Безответственность агрегаторов электронной коммерции в условиях цифровой экономики | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (26) февраль 2021 г.

Дата публикации: 21.01.2021

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Грязев, В. И. Безответственность агрегаторов электронной коммерции в условиях цифровой экономики / В. И. Грязев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/188/5970/ (дата обращения: 27.04.2024).



Настоящая работа посвящена отдельным вопросам раскрытия пробелов ответственности агрегаторов электронной коммерции в цифровой экономике посредством анализа федерального закона от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Началом работы были охарактеризованы такие понятия как цифровая экономика, электронная коммерция, маркетплейс, агрегатор цифровой экономики и т. д., а также характер отношений, складывающихся между ними и другими участниками гражданского оборота.

Ключевые слова: цифровая экономика, электронная коммерция, агрегаторы, ответственность.

Введение.

Современный мир претерпевает активную трансформацию экономических отношений в цифровую форму. Цифровизация стала повсеместной и стала затрагивать многие стороны нашей жизни. Это потребовало от органов государственной власти отдельных стран необходимость трансформации законодательства для целей контроля и регулирования этих отношений. Данные изменения не обошли стороной и Россию.

Ранее термин «цифровая экономика» было принято рассматривать «как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах». Цифровую экономику нередко именуют сетевой, электронной, вэб- или интернет-экономикой, в которой хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на качестве программного обеспечения либо скорости интернета, а на услугах, товарах и сервисах, реализуемых посредством этих цифровых технологий и средств. Примером может служить покупка электронного полиса ОСАГО как через специальное приложение, установленное в смартфоне, так и через официальный сайт любой страховой компании в России.

В утвержденной в России «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы» дано следующее определение цифровой экономики: «Цифровая экономика — это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг».

Идея самой концепции электронной (цифровой) экономики в конце XX в. была предложена американским информатиком Николасом Негропонте в своей книге «Being Digital», который её сформулировал как электронную экономику, основанную на переходе человечества в своей хозяйственной деятельности от обработки атомов (аналоговой деятельности) к обработке электронных битов (цифровому взаимодействию) [5].

Подытоживая вышесказанное, термин «цифровая экономика» можно охарактеризовать как деятельность, непосредственно связанную с развитием цифровых компьютерных технологий и Интернета и среди элементов цифровой экономики можно выделить электронную коммерцию, интернет-банкинг и электронные платежи; криптовалюту и блокчейн, интернет-рекламу, онлайн-игры и прочее.

Говоря об электронной торговле, нельзя не затронуть тему «маркетплейсов» и «агрегаторов» электронной коммерции». Для начала попробуем понять кто же такие «маркетплейсы» и «агрегаторы электронной коммерции» и какое место в цифровой экономике они занимают.

Маркетплейсы — программные комплексы, интернет-сайты, где самостоятельные и дееспособные участники гражданского оборота своей волей и в своем интересе совершают между собой сделки. При построении соответствующих отношений маркетплейсы стремятся максимально дистанцироваться от участия в правоотношениях, складывающихся между пользователями соответствующего сервиса/платформы и делают акцент исключительно на предоставлении информационных услуг и услуг торговой площадки. Классическим примером маркетплейса является платформа www.avito.ru.

Отличия «агрегатора электронной торговли» от «маркетплейса» следующие. «Агрегатор электронной торговли» иногда включается в правоотношения с потребителем (покупателем), во всех случаях непосредственно сам принимает платежи от потребителей (покупателей), продвигает товар продавца. Анализируя правовые отношения с участием таких интернет-агрегаторов, А. А. Иванов, например, характеризует их в форме моделей представительств, комиссий, моделей передачи товаров, смешанной модели и модели sui generis (данная модель обосновывает особый тип договорного регулирования, используемого в отношениях с участием агрегаторов торговли) [3].

Согласно Федеральному закону от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» под владельцем агрегатора информации о товарах (услугах) (далее — владелец агрегатора) понимается организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 настоящего Закона и Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

Как мы видим законодатель дал расширенное толкование понятия «владельца агрегатора информации о товарах (услугах)» и ушел от определения понятий «маркетплейс» и «агрегатор электронной коммерции».

Исходя из анализа охарактеризованных признаков, данных в определении понятия «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», определение «агрегатор электронной коммерции» будет выглядеть как программно-вычислительный комплекс и (или) сайт информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора .

Агрегатор в данной схеме, в отличии от маркетплейса уже посредник. В его функции входит реклама продаваемой продукции на своей площадке (интернет-сайт), сбор заказов покупателей, прием оплаты товаров и оформление сделки со сторонним оптовым складом.

Очевидно, что «агрегация» относительно недавно стала трендом в электронной торговле как в мире, так и затем в России. Речь идет о таких знаменитых площадках как www.ozon.ru, www.wildberries.ru, www.lamoda.ru.

Интернет-магазин, работающий по схеме «агрегации», получает возможность получить товар у поставщика по низкой оптовой цене. К этой цене посредник (владелец магазина) делает свою наценку, которая и составляет его доход. Несмотря на то что доставка производится напрямую поставщиком, выполняется она от имени магазина. Вкратце схема выглядит следующим образом [2]:

  1. Покупатель выбирает товар в магазине (на сайте магазина).
  2. Покупатель делает заказ товара/Оплачивает заказ.
  3. Магазин передает заказ и данные о покупателе лицу, владеющему товаром — Поставщику.
  4. Поставщик упаковывает товар и пересылает его напрямую покупателю.

Условия работы агрегаторов бывают иногда весьма заманчивыми для продавцов. Агрегатор Wildberries, например, предлагает следующие [6]:

— Большой охват аудитории: трафик идет из России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении.

— 6 млн посетителей в сутки.

— 500 тыс. заказов ежедневно.

— Оборот за 2019 год в 140 млрд рублей.

— Склад площадью 120 000 м² в ближнем Подмосковье.

— Более 5,5 тыс. точек самовывоза в разных странах и городах, включая небольшие регионы.

— Собственная фото- и видеостудия для заполнения карточек товаров.

— Профессиональные рекламные кампании в соцсетях и прессе, а также e-mail рассылки.

Конечно, такие заманчивые условия электронной торговли, подняли не только её значение в современном мире в условиях цифровой экономики, но и выявили ряд проблем в сфере защиты прав потребителей и ответственности агрегаторов.

С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который, как мы писали выше, ввел понятие владелец агрегатора информации о товарах (услугах) и определил сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».

Со своей стороны, законодателем была предпринята попытка защиты прав и интересов потребителей (покупателей) в их правоотношениях с владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями у таких хозяйствующих субъектов фактически не существовало.

На агрегаторов теперь возлагается ответственность за убытки покупателя из-за недостоверных сведений о товаре либо продавце. При этом названы случаи освобождения агрегатора от ответственности. Например, если агрегатор самостоятельно не изменял информацию о товаре (услуге), то требование потребителя о возмещении ему убытков, причиненных продажей товара (или оказания услуги) на основе неполной или недостоверной информации должно быть адресовано напрямую продавцу (исполнителю услуги).

Закон установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах.

Кроме того, теперь установлены случаи, в которых агрегатор по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги). В частности, это ситуации, когда товар не доставлен (услуга не оказана) в срок и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от них и сообщил об этом агрегатору. В возврате такой предоплаты может быть отказано потребителю, если продавец предоставит агрегатору подтверждение о передаче товара потребителю.

Принятие подобного закона — это несомненно один из важных шагов в деле реализации утвержденной Правительством РФ в 2017 году «Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030 годы», в числе которой присутствуют вопросы защиты прав потребителей при продаже товаров с использованием сети «Интернет» и дистанционном оказании услуг, но говоря о защите прав потребителей в сфере электронной коммерции, регулятор в своей программе не только раскрыл в полной мере вопросы ответственности агрегаторов и маркетплейсов электронной коммерции, но и последовал в неверном направлении.

Говоря о том, что в законе о агрегаторах не в полной мере раскрыты вопросы ответственности агрегаторов, необходимо высказать следующее.

Во-первых, покупатель, выбирая товар, совершая манипуляции с резервированием товара (перевод товара в так называемую «корзину»), заполняя карточку заказа и оплачивая товар, нуждается в гарантиях его получения. Частыми случаями являются, когда после резервирования и оплаты товара покупателем, агрегатор в дальнейшем аннулирует заказ по причине его отсутствия у самого агрегатора, либо у продавца. Тот факт, что система (интернет сайт агрегатора или интернет страница агрегатора), в момент выбора товара покупателем демонстрировала неактуальную запись о количестве либо отсутствии товара, не должна отражаться на покупателе, поскольку в данном случае у покупателя потеряны как время, так и деньги (возврат денежных средств в большинстве случаев происходит только по истечении 10 (десять) дней).

Во-вторых, возврат денежных средств в случае аннулирования заказа агрегатором, должен сопровождаться его компенсацией в процентном соотношении от суммы заказа.

В-третьих, срок доставки товара, заказанного покупателя также должен гарантироваться и нарушение этого срока также должно нести негативные последствия для агрегатора. В данном случае необходимо различать два вида сроков. Первый срок — это срок с момента оплаты заказа покупателем, до момента его принятия службой доставки. Второй срок — это срок доставки товара с момента получения его службой доставки от агрегатора и до его выдачи покупателю. В данном случае необходимо отметить, что в зоне ответственности агрегатора только первый срок и данный срок должен быть законодательно регламентирован и его нарушение также должно компенсироваться потребителю.

В-четвертых, немаловажным для потребителей является вопрос конфиденциальности персональных данных. В ходе осуществления своей деятельности агрегатор обрабатывает информацию о потребителях самого широкого спектра. Начиная от идентификации потребителя — Ф. И. О., адрес, логин, пароль и т. п. до информации финансового характера. Важным также является то, что спектр товаров, реализуемых через агрегаторов является крайне разнообразным, начиная от потребительских товаров повседневного спроса, заканчивая товарами для «взрослых» и в недобросовестных руках эта информация может негативно отразиться на потребителе.

Крайне важные вопросы конфиденциальности персональных данных при работе с иностранными агрегаторами электронной коммерции также не регламентированы. Отсутствует как регламентация работы иностранных агрегаторов, так и ответственность.

Считаю, что вопросы обработки, хранения, сроков уничтожения, гарантированности конфиденциальности персональных данных и ответственности их разглашение также должны регламентироваться законом.

Также, крайне несправедливым, в данном федеральном законе от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», считаю условие о том, что если иное не предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем) или не вытекает из существа отношений между ними, ответственность за исполнение договора, заключенного потребителем с продавцом (исполнителем) на основании предоставленной владельцем агрегатора информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель). Т. е. за исполнение договора перед потребителем отвечает продавец (исполнитель), а не владелец агрегатора. С одной стороны, такое положение дел считается справедливым, ведь в данном случае потребитель покупает товар у продавца (исполнителя), а агрегатор — только посредник и все возможные претензии потребитель товара относительно его качества должен адресовать продавцу (исполнителю), но в данном случае необходимо учитывать особенности электронной коммерции.

Во-первых, при выборе товара потребителем на Интернет-сайте агрегатора, первоначальная роль отдаётся именно агрегатору. Особенно если потребитель обращается к таким именитым агрегаторам как «Ozon», «Wildberries», «Amazon», «AliExpress» и другие. Упоминание о продавце (исполнителе) можно встретить разве что в информации о товаре. Т. е. потребитель, приобретая товар у продавца (исполнителя) через агрегатора подразумевает, что приобретает товар у агрегатора.

Во-вторых, непонятной остается схема взаимодействия, когда потребитель оплачивает стоимость товара агрегатору, а претензии по поводу некачественного товара обязан адресовать продавцу (исполнителю). Потребитель здесь заведомо выставляется слабой стороной договора поскольку вместо таких преимуществ электронной коммерции как скорость и простота, он получает проблемы с поиском информации на Интернет-сайте агрегатора о продавце (исполнителе) и направлением ему претензий относительно качества товара. Вопрос возврата денежных средств в данном случае законом также не урегулирован.

Учитывая, что непосредственная работа с продавцом (исполнителем) находится в зоне ответственности агрегатора, между ними уже достигнуты соответствующие договоренности, оплату товара принимает агрегатор, то и все риски в данном случае на себя должен принимать агрегатор. Продавец (исполнитель) должен быть исключен из цепочки ответственности перед потребителем при работе последнего на интернет сайтах электронной коммерции.

Итогом настоящей работы следует считать неутешительный вывод об отсутствии какой-либо ответственности у владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) перед потребителями. Отсутствуют такие необходимые законодательные нормы ответственности как о гарантиях, сроках доставки, компенсации возврата денежных средств и другие. Те нормы, которые Законодателем вообще не урегулированы порядок действий и ответственность иностранных владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) занимающихся сбором и обработкой персональных данных отечественных потребителей. Стороной обошли и роль агрегаторов в определении, поддержании и установлении на рынке обоснованных цен [1]. В условиях огромных скоростей цифровой экономики и вовлеченность в неё большого числа субъектов деятельность её институтов должна быть детальнейшим образом регламентированной, поскольку с развитием информационных технологий количество правовых проблем в данной сфере только растет [4].

В связи с этим считаю необходимым уточнение законодательства в части расширения зон ответственности как отечественных, так и иностранных владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах).

Литература:

  1. Молотников А. Е., Архипов Е. В. Социальные сети и компании-агрегаторы: правовые аспекты деятельности // Предпринимательское право. 2017. N 4. С. 38–47.
  2. Воловик Е. Дропшиппинг. Что это такое и как поможет бизнесу // Финансовая газета. 2019. N 11. С. 8–9.
  3. Иванов А. А. Бизнес-агрегаторы и право // Закон. 2017. N 5. С. 145–156.
  4. Архипов, В. В. Интернет-право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. В. Архипов. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 249 с.
  5. Negroponte, Nicholas Being Digital. New York: Alfred A. Knopf. 1995. 243 p. (книга)
  6. Как продавать свои товары на Widberries/ Интернет ресурс: FireSEO// https://fireseo.ru/blog/kak-prodavat-na-wildberries/
Задать вопрос