Правовые основы и проблемные вопросы применения специального средства «палка специальная»
Автор: Бараков Алексей Дмитриевич
Рубрика: Правоохранительные органы
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.
Дата публикации: 02.02.2020
Статья просмотрена: 3807 раз
Библиографическое описание:
Бараков, А. Д. Правовые основы и проблемные вопросы применения специального средства «палка специальная» / А. Д. Бараков. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4859/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматривается правовая основа применения сотрудниками органов внутренних дел специального средства «палки специальной», а также поднимается ряд проблемных вопросов, связанных с применением «палки специальной» при осуществлении обязанностей, возложенных на полицию.
Ключевые слова: специальное средства, органы внутренних дел.
В настоящий момент в органах внутренних дел на балансе состоит разноплановое вооружение, специальные средства и иные средства, обеспечивающие правоохранительную деятельность. Применение имеющихся специальных средств в совокупности с физической силой обеспечивает выполнение ряда важных задач оперативно-служебной деятельности современной полиции.
Применение специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции является жестокой и крайней мерой административного принуждения. В виду того, что в России возрастает степень общественной опасности преступлений, усиливается их агрессивность и жестокость применение данной меры возрастает. Решение данной проблемы определяет будущее российское общества, уровень его гуманизма и демократизма.
Несмотря на содержательную функциональность специальных средств в деятельности полиции, в настоящее время законодательного определения понятия «специальные средства» не сформулировано. Поэтому необходимо обращаться к юридической литературе, в которой освещается этот вопрос, а также ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих данную тему.
Так, в литературе под специальными средствами понимаются «технические средства, устройства, приспособления, а также химические средства, предназначенные для решения специальных задач». [6, с. 67] Также под специальными средства предлагается понимать «…предусмотренную соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами совокупность устройств, приспособлений, а также приемов, способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия» [7, с. 10]
Попадание сотрудника полиции в ситуацию, при которой не силовыми методами невозможно добиться выполнения задач, возложенных на полицию, является правовым основанием для применения такого специального средства как палка специальная. Обязательным условием правомерности такого применения выступает предварительное предупреждения лица, в отношении которого применяется специальное средство, о возможности такого применения в отношении него мер административного принуждения.
Пределами применения специальных средств являются законодательно установленные границы применения силы, выход за которые влечет дисциплинарную либо уголовную ответственность сотрудников полиции.
В целях эффективного несения службы сотрудниками органов внутренних дел, в том числе сотрудниками патрульно-постовой службе, которым чаще всего приходится применять палку специальную, они обязаны осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с требованиями руководящих документов по профессиональной подготовке. Так в соответствии с частью 4 статьи 18 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ в случае, если сотрудник органов внутренних дел не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проводится внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Если сотрудник органов внутренних дел умышленно нарушит установленные основания и порядок применения палки специальной при осуществлении возложенных на него обязанностей, то он будет привлечен к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий в соответствии с ч. 3 ст. 286 УК РФ.
Так, приговором № 1–623/2017 от 12 сентября 2017 г. по делу № 1–623/2017 Курганским городским судом были осуждены полицейские роты ОБППСП УМВД России Курганской области Постовалов, Пилявских, Мануйлов и Степановских за преступления предусмотренное пп. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ. В период с 21 часа ДД.ММ.ГГГГ до 9 часов ДД.ММ.ГГГГ Постовалов, Пилявских, Мануйлов и Степановских, являясь представителями власти, неся службу в должности полицейских № роты ОБППСП УМВД России по <адрес>, находились при исполнении своих должностных обязанностей.
ДД.ММ.ГГГГ в 1:40 ФИО17 и ФИО16 совершили мелкое хулиганство. На место правонарушения выехали Постовалов, Пилявских, Мануйлов, на служебном автомобиле под управлением полицейского-водителя ФИО22.
ДД.ММ.ГГГГ в период с 2 до 4 часов ФИО17 и ФИО16 оказали неповиновение законным требованиям представителей власти, ФИО17 ударил по лицу сотрудника полиции Мануйлова. После чего Постовалов, Пилявских, Мануйлов и полицейский-водитель ФИО22 доставили граждан ФИО17 и ФИО16, совершивших деяние, содержащее признаки административного правонарушения, гражданина ФИО17, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, на стационарный пост полиции «Ровное» ОБППСП УМВД России по <адрес>, расположенный слева от фронтального фасада здания Администрации <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес> (далее — пост, СПП, СПП «Ровное»), где нес службу полицейский Степановских. После чего полицейский-водитель ФИО22 уехал по служебной необходимости.
Далее в указанное время Постовалов, Пилявских, Мануйлов и Степановских, находясь в помещении СПП «Ровное», в нарушение ст. 18, 19, 20, 21 Федерального закона «О полиции», явно превышая свои должностные полномочия, действуя умышленно, с целью причинения телесных повреждений из-за противоправного поведения ФИО16 и ФИО17, выразившегося в совершении мелкого хулиганства, сопряженного с неповиновением законному требованию представителям власти, и в применении ФИО17 насилия к Мануйлову, совершили следующие действия.
Постовалов нанес один удар специальным средством — ПР-73 (далее — резиновая палка) в область головы ФИО16, от которого последний упал на пол с лавочки. Затем Мануйлов нанес один удар резиновой палкой в область лица ФИО17, от которого последний упал на пол с лавочки. К действиям Мануйлова присоединились другие сотрудники полиции. После чего Постовалов, Пилявских, Мануйлов и Степановских, действуя совместно и согласованно, группой лиц, нанесли ФИО17 множественные удары ногами и имеющимися при себе резиновыми палками в область 11 ребра по лопаточной линии, по правому плечу, бедрам и ягодицам.
В результате указанных действий Постовалова, Пилявских, Мануйлова и Степановских были существенно нарушены права и законные интересы ФИО17 и ФИО16 им причинены моральные и нравственные страдания, физическая боль, а ФИО17 телесные повреждения.
Таким образом, указанные действия Постовалова, Пилявских, Мануйлова и Степановских повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Действия указанных сотрудников были бы правомерны и их действия не подлежали бы квалификации по статье Уголовного кодекса РФ, если бы ими осуществлялось применение палки специальной в соответствии с требованиями Закона «О полиции».
Сотрудникам полиции необходимо помнить о существовании строгого запрета нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также на применение всех видов специальных средств при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.
К тому же в соответствии с частью 2 статьи 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия. Однако, остается неясным, какие действия подразумевал законодатель, которые определяются как «физическая сила» — понятия, которое по смыслу рассматриваемой статьи, поглощает другое однородное понятие «боевые приемы борьбы». Любые насильственные действия, связанные с применением физической силы, при помощи которых обеспечивается выполнение возложенных на полицию обязанностей, осуществляемые с момента задержания, совершенно справедливо рассматриваются «боевые приемы борьбы» как широкое понятие, охватывающее все меры насильственного воздействия. Под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники при задержании преступников или вступив с ними в рукопашную схватку. [8, с. 312] В шестом разделе Наставления по физической подготовке «Боевые приемы борьбы» включены не только приемы, связанные с применением непосредственно физической силы, но и связанные с применением резиновой палки, наручников, относящихся к специальным средствам. [4]
Так, при применении такого специального средства, как палка специальная, сотруднику полиции необходимо помнить о порядке применения данного специального средства, который указан в шестом разделе Наставлении по физической подготовке. В противном случае на сотрудника полиции, допустившего нарушение техники применения палки, специальной налагается дисциплинарной взыскание.
Статья 21 Федерального закона «О полиции» предусматривает применение широкого спектра этих специальных средств от палки резиновой (далее — ПР) до водометов и бронемашин. Однако эти специальные средства применяются с помощью определенных приемов и тактики, которые должны изучаться в специальных разделах физической и тактической подготовки. Применение ПР, наручников следует относить к боевым приемам борьбы. Учитывая это, общие основания применения боевых приемов борьбы, по моему мнению, распространяются и на приемы с применением указанных специальных средств.
Рапорт о факте применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан представить непосредственному руководителю не позднее 24 часов с момента применения специальных средств или огнестрельного оружия. Рапорт инициирует проведение служебной проверки, порядок проведения которой определен Инструкцией о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы МВД России. [5]
Применение такого специального средства как палка специальная остается важнейшим средством не летального воздействия на правонарушителя, возможность использования данного средства позволяет в полной мере обеспечить выполнение возложенных на полицию задач по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, пресечение преступлений и административных правонарушений и др. Однако, применение палки специальной должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством, в противном случае сотрудник может быть подвергнут дисциплинарной и даже уголовной ответственности.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.03.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
- Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС ГАРАНТ.РУ.
- Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС ГАРАНТ. РУ.
- Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. … канд. Юрид. Наук. — СПб., 2011.
- Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые основы и организационно-тактические основы применения специальных средств. — М., 1995.
- Торопов В. А., Ушенин А. И., Куликов М. Л. и др. Физическая подготовка: учебник — СПб.: Издво СПб ун-та МВД России, 2010.
- https://cyberleninka.ru/article/n/14668379
Ключевые слова
органы внутренних дел, специальное средстваПохожие статьи
Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В настоящей статье рассматриваются основания для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проводится анализ нормативно-правовой базы и выделяются проблемы в данной области.
О некоторых особенностях подготовки сотрудников МВД к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы подготовки сотрудников полиции к применению мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), как одного из важнейших элементов обеспечения общественной безопасности...
Актуальные вопросы квалификации действий за нарушение использования оружия военнослужащими
В данной статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации действий за нарушения правил использования оружия военнослужащими. Помимо этого, рассмотрен и вопрос применения общей статьи за нарушение норм использование оружия, так и специальных сос...
Обусловленность совершенствования навыков по огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы
В данной статье рассматриваются вопросы по совершенствованию огневой подготовки сотрудников УИС. Особое внимание уделяется способности сотрудников к самообороне, готовности задержания преступника или применения в отношении него огнестрельного оружия....
О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел
В статье рассматриваются ключевые моменты правового регулирования гражданско-правовой ответственности Органов Внутренних Дел, с целью выявления недостатков и предложений по совершенствованию законодательной базы, в рассматриваемой сфере.
Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер
В статье рассматриваются правовые основы осуществления проверки документов сотрудниками полиции, описываются основания для проверки документов, анализируются нормы право процедуры проверки документов.
К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России
Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...
К вопросу об этапах проверки сообщений о совершении преступления
В статье рассматриваются предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством способы проверки сообщений о совершении преступления, а также некоторые актуальные проблемы, связанные с их практическим использованием.
Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей, по объективным признакам
В статье рассмотрены понятие и признаки объекта и объективная сторона преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей. Выявлены проблемы квалификации преступлений против представителей пра...
О некоторых вопросах использования «личного сыска» сотрудниками ППСП при обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка
В статье рассматриваются реализуемые в ходе обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка возможности «личного сыска» как способа предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений.
Похожие статьи
Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В настоящей статье рассматриваются основания для применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проводится анализ нормативно-правовой базы и выделяются проблемы в данной области.
О некоторых особенностях подготовки сотрудников МВД к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы подготовки сотрудников полиции к применению мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), как одного из важнейших элементов обеспечения общественной безопасности...
Актуальные вопросы квалификации действий за нарушение использования оружия военнослужащими
В данной статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации действий за нарушения правил использования оружия военнослужащими. Помимо этого, рассмотрен и вопрос применения общей статьи за нарушение норм использование оружия, так и специальных сос...
Обусловленность совершенствования навыков по огневой подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы
В данной статье рассматриваются вопросы по совершенствованию огневой подготовки сотрудников УИС. Особое внимание уделяется способности сотрудников к самообороне, готовности задержания преступника или применения в отношении него огнестрельного оружия....
О некоторых аспектах гражданско-правовой ответственности органов внутренних дел
В статье рассматриваются ключевые моменты правового регулирования гражданско-правовой ответственности Органов Внутренних Дел, с целью выявления недостатков и предложений по совершенствованию законодательной базы, в рассматриваемой сфере.
Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер
В статье рассматриваются правовые основы осуществления проверки документов сотрудниками полиции, описываются основания для проверки документов, анализируются нормы право процедуры проверки документов.
К вопросу о боевых приемах борьбы (рукопашного боя) на занятиях по физической подготовке курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний России
Данная статья рассматривает практическую значимость обучения умениям и навыкам применения боевых приемов борьбы в стрессовых ситуациях курсантами образовательных организаций ФСИН России, поскольку физическая подготовка является значимой составляющей ...
К вопросу об этапах проверки сообщений о совершении преступления
В статье рассматриваются предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством способы проверки сообщений о совершении преступления, а также некоторые актуальные проблемы, связанные с их практическим использованием.
Некоторые вопросы квалификации преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей, по объективным признакам
В статье рассмотрены понятие и признаки объекта и объективная сторона преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов при исполнении своих служебных обязанностей. Выявлены проблемы квалификации преступлений против представителей пра...
О некоторых вопросах использования «личного сыска» сотрудниками ППСП при обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка
В статье рассматриваются реализуемые в ходе обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка возможности «личного сыска» как способа предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений.