичный и частный партнер;

– длительный характер отношений сторон (иностранные правопорядки так же закрепляют такой признак как длительность проектов на основе такого партнерства, то есть их реализации предполагается в течение нескольких десятилетий);

– распределение рисков между частным и публичным партнером;

– равенство сторон:

– регулирование действующим законодательством;

Научные публикации относительно выбранной темы также выделяют и иные признаки, характеризующие публично-частное партнерство, например, специфические формы финансирования проектов [12], а также консолидацию активов и ресурсов партнеров [13].

Таким образом, вышеизложенное позволяет определить публично-частное партнерство как равное, юридически оформленное на определенный срок взаимодействие между публично-правовыми и коммерческими образованиями, порождающее права и обязанности каждой из сторон в отношении друг друга для достижения общественно полезной цели с распределением рисков, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с действующим законодательством.

Литература:

  1. Носов Н. К. К кризису понятия концессионного соглашения // Советское право. 1926. № 3, 4.
  2. Бернштейн И. Н. Очерки концессионного права СССР. М.; Л., 1930. С. 13–14.
  3. Сосна С. А. Концессионные соглашения. Теория и практика. М., 2002. С. 26.
  4. Татаркин А. И., Романова О. А., Лаврикова Ю. Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес. Менеджмент. Право. 2009. № 1. С. 21.
  5. Варнавский В. Г. Приватизационные процессы в инфраструктуре: успехи и ошибки реформ // Мировая экономика и международные отношения — 2005. — № 8. — С. 109–113.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
  7. Халимовский Ю. А. Государственно-частное партнерство в субъектах Российской Федерации: блуждание в темноте // Налоги. 2011. № 14. С. 21.
  8. Маштаков К. М. Правовые основы привлечения капитала в публичную инфраструктуру // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 [28]. С. 65.
  9. Фильченков В. А. Понятие, принципы, условия эффективности и признаки государственно-частного партнерства. URL: www.mgus.ru/files.journal/number2/filchenkov.doc.
  10. Бобряшова С. А. Теоретические подходы к понятию государственно-частного партнерства // Научный потенциал студенчества в XXI веке: мат-лы III Междунар. науч. студенческой конф. Т. 3. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009.
  11. Государственно-частное партнерство: проблемы, тенденции, перспективы : мат-лы Круглого стола Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 200
  12. Дерябина М. Указ. соч. С. 64
  13. Игнатьева Ю.А. Правовые признаки государственно-частного партнерства С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, Российская Федерация, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, частный сектор, частный бизнес, образование, публичная власть, распределение рисков, цель реализации.

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

Ключевые слова: государственно-частное партнѐрство, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, взаимодействие, взаимоотношение, правоотношение.

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPP, распределение рисков, США, частный бизнес, Российская Федерация, давняя история, правовое поле, публичный партнер.

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы...

В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность.

Распределение рисков между партнёрами при реализации...

риск, частный бизнес, государство, проект, управление рисками, распределение рисков, реализация проекта, матрица рисков, частный партнер, частный сектор.

Сущностная характеристика государственно-частного...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPI, государство, разделение рисков, частное предпринимательство, частное партнерство, Российская Федерация, контрактная основа...

Правовая характеристика института государственно-частного...

Государственно-частное партнерство, ими предлагается понимать, как «привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач...

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера...

Похожие статьи

Развитие муниципально-частного партнерства в управлении...

Ключевые слова: государственно-частное партнѐрство, муниципально-частное партнерство, публично-частное партнерство, взаимодействие, взаимоотношение, правоотношение.

Государственно-частное партнерство | Статья в журнале...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPP, распределение рисков, США, частный бизнес, Российская Федерация, давняя история, правовое поле, публичный партнер.

Государственно-частное партнерство: теоретические основы

государственно-частное партнерство, проект, Банк развития, Российская Федерация, Россия, государственный сектор, частный сектор, дорожное хозяйство, городское развитие, инвестиционная программа.

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы...

В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность.

Распределение рисков между партнёрами при реализации...

риск, частный бизнес, государство, проект, управление рисками, распределение рисков, реализация проекта, матрица рисков, частный партнер, частный сектор.

Сущностная характеристика государственно-частного...

государственно-частное партнерство, частный сектор, PPI, государство, разделение рисков, частное предпринимательство, частное партнерство, Российская Федерация, контрактная основа...

Правовая характеристика института государственно-частного...

Государственно-частное партнерство, ими предлагается понимать, как «привлечение на контрактной основе органами власти частного сектора для более эффективного и качественного исполнения задач...

К вопросу о реализации государственно-частного партнерства...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера...

Государственно-частное партнерство как инновационный...

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера...

Задать вопрос