Реализация обеспечительных мер по делам о банкротстве на примере стран ЕАЭС
Автор: Величко Владислав Владимирович
Рубрика: Гражданское право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (16) февраль 2020 г.
Дата публикации: 20.01.2020
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Величко, В. В. Реализация обеспечительных мер по делам о банкротстве на примере стран ЕАЭС / В. В. Величко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 2 (16). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/156/4816/ (дата обращения: 26.04.2024).
Обеспечительные меры, существующие во многих странах, являются гарантией защиты кредитора в рамках производства по делам о банкротстве. Проанализировав перечень обеспечительных мер применяемых в Российской Федерации с аналогичными нормами близлежащих стран-соседей можно с уверенностью прийти к выводу о схожести применяемых положений ввиду историко-правовой близости развития государств.
На примере данной статьи нами будет рассмотрен институт обеспечительных мер, применяемых в делах о банкротстве на примере двух стран участников Евразийского Экономического союза — Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также изучена возможность совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом опыта союзных государств.
Ключевые слова: обеспечение иска, несостоятельность, банкротство, обеспечительные меры, защита требований кредитора, Евразийский Экономический союз.
Законодательное регулирование в современной Российской Федерации основывается на тех же общих принципах и подходах, что применяются и в законодательствах соседних стран, ранее входивших совместно в состав СССР, а ныне являющихся участниками Евразийского Экономического Союза. Между правовыми нормами, закрепленными в гражданском законодательстве соседних стран, можно найти много общих черт. Это связано в первую очередь с тем, что гражданское законодательство в постсоветских странах базируется на структуре кодекса советского образца. Именно в этом, по мнению цивилистов, и состоит одна из особенностей российского гражданского законодательства [6]. При разработке новых правовых норм в дружественных соседских странах часто создаются контактные группы, для участия в которых привлекаются научные специалисты разных областей из соседних государств.
Первое государство, которое будет рассмотрено нами — Республика Беларусь.
Банкротство в Республики Беларусь регулируется Законом от 13 июля 2012 года № 415-З «Об Экономической Несостоятельности (Банкротстве)» (далее по тексту — «Закон о банкротстве Республики Беларусь»). В соответствии с абз. 2 ст. 1 вышеназванного закона под банкротством понимается — неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией юридического лица, или же прекращением деятельности индивидуального предпринимателя [2]. Стоит сразу указать, что в сравнении с Федеральными законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — «ФЗ о банкротстве РФ»), применяемого в Российской Федерации банкротство физических лиц данным законом никак не регулируется [4].
Затрагивая область обеспечительных мер, необходимо руководствоваться положением абз. 1 ст. 40 Закона о банкротстве Республики Беларусь. В данном положении указано, что по заявлению участвующего в деле о банкротстве лица хозяйственный суд Республики Беларусь может принять обеспечительные меры для защиты требований кредиторов в соответствии с положениями, относящимися к обеспечению иска, которые предусмотрены действующим Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь ст. 116 установлен следующий перечень мер по обеспечению иска:
– наложение ареста на недвижимость или иное имущества принадлежащие ответчику и находящиеся у него либо у других лиц;
– наложение ареста на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
– запрещение ответчику совершать определенные действия;
– возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;
– запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
– приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;
– приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
– временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя, являющихся ответчиками, на выезд из Республики Беларусь;
– иные меры, предусмотренные Хозяйственными процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Положением абз. 2 ст. 40 Закона о банкротстве Республики Беларусь помимо вышеназванного перечня указано, что хозяйственный суд вправе обязать должника принять дополнительные меры по обеспечению сохранности ценных бумаг, валютных ценностей, а также иного имущества должника.
На основе приведенного перечня обеспечительных мер можно сделать вывод, что так же, как и в Российской Федерации, перечень обеспечительных мер, применяемых в Республике Беларусь, не является исчерпывающим.
Касательно сроков действия применяемых обеспечительных мер для удовлетворения требований кредиторов — они действуют с момента возбуждения производства по делу о банкротстве и до открытия конкурсного производства с привлечением для этого дела конкурсного управляющего, либо же в случае если хозяйственный суд примет решение о прекращении производства по делу.
В Республики Беларусь процедура банкротства состоит из трех стадий: защитный период (который включает в себя предусмотренные в Российской Федерации процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления), конкурсное производство и мировое соглашение. В рамках законодательства Республики Беларусь обеспечительные меры применяются только в защитный период, который в соответствии с абз. 1 ст. 39 Закона о банкротстве Республики Беларусь начинается с момента возбуждения производства по делу и продолжается не более трех месяцев. В исключительных случаях данный срок может быть продлен до трех лет.
Проанализировав перечень обеспечительных мер, закрепленных в Хозяйственном процессуальном кодексе, а также в Законе о банкротстве Республики Беларусь и сравнив их с обеспечительными мерами, установленными Российским законодательством, можно обнаружить некоторые различия.
Так, в отличие от Российского законодательства в законодательстве Республики Беларусь содержится дополнительная мера, направленная на защиту требований кредиторов — это временное ограничение права гражданина или индивидуального предпринимателя на выезд за пределы территории Республики Беларусь. Указанное положение позволяет при возбуждении дела о банкротстве не допустить сокрытие лица за пределами территории Республики Беларусь, которое по предположению участвующих в деле лиц является ответственным за действия, приведшие хозяйствующий субъект к банкротству. В ситуации, при которой лицу все же удалось скрыться, привлечение его к субсидиарной ответственности для удовлетворения требований кредитора существенно усложняется.
В Российской Федерации положением ч. 3 ст. 213.24 ФЗ о банкротстве РФ предусмотрено, что суд вправе вынести определение о временном ограничении на выезд гражданину из Российской Федерации. Однако данная норма действует только после принятия решения о признании гражданина банкротом. Следовательно, ее применение на более ранних стадиях производства по делу о банкротстве не приемлемо.
Представляется, что для снижения рисков кредиторов необходимо рассмотреть возможность введение данной меры в ФЗ о банкротстве РФ при условии ее применения в процедуре банкротства для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Следующее государство, которое будет нами рассмотрено — Республика Казахстан.
Процесс банкротства в Казахстане урегулирован Законом Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V ЗРК «О реабилитации и банкротстве» (далее — Закон о банкротстве РК) [3].
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона о банкротстве РК под банкротством понимается признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации [3]. Для уяснения понятия несостоятельности, которое содержится в законодательстве Республики Казахстан необходимо обратиться к ч. 12 ст. 1 вышеназванного Закона о банкротстве РК. В соответствии с данным положением несостоятельность — это установленная судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, обеспечить уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование [3].
Обеспечительные меры, применяемые в рамках процедуры банкротства, установлены ст. 51 Закона о банкротстве РК. В соответствии с положениями данной статьи суд по заявлению кредитора, прокурора или иного участвующего в деле лица вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов.
Перечень обеспечительных мер содержится в той же статье закона. Так, на основании заявления суд может [3]:
– наложить арест на принадлежащее должнику имущество (либо же часть имущества), в том числе денежные средства;
– запретить должнику совершать определенные действия, которые могут повлечь уменьшение его имущества либо иным образом ущемить интересы кредиторов;
– приостановить взыскание по исполнительным или иным документам, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
– иные действия по рекомендации назначенного временного управляющего, направленные на сохранность активов должника на период рассмотрения дела.
В отличие от законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в Законе о банкротстве РК не содержится отсылочной нормы к процессуальным кодексам, содержащим перечень обеспечительных мер. Однако ввиду того, что закреплённые в ст. 51 Закона о банкротстве РК меры практически полностью повторяют положения ст. 156 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан касающиеся мер по обеспечению иска, а также вследствие того, что абз. 5 ст. 51 Закона о банкротстве РК предусматривает применение иных обеспечительных мер полагаем, что отсутствие отсылочных норм не является проблемным моментом [1].
Срок действия обеспечительных мер, применяемых при возбуждении процедуры банкротства действует до момента введения санации или же принятием судебного органа постановления о признании должника банкротом. До наступления этих обстоятельств по заявлению кредиторов у суда сохраняется возможность вынести определение об изменении либо же отмене ранее принятых обеспечительных мер.
Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить, что рассматриваемый институт правого регулирования обеспечительных мер, применяемых в процедуре банкротства был освещен только двумя странами в сравнении с положениями, применяемыми в Российской Федерацией. При этом, казалось бы, являясь участниками Евразийского Экономического союза и имея общую историческую связь, в каждом рассмотренном нами государстве присутствуют как общие способы обеспечения требований кредиторов в рамках процедуры банкротства, так и характерные для каждого государства особенности правового регулирования.
На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран-участников [5]. В перспективе рассматривается возможность расширения данного состава путем вхождения новых государств. В этой связи представляется необходимым дальнейшие исследования правовых норм стран-участников ЕАЭС с целью уяснения схожести и различий в правовом регулировании обеспечительных мер, применяемых в рамках процедуры банкротства для дальнейшего совершенствования российского законодательства в данной сфере.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 г. № 377-V [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34329053#pos=2;-155/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 13.07.2012 г. № 415-З [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0= H11200415/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Закон Республики Казахстан от 7 марта 2014 г. № 176-V «О реабилитации и банкротстве) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31518958/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. № 209–210, 02.11.2002.
- Федеральный закон от 3 октября 2014 года № 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» // Российская газета. № 229(6501), 08.10.2014.
- Маковский А. Л. О кодификации гражданского права. — М.: Статут, 2010. — 736 с.
Ключевые слова
банкротство, несостоятельность, Евразийский экономический союз, обеспечительные меры, обеспечение иска, защита требований кредитораПохожие статьи
Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь... Сравнительный анализ налоговых систем...
Особенности таможенного оформления в условиях...
Таможенный союз , Евразийский экономический союз , внешняя торговля , Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое
Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС. Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017...
Евразийский экономический союз: социально-экономический...
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Органы управления: Высший Евразийский экономический совет — высший...
Интеграционные объединения на постсоветском пространстве
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства...
Гармонизация банковского регулирования в государствах...
Государства-участники — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика
Оценка соответствия стран ЕАЭС международным принципам и стандартам позволяет нам определить меры, которые необходимо предпринять в...
Перспективы совершенствования таможенного регулирования...
Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская...
Проблемы обеспечения экономической безопасности...
Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза.
Став участником таможенного союза Республика Казахстан создал условия для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и...
Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...
Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...
Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в
В УК Российской Федерации отсутствует указание в статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, на...
Похожие статьи
Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это...
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь... Сравнительный анализ налоговых систем...
Особенности таможенного оформления в условиях...
Таможенный союз , Евразийский экономический союз , внешняя торговля , Российская Федерация, Единый таможенный тариф, Единое
Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС. Взаимная торговля Российской Федерации сгосударствами— членами ЕАЭС в 2017...
Евразийский экономический союз: социально-экономический...
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Органы управления: Высший Евразийский экономический совет — высший...
Интеграционные объединения на постсоветском пространстве
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС может стать выразителем интересов большинства государств постсоветского пространства...
Гармонизация банковского регулирования в государствах...
Государства-участники — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика
Оценка соответствия стран ЕАЭС международным принципам и стандартам позволяет нам определить меры, которые необходимо предпринять в...
Перспективы совершенствования таможенного регулирования...
Россия, Казахстан, Евразийский экономический союз, Армения, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, киргизия
В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская...
Проблемы обеспечения экономической безопасности...
Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Казахстан в условиях Таможенного союза.
Став участником таможенного союза Республика Казахстан создал условия для обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и...
Проблемы разрешения споров Судом Евразийского...
Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными...
Ответственность за контрабанду по зарубежному законодательству
Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) является международной организацией региональной экономической интеграции, созданной в
В УК Российской Федерации отсутствует указание в статьях, предусматривающих ответственность за контрабанду, на...