Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это на экономическое развитие стран-участниц? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Демина В. А. Вступление в Евразийский экономический союз: влияет ли это на экономическое развитие стран-участниц? // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 347-350. — URL https://moluch.ru/archive/151/42935/ (дата обращения: 19.01.2019).



В общем смысле любой экономический союз подразумевает под собой один из видов экономической интеграции государств, имеющий определенные признаки: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран; наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, т. е. финансового и человеческого капитала; наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Евразийский экономический союз был создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества между Россией, Беларусью и Казахстаном для укрепления экономик стран-участниц, распад хозяйственных и экономических связей которых произошел при их выходе из СССР, и «сближения друг с другом», а также для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке, увеличения спроса и конкурентоспособности производимых на данных территориях товаров для их массового потребления внутри ЕАЭС. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане и вступил в силу с 01 января 2015 года [1].

В настоящий момент в состав ЕАЭС входят: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия [3]. По словам В. В. Путина: «Евразийский союз открыт для работы со всеми нашими соседями, и в рамках СНГ открыт для наших партнеров и на востоке, и на западе» (выдержка из сообщения от 23.12.2014). Приоритетными направлениями развития отношений является проведение скоординированной политики в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и энергетике.

В связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации, продовольственного эмбарго, ужесточением контроля на таможенных постах при пересечении грузов с продовольственными товарами, вопрос влияния вступления в ЕАЭС на экономику всех стран-участниц является наиболее актуальным.

Макроэкономический эффект от интеграции стран в ЕАЭС создается за счет: снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции; стимулирование «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС а счет равного уровня экономического развития; наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары; повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка; снижения уровня безработицы благодаря созданию новых рабочих мест; улучшения социальной и демографической политики за счет роста благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС; сокращения государственных комитетов в поддерживаемых отраслях экономики за счет создания межгосударственных органов по координации и взаимодействию экономических субъектов в данных отраслях.

Но только ли положительный экономический эффект создается от интеграции стран в ЕАЭС?

Прежде всего, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо оценить страны-участницы ЕАЭС с точки зрения легкости ведения бизнеса в соответствии с мировыми критериями Doing Business 2015–2016 гг. (таблица 1) [2].

Таблица 1

Оценка стран ЕАЭС по DoingBusiness за 2015–2016гг.

2015 год

2016 год

Армения

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Россия

Армения

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Россия

Рейтинг легкость ведения бизнеса

38

43

53

67

54

35

44

41

67

51

Регистрация предприятий

3

39

53

28

34

5

12

21

35

41

Получение разрешений на строительство

72

34

100

20

117

62

34

92

20

119

Подключение к системе электроснабжения

96

85

68

161

53

99

89

71

160

29

Регистрация собственности

14

6

25

7

8

14

7

19

6

8

Получение кредитов

36

105

71

36

61

42

109

70

28

42

Защита миноритарных инвесторов

46

54

64

33

64

49

57

25

36

66

Налогообложение

41

60

17

136

50

41

63

18

138

47

Международная торговля

58

25

121

82

169

29

25

122

83

170

Обеспечение исполнения контрактов

36

29

14

136

5

28

29

9

137

5

Разрешение неплатежеспособности

69

68

83

126

51

71

69

47

126

51

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что по показателю легкости ведения бизнеса страны-участницы Евразийского экономического союза находятся примерно на одинаковом уровне, однако, лучше всего данный показатель у Республики Армения, что связано с простотой регистрации предприятий и собственности на территории данного государства.

Республика Беларусь характеризуется практически невозможностью кредитования бизнеса со стороны коммерческих банков из-за государственной системы финансирования промышленных предприятий, отсутствия поддержки частного бизнеса и активного участия государственных регуляторов (банки, налоговая служба, контролирующие органы) в предпринимательской деятельности. Государство и банковская система полностью контролирует все финансовые потоки коммерческих предприятий и ограничивает свободу их использования действующим законодательством.

Республика Казахстан имеет приоритеты в области защиты прав миноритарных инвесторов, а также имеет гибкую систему налогообложения.

Наименее экономически развитой среди стран-участниц ЕАЭС является Республика Кыргызстан, которая наряду с легкостью регистрации собственности и получения разрешений на строительство промышленных объектов, пи отсутствии развитой энергетической отрасли, создает проблемы при подключении коммерческих предприятий к системе энергоснабжения, имеет высокие ставки налогов, слабое обеспечение исполнения контрактов и защиту инвесторов при разрешении вопросов неплатежеспособности.

Россия характеризуется наилучшим показателем по обеспечению исполнения контрактов, что связано с жесткой финансовой дисциплиной и развитой системой арбитражных судов, надежно защищающих права хозяйствующих субъектов. Кроме того, учитывая развитую систему энергетики, наличие свободных мощностей во многих субъектах федерации, Россия имеет лучший показатель по возможности подключения к системе электроснабжения, что позволяет организовывать энергоемкие предприятия со значительным объемом финансовых инвестиций. Необходимо отметить, что показатель международной торговли можно охарактеризовать как негативный, что связано с введением санкций и продовольственного эмбарго, взаимоотношений со странами Европы, Турции, являющихся основными поставщиками продовольственных товаров до начала импортозамещения на территории стран-участниц ЕАЭС.

Для защиты экономических интересов государств-участниц ЕАЭС от недобросовестной конкуренции и пресечения потока товаров, запрещенных к ввозу на территорию России из санкционных стран через сопредельные государства, в которых данные санкции не применяются, было принято решение об усилении таможенного, паспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на таможенных постах данных государств. Необходимо обратить внимание на то, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров на пограничных постах внутри ЕАЭС практически отменен, что является поводом для злоупотребления отдельными предприятиями полученных преференций.

Для оценки влияния вступления стран в Евразийский экономический союз на их экономическое развитие необходимо провести исследование приоритетных направлений в деятельности каждого государства-члена ЕАЭС и их прогнозных показателей.

Республика Армения.

Ухудшение ценовых условий, усиление рецессии в странах — торговых партнерах и снижение денежных переводов продолжают оказывать негативное воздействие на экономический рост республики Армения.

Несмотря на рост реальных заработных плат в государственном и частном секторе, рецессия в Российской Федерации будет сдерживать потребительский спрос ввиду сокращения факторных доходов и денежных переводов, а также сохранения на высоком уровне безработицы. Немаловажным является и тот факт, что динамика потребительских цен находится под влиянием продолжительного падения цен на энергоносители и продовольственные товары, а также укрепления реального эффективного обменного курса.

Республика Беларусь.

Сокращение экономического роста в республики Беларусь в 2015–2016 гг. проходило на фоне значительного падения спроса со стороны стран — основных торговых партнеров и отсутствия возможности реализации экспансионистской макроэкономической политики фискальными и монетарными органами. На данный момент Беларусь характеризуется замедлением инфляционных процессов, что стало результатом ужесточения денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, сокращения квазифискальных операций. Сохранение высоких в реальном выражении процентных ставок по кредитам оказывает ограничивающее влияние на инвестиции и спрос со стороны домашних хозяйств. Это сдерживает возможности роста бюджетных доходов, и, ввиду ограниченных возможностей по заимствованию на внутреннем и внешнем рынках, не позволяет увеличить расходную часть бюджета для стимулирования экономики.

Республика Казахстан.

В 2015 году рост экономики Казахстана замедлился вследствие ухудшения условий торговли, продолжения падения цен на нефть и металлы, снижения внешнего и более медленного роста внутреннего спроса в результате ужесточения финансовых условий и сокращения потребительского кредитования. В 2017–2018 годах на фоне восстановления внешнего спроса со стороны России и Евросоюза, постепенного роста нефтяных цен, а также начала эксплуатации шельфового нефтегазового месторождения в Каспийском море ожидается положительный рост экспорта и частного потребления. Реализация государственных проектов поддержки инвестиций в инфраструктурные проекты, программы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы будут способствовать ускорению потенциального роста выпуска. В то же время вероятное нахождение нефтяных цен на уровне 30–50 долл./барр. в течение продолжительного периода ограничит возможности бюджетно-налоговой политики по стимулировании. Внутреннего спроса. В этих условиях в среднесрочном периоде ожидается усиление бюджетной консолидации, а среднегодовой прирост ВВП в 2017–2018 годах прогнозируется на уровне 1,8–1,9 %. Сохранение отрицательного разрыва выпуска, относительно низких цен на продовольствие на мировых рынках, а также стабилизация валютного курса будут способствовать снижению инфляции и ее нахождению в 2017–2018 годах в границах 6,0–6,2 %.

Кыргызская Республика.

В 2015 году экономика Кыргызстана столкнулась с существенным ухудшением внешнего спроса: замедлением роста в Китае и Казахстане, рецессией в России — стран, на которые приходится основная доля экспорта без учета золота. Негативная динамика выпуска в России и обесценение российского рубля привели к падению поступлений денежных переводов в долларах США в 2015 году на 25,8 %, что способствовало сжатию частного потребления и инвестиций, замедлению роста строительной отрасли — одного из основных источников несырьевого роста в 2012–2014 гг. Снижению курсов валют основных торговых партнеров, а также сокращение объемов добываемого золота и падение его цены обусловили обесценение сома в 2015 году почти на 30 % по отношению к доллару США.

После ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС в августе 2015 года наблюдался прирост числа мигрантов на 6,7 % (с августа 2015 года по январь 2016 года). Одновременно наблюдалось сокращение числа безработных в экономике.

Российская Федерация.

В течение 2015 года, а также в начале 2016 года негативные тенденции в экономики России, усилившиеся на фоне резкого падения цен на нефть и продления режима санкций и ответных контрсанкций, несколько ослабли, а экономика постепенно смогла адаптироваться к новым экономическим условиям. Вместе с тем, внутренний спрос остается слабым. Отражая как сокращение реальных доходов домашних хозяйств, так и инвестиций частного сектора.

Среди факторов, формирующих слабое восстановление внутреннего спроса, остаются негативные ожидания инвесторов, связанные как с действием секторальных санкций, так и с сохранением на низком уровне потребительской и предпринимательской уверенности.

В целях поддержки уровни жизни населения и ключевых секторов экономики для выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительство РФ приняло программу антикризисных мер. Ключевым направлением, которой является поддержка российского производителя, особенно в сфере сельского хозяйства.

Постепенное смягчение кредитных условий в результате расширения операций бюджетного сектора при сохранении неизменной ключевой ставки Банка России способствовало снижению внутренних макроэкономических рисков, постепенному восстановлению кредитной активности банковского сектора. При поддержании в 2017–2018 гг. действующей направленности монетарной политики ожидается снижение инфляции до 6,2 % в 2017 году и 4,5 % в 2018 году.

Таким образом, формирование Евразийского экономического союза положительно сказалось на экономиках стран его участниц. Отмена таможенного контроля на пограничных пунктах и проведения досмотра перемещаемого через границу товара позволили обеспечить свободное передвижение сельскохозяйственной и промышленной продукции, ускорить сроки доставки товара, создать свободную конкуренцию и расширить ассортимент продуктов на внутренних рынках каждой из стран-участниц.

Учитывая значительный потенциал Российской Федерации, страны-участницы Евразийского экономического союза получили доступ к финансовым ресурсам российских банков через предприятия-партнеры, что не только позволяет поддерживать развитие предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики, но и стабилизировать инфляцию, создать дополнительные рабочие места и обеспечить дополнительные социальные гарантии трудящемуся населению.

Отмена внутренних границ, взаимодействие в военной сфере, а также по линии специальных служб позволили перенаправить сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, для координации взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза на усиление защиты внешних границ и борьбу с террористической угрозой, которая стала активно проявлять себя в последнее время.

Литература:

  1. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) // Мировая экономика. URL: www.ereport.ru/articles/ecunions/eaeu.htm (дата обращения: 10.04.2017).
  2. Оценка бизнес регулирования // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/ (дата обращения: 10.04.2017).
  3. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) // Евразийский экономический союз (ЕАЭС). URL: http://www.eaeunion.org/#resources(дата обращения: 12.04.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Казахстан, Армения, Евразийский экономический союз, Беларусь, внутренний спрос, Российская Федерация, республика, киргизия, Кыргызская Республика.


Похожие статьи

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь...

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Киргизия.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации.

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Необходимость координации монетарной политики в рамках...

В настоящее время в данную международную организацию региональной экономической интеграции входят следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Базис регулирования деятельности микрофинансовых институтов определен в ряде специальных законов о микрофинансовой деятельности в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь...

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Киргизия.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации.

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Необходимость координации монетарной политики в рамках...

В настоящее время в данную международную организацию региональной экономической интеграции входят следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Базис регулирования деятельности микрофинансовых институтов определен в ряде специальных законов о микрофинансовой деятельности в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь...

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Киргизия.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации.

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Необходимость координации монетарной политики в рамках...

В настоящее время в данную международную организацию региональной экономической интеграции входят следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Базис регулирования деятельности микрофинансовых институтов определен в ряде специальных законов о микрофинансовой деятельности в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского...

В настоящее время в ЕАЭС входят: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. 29 мая 2014 года в Астане президентами Республики Беларусь...

Сравнительный анализ налоговых систем Евразийского...

налог, казахстан, налоговая система, Российская Федерация, беларусь, Киргизия, Евразийский Экономический Союз, налоговое законодательство, подоходный налог, Армения.

Практика применения таможенных процедур в ЕАЭС

Киргизия.

Некоторые проблемы и перспективы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интеграции предприятий Кыргызской Республики с предприятиями ЕАЭС в условиях глобализации.

Решение исходных проблем интеграции Евразийского...

В 2015 году важнейшим событием для постсоветского пространства стало вступление в силу указанного договора — с 1 января 2015 года государствами — членами ЕАЭС стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, со 2 января...

Евразийский экономический союз: социально-экономический...

Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Необходимость координации монетарной политики в рамках...

В настоящее время в данную международную организацию региональной экономической интеграции входят следующие страны: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

Правовое регулирование деятельности ломбардов в странах ЕАЭС

Базис регулирования деятельности микрофинансовых институтов определен в ряде специальных законов о микрофинансовой деятельности в Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Российской Федерации.

Интеграция как инструмент обеспечения роста экономик стран...

Евразийский экономический союз, Казахстан, Россия, Армения, процесс, современный кризис, промышленное производство, постсоветское пространство, мировая экономика, финансовая система.

Некоторые перспективы и противоречия развития ЕАЭС

Участники Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Россия и Казахстан, а затем присоединившиеся Армения и Кыргыстан — имеют значительное сходство, что в немалой степени предопределило их объединение в ЕАЭС.

Задать вопрос