Библиографическое описание:

Конищева Т. И. Государственно-частное партнерство как инновационный инструмент в условиях неопределенности [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 135-137. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11572/ (дата обращения: 13.12.2017).



Государственно-частное партнерство как инновационный инструмент в условиях неопределенности

Конищева Татьяна Игоревна, аспирант

Московский финансово-юридический университет (г. Москва)

В условиях кризиса устойчиво проявляется проблема обеспечения профицита государственного бюджета, соответственно насыщения бюджетными средствами банковской системы и кредитования реального сектора.

По отношению к традиционным инструментам антикризисных мер, обладающих, в том числе, и негативными последствиями для российской экономики (большой объем необходимых бюджетных средств, увеличение давления на рубль, расширение возможностей для вывода капитала из России, ухудшение конкурентной среды и угроза перераспределения собственности в пользу не самых эффективных компаний), выгодно позиционируется комплекс инструментов ГЧП, представляющий широкие возможности для бизнеса в условиях кризиса.

Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство — юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1, с.1]. При использовании механизма ГЧП появляется возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики [3, с.2].

Именно с помощью такого взаимодействия бизнеса и власти возможно реализовать программы социально-экономической модернизации экономики с наименьшими издержками и потерями для общественного сектора

Таким образом, государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

ГЧП рассматривается правительствами как развитых, так и развивающихся стран в качестве важной антикризисной меры, которая за счет целевого и адресного назначения затрат из бюджета на производство и межотраслевых связей дает более высокий экономический эффект по сравнению с увеличением бюджетных расходов, направленных на прямое стимулирование потребительского спроса (увеличение пособий, пенсий, заработной платы государственных служащих и др.) [6, с.935]. Поэтому дополнительное финансирование на проекты государственно — частного партнерства не только ускоряет выход экономики из кризиса, но и способствует развитию экономики в целом.

Основными инструментами ГЧП в РФ на сегодняшний день являются: Инвестиционный фонд РФ, Особые экономические зоны (в том числе портовые ОЭЗ) и Концессии

Российский бизнес на данном этапе развития мировой экономики в целом и российской в частности готов к переходу на партнерские отношения с государством гораздо больше, чем еще несколько лет назад.

В условиях кризиса рост интереса к ГЧП вызван двумя причинами. Во-первых, частный бизнес гораздо больше заинтересован в получении бюджетного софинансирования через механизмы Инвестиционного фонда РФ и ОЭЗ. С другой стороны, столкнувшиеся с финансовыми проблемами регионы и муниципалитеты более охотно передают в управление коммерческим операторам обременительную коммунальную и транспортную инфраструктуру с помощью механизма концессии.

Практического опыта Компания ФОК сделала выводы о высоком потенциале использования этого инструмента в качестве антикризисного механизма поддержки реального бизнеса и региональной экономики.

Аналитики Компании ФОК однозначно прогнозируют рост сектора ГЧП в среднесрочной перспективе. Наибольшими темпами, по их мнению, будут развиваться проекты регионального масштаба с прогнозируемыми сроками реализации (до 3 лет), а число федеральных проектов, запускаемых Инвестиционным фондом РФ, будет сокращаться из-за ресурсоемкости и долгой отдачи [7, с.1].

В правительственных документах Российской Федерации, определяющих экономические перспективы развития государства, взят курс на обеспечение планомерного и стабильного экономического роста. Изучение механизмов и способов достижения реализации этой задачи являются на сегодняшний день приоритетными. Решение данной задачи в условиях внешнего «давления» сопряжено с изменениями взглядов, подходов и практики взаимодействия органов государственного управления национальной экономики и структур бизнеса [2, с.89].

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что в процессе создания инновационной экономики государственному сектору, равно как и предпринимательскому, выгодно использовать различные формы взаимодействия, в том числе партнерство.

Современная экономика, а именно поставленная задача на уровне правительства РФ в становлении инновационной экономики, некоторые недостатки законодательной базы, а также требования предпринимательской среды способствовали выделению новой формы взаимодействия бизнеса и власти — государственно-частное предпринимательство (ГЧПР).

Государственно — частное предпринимательство — это совокупность подходов и форм осуществления предпринимательской деятельности по производству товаров и услуг при условии обязательного взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов экономики с целью решения социально-экономических задач, а также развития и поддержки малого и среднего предпринимательства [5, с.157].

Государственно-частное предпринимательство, по нашему мнению, является перспективной формой взаимодействия бизнеса и власти в России. В системе ГЧПР авторами научных работ по экономике выделяется новая форма взаимодействия бизнеса и власти — государственный франчайзинг [7, с.13]. В последнее время в российской экономике франчайзинг приобретает все большее значение, выступая особым способом организации и ведения бизнеса, то есть предпринимательской деятельности.

В условиях растущей рыночной конкуренции и глобализации экономики франчайзинг как особая форма предпринимательской деятельности дает возможность повысить эффективность малого предпринимательства, способствует малому бизнесу, объединенному во франчайзинговые сети, в выходе на федеральный и международный уровень. Развитие франчайзинга позволяет создать дополнительные конкурентоспособные по заработной плате и технологическому оснащению рабочие места за счет организации новых и расширения действующих франчайзинговых предприятий в регионах России [7, с.12]. Необходимость модернизации отечественной экономики придает франчайзингу особое значение. При этом государство должно выступать как выгодный партнер, а не регулирующий орган.

Проблема сбалансированного развития территорий и обуславливает необходимость и актуальность совершенствования взаимодействия частного бизнеса и государственного сектора на основе партнерских отношений и баланса интересов, а так же на основе максимально возможной эффективности участия каждой стороны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КосультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения: 27.11.2016).
  2. Бутенко Д.Е. Современное состояние законодательства российской федерации в сфере государственно — частного партнерства // Актуальные проблемы экономической теории и практики. — Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. — С. 83-92.
  3. Жангирова Р.Н. Развитие государственно — частного партнерства в республике Казахстан // ВестникКазНПУ. — 2014. — № 2. — С. 2.
  4. Масюк Н.Н., Балдина Ю.В. Частно-государственное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. — 2013. — № 2. — С. 9-14.
  5. Самсонов Д.Ю. Частно-государственное предпринимательство как инструмент модернизации экономики // Социально-экономические явления и процессы . — 2013. — № 4. — С. 156-159.
  6. Чуманская О. А. Государственно-частное партнерство в России в условиях экономического спада // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 934-937.
  7. ГЧП — антикризисная мера для российского бизнес // Компания ФОК. URL: http://www.foconsult.ru/mainnews/i141-gchp-antikrizisnaya-mera-dlya-rossijskogo-biznesa.html (дата обращения: 27.11.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействия бизнеса, Государственно-частное партнерство, условиях кризиса, модернизации экономики, форма взаимодействия бизнеса, частного партнерства, инновационной экономики, предпринимательской деятельности, частного секторов экономики, социально-экономической модернизации экономики, российской экономики, инновационной экономики государственному, модернизации отечественной экономики, становлении инновационной экономики, инструмент модернизации экономики, глобализации экономики франчайзинг, перспективы экономики, взаимодействия частного бизнеса, развития мировой экономики, рост сектора ГЧП.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос