Реализация обеспечительных мер по делам о банкротстве на примере стран ЕАЭС | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право и процесс

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.01.2020

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Величко, В. В. Реализация обеспечительных мер по делам о банкротстве на примере стран ЕАЭС / В. В. Величко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4816/ (дата обращения: 24.01.2021).



Обеспечительные меры, существующие во многих странах, являются гарантией защиты кредитора в рамках производства по делам о банкротстве. Проанализировав перечень обеспечительных мер применяемых в Российской Федерации с аналогичными нормами близлежащих стран-соседей можно с уверенностью прийти к выводу о схожести применяемых положений ввиду историко-правовой близости развития государств.

На примере данной статьи нами будет рассмотрен институт обеспечительных мер, применяемых в делах о банкротстве на примере двух стран участников Евразийского Экономического союза — Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также изучена возможность совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом опыта союзных государств.

Ключевые слова: обеспечение иска, несостоятельность, банкротство, обеспечительные меры, защита требований кредитора, Евразийский Экономический союз.

Законодательное регулирование в современной Российской Федерации основывается на тех же общих принципах и подходах, что применяются и в законодательствах соседних стран, ранее входивших совместно в состав СССР, а ныне являющихся участниками Евразийского Экономического Союза. Между правовыми нормами, закрепленными в гражданском законодательстве соседних стран, можно найти много общих черт. Это связано в первую очередь с тем, что гражданское законодательство в постсоветских странах базируется на структуре кодекса советского образца. Именно в этом, по мнению цивилистов, и состоит одна из особенностей российского гражданского законодательства [6]. При разработке новых правовых норм в дружественных соседских странах часто создаются контактные группы, для участия в которых привлекаются научные специалисты разных областей из соседних государств.

Первое государство, которое будет рассмотрено нами — Республика Беларусь.

Банкротство в Республики Беларусь регулируется Законом от 13 июля 2012 года № 415-З «Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)» (далее по тексту — «Закон о банкротстве Республики Беларусь»). В соответствии с абз. 2 ст. 1 вышеназванного закона под банкротством понимается — неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией юридического лица, или же прекращением деятельности индивидуального предпринимателя [2]. Стоит сразу указать, что в сравнении с Федеральными законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — «ФЗ о банкротстве РФ»), применяемого в Российской Федерации банкротство физических лиц данным законом никак не регулируется [4].

Затрагивая область обеспечительных мер, необходимо руководствоваться положением абз. 1 ст. 40 Закона о банкротстве Республики Беларусь. В данном положении указано, что по заявлению участвующего в деле о банкротстве лица хозяйственный суд Республики Беларусь может принять обеспечительные меры для защиты требований кредиторов в соответствии с положениями, относящимися к обеспечению иска, которые предусмотрены действующим Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь ст. 116 установлен следующий перечень мер по обеспечению иска:

– наложение ареста на недвижимость или иное имущества принадлежащие ответчику и находящиеся у него либо у других лиц;

– наложение ареста на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

– запрещение ответчику совершать определенные действия;

– возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;

– запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

– приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;

– приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;

– временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся ответчиками, на выезд из Республики Беларусь;

– иные меры, предусмотренные Хозяйственными процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Положением абз. 2 ст. 40 Закона о банкротстве Республики Беларусь помимо вышеназванного перечня указано, что хозяйственный суд вправе обязать должника принять дополнительные меры по обеспечению сохранности ценных бумаг, валютных ценностей, а также иного имущества должника.

На основе приведенного перечня обеспечительных мер можно сделать вывод, что так же, как и в Российской Федерации, перечень обеспечительных мер, применяемых в Республике Беларусь, не является исчерпывающим.

Касательно сроков действия применяемых обеспечительных мер для удовлетворения требований кредиторов — они действуют с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и до открытия конкурсного производства с привлечением для этого дела конкурсного управляющего, либо же в случае если хозяйственный суд примет решение о прекращении производства по делу.

В Республики Беларусь процедура банкротства состоит из трех стадий: защитный период (который включает в себя предусмотренные в Российской Федерации процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления), конкурсное производство и мировое соглашение. В рамках законодательства Республики Беларусь обеспечительные меры применяются только в защитный период, который в соответствии с абз. 1 ст. 39 Закона о банкротстве Республики Беларусь начинается с момента возбуждения производства по делу и продолжается не более трех месяцев. В исключительных случаях данный срок может быть продлен до трех лет.

Проанализировав перечень обеспечительных мер, закрепленных в Хозяйственном процессуальном кодексе, а также в Законе о банкротстве Республики Беларусь и сравнив их с обеспечительными мерами, установленными Российским законодательством, можно обнаружить некоторые различия.

Так, в отличие от Российского законодательства в законодательстве Республики Беларусь содержится дополнительная мера, направленная на защиту требований кредиторов — это временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя на выезд за пределы территории Республики Беларусь. Указанное положение позволяет при возбуждении дела о банкротстве не допустить сокрытие лица за пределами территории Республики Беларусь, которое по предположению участвующих в деле лиц является ответственным за действия, приведшие хозяйствующий субъект к банкротству. В ситуации, при которой лицу все же удалось скрыться, привлечение его к субсидиарной ответственности для удовлетворения требований кредитора существенно усложняется.

В Российской Федерации положением ч. 3 ст. 213.24 ФЗ о банкротстве РФ предусмотрено, что суд вправе вынести определение о временном ограничении на выезд гражданину из Российской Федерации. Однако данная норма действует только после принятия решения о признании гражданина банкротом. Следовательно, ее применение на более ранних стадиях производства по делу о банкротстве не приемлемо.

Представляется, что для снижения рисков кредиторов необходимо рассмотреть возможность введение данной меры в ФЗ о банкротстве РФ при условии ее применения в процедуре банкротства для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.

Следующее государство, которое будет нами рассмотрено — Республика Казахстан.

Процесс банкротства в Казахстане урегулирован Законом Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V ЗРК «О реабилитации и банкротстве» (далее — Закон о банкротстве РК) [3].

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о банкротстве РК под банкротством понимается признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации [3]. Для уяснения понятия несостоятельности, которое содержится в законодательстве Республики Казахстан необходимо обратиться к ч. 12 ст. 1 вышеназванного Закона о банкротстве РК. В соответствии с данным положением несостоятельность — это установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование [3].

Обеспечительные меры, применяемые в рамках процедуры банкротства, установлены ст. 51 Закона о банкротстве РК. В соответствии с положениями данной статьи суд по заявлению кредитора, прокурора или иного участвующего в деле лица вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов.

Перечень обеспечительных мер содержится в той же статье закона. Так, на основании заявления суд может [3]:

– наложить арест на принадлежащее должнику имущество (либо же часть имущества), в том числе денежные средства;

– запретить должнику совершать определенные действия, которые могут повлечь уменьшение его имущества либо иным образом ущемить интересы кредиторов;

– приостановить взыскание по исполнительным или иным документам, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

– иные действия по рекомендации назначенного временного управляющего, направленные на сохранность активов должника на период рассмотрения дела.

В отличие от законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в Законе о банкротстве РК не содержится отсылочной нормы к процессуальным кодексам, содержащим перечень обеспечительных мер. Однако ввиду того, что закреплённые в ст. 51 Закона о банкротстве РК меры практически полностью повторяют положения ст. 156 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан касающиеся мер по обеспечению иска, а также вследствие того, что абз. 5 ст. 51 Закона о банкротстве РК предусматривает применение иных обеспечительных мер полагаем, что отсутствие отсылочных норм не является проблемным моментом [1].

Срок действия обеспечительных мер, применяемых при возбуждении процедуры банкротства действует до момента введения санации или же принятием судебного органа постановления о признании должника банкротом. До наступления этих обстоятельств по заявлению кредиторов у суда сохраняется возможность вынести определение об изменении либо же отмене ранее принятых обеспечительных мер.

Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить, что рассматриваемый институт правого регулирования обеспечительных мер, применяемых в процедуре банкротства был освещен только двумя странами в сравнении с положениями, применяемыми в Российской Федерацией. При этом, казалось бы, являясь участниками Евразийского Экономического союза и имея общую историческую связь, в каждом рассмотренном нами государстве присутствуют как общие способы обеспечения требований кредиторов в рамках процедуры банкротства, так и характерные для каждого государства особенности правового регулирования.

На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран-участников [5]. В перспективе рассматривается возможность расширения данного состава путем вхождения новых государств. В этой связи представляется необходимым дальнейшие исследования правовых норм стран-участников ЕАЭС с целью уяснения схожести и различий в правовом регулировании обеспечительных мер, применяемых в рамках процедуры банкротства для дальнейшего совершенствования российского законодательства в данной сфере.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 377-V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34329053#pos=2;-155/ (дата обращения: 14.01.2020).
  2. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13.07.2012 г. № 415-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0= H11200415/ (дата обращения: 14.01.2020).
  3. Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 г. № 176-V «О реабилитации и банкротстве) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31518958/ (дата обращения: 14.01.2020).
  4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. № 209–210, 02.11.2002.
  5. Федеральный закон от 3 октября 2014 года № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Российская газета. № 229(6501), 08.10.2014.
  6. Маковский А. Л. О кодификации гражданского права. — М.: Статут, 2010. — 736 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Беларусь, мера, Российская Федерация, банкротство, Казахстан, банкротство Республики, Евразийский Экономический союз, обеспечение иска, Республика, временное ограничение.

Похожие статьи

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь... Сравнительный анализ налоговых систем...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз , Евразийский экономический союз , внешняя торговля , Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС. Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Органы управления: Высший Евразийский экономический совет — высший...

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства...

Гармонизация банковского регулирования в государствах...

Государства-участники — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика

Оценка соответствия стран ЕАЭС международным принципам и стандартам позволяет нам определить меры, которые необходимо предпринять в...

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская...

Проблемы обеспечения экономической безопасности...

Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза.

Став участником таможенного союза Республика Казахстан создал условия для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и...

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...

Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в

В УК Российской Федерации отсутствует указание в статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, на...

Похожие статьи

Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь... Сравнительный анализ налоговых систем...

Особенности таможенного оформления в условиях...

Таможенный союз , Евразийский экономический союз , внешняя торговля , Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС. Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Органы управления: Высший Евразийский экономический совет — высший...

Интеграционные объединения на постсоветском пространстве

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства...

Гармонизация банковского регулирования в государствах...

Государства-участники — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика

Оценка соответствия стран ЕАЭС международным принципам и стандартам позволяет нам определить меры, которые необходимо предпринять в...

Перспективы совершенствования таможенного регулирования...

Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская...

Проблемы обеспечения экономической безопасности...

Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза.

Став участником таможенного союза Республика Казахстан создал условия для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и...

Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...

Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в

В УК Российской Федерации отсутствует указание в статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, на...

Задать вопрос