Причинно-следственная связь как признак объективной стороны преступления
Автор: Прасолова Мирослава Юрьевна
Рубрика: Уголовное право и процесс
Опубликовано в Новый юридический вестник №7 (14) декабрь 2019 г.
Дата публикации: 02.12.2019
Статья просмотрена: 8514 раз
Библиографическое описание:
Прасолова, М. Ю. Причинно-следственная связь как признак объективной стороны преступления / М. Ю. Прасолова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 7 (14). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/148/4681/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье кратко рассмотрены существующие проблемы причинно-следственной связи в уголовном праве. Обращаясь к указанным проблемам, автор анализирует теоретические представления о сущности причинной связи.
Ключевые слова: причинно-следственная связь, деяние, бездействие, последствие, объективная сторона.
Объективная сторона преступления — это внешнее проявление общественно-опасного посягательства, представляющее собой совокупность объективных обстоятельств (признаков) преступления, поддающихся восприятию, определению и доказыванию. Признаки объективной стороны играют неравнозначную роль, хотя любой из них выражает общественную опасность и ее степень того или иного преступления и является социально значимым [2, с. 188]. В зависимости от того, все ли признаки объективной стороны свойственны конкретному составу преступления, их делят на две группы: обязательные и факультативные. Одним из обязательных признаков является причинно-следственная связь между совершенным преступлением и наступившим преступным результатом, поэтому неверное установление наличия либо отсутствия данной связи между преступным деянием и его общественно опасными последствиями влечет за собой неправильную уголовно-правовую квалификацию, судебные ошибки, и, как следствие, — незаконное осуждение лиц.
Исследованию основ причинно-следственной связи посвящены работы многих ученых. Однако, как справедливо полагает В. Б. Малинин, «несмотря на огромное, почти необозримое количество работ, посвященных проблеме причинной связи, научно обоснованного и ясного решения этого вопроса все еще не достигнуто» [1, с. 64]. Такого же мнения придерживается и А. П. Козлов: «Если же принять во внимание всю совокупность рассмотренных верховными судами спорных применительно к причинной связи уголовных дел, учесть, что не все спорные уголовные дела доходят до Верховного суда, значительная часть их остается в судах первой инстанции, будучи неверно решенными, что не всегда и Верховный суд правильно решает проблемы причинной связи, то проблема причинной связи становится едва ли не самой главной в уголовном праве» [1, с. 64]. Сложилась практика, когда правоприменитель совершает уголовно-правовую оценку по признаку причинно-следственной связи нередко без аргументации, интуитивно, казуистически, а «в материалах уголовных дел формулируется вывод о наличии или отсутствии причинной связи, но не приводятся признаки, по которым происходит ее установление, за исключением признаков «непосредственной», «прямой» связи (25 %)» [3, с. 408]. В связи этим нельзя согласиться с точкой зрения, что «уже много лет не возникало острой полемики, и практика в основном правильно решает эту проблему применительно к конкретным делам» [1, с. 64].
В юридической литературе применяются разные словосочетания, характеризующие рассматриваемый признак объективной стороны преступления. Некоторые авторы применяют слова «причинно-следственная связь», другие — «причинная связь» [5, с. 66]. Возможно, какое именно используется словосочетание — не имеет большого значения, но для современного права больше подходит однообразие в терминологии, нежели свободное использование тех или иных выражений. В силу того, что для правоприменителя важны и причина, и следствие, среди которых нет главного, то употребление словосочетание «причинно-следственная связь» будет более точным, так как подчеркивает очень важное свойство данной связи: причина всегда предшествует следствию, которое одно-однозначно связано с причиной. Некоторые авторы используют одновременно понятия причинно-следственная связь и причинная связь, но между ними предполагается некая иерархия: причинная связь — широкомасштабна, а причинно-следственная связь применима для права, частна.
Причинно-следственная связь (ее наличие) определяется построением общей цепи, состоящей из звеньев с непосредственными причинными связями между следующими в строго определенной последовательности общественно опасными результатами: абстрактной (потенциальной) угрозой причинения вреда, реальной (непосредственной) угрозой, опасным состоянием и причинением вреда объекту (или объектам) преступного деяния [1, с. 64]. В одних уголовных делах связь очевидна и может не вызвать проблем у правоприменителя, в других — требуются исследования экспертами.
Как отмечал Н. Д. Сергеевский, причинно-следственная связь в уголовном праве устанавливается между деянием человека и связанным с ним результатом тогда, когда человек, совершая данное деяние, сознавал или мог сознавать сочетание предыдущих сил, знал или мог знать их действие, то есть предвидел или мог предвидеть исход как последствие. Таким образом, предел причинно-следственной связи заключается в возможности предвидения последствий в период деяния, которое оканчивается тогда, когда результат становится неизбежным [6, с. 33]. Поэтому незнание и непредусмотрение привступающей силы (или невозможность предусмотрения) прерывает данную связь. Причем по проблеме причинности в современной уголовно-правовой доктрине часто придается значение только проявлению рассматриваемой связи на физическом (вещно-событийном) уровне, но нельзя забывать, что преступление имеет социально-правовую природу.
В науке уголовного права выделяют следующие признаки причинной связи: она — всеобщая (относится ко всем явлениям окружающего мира), объективная (явления взаимосвязаны), необходимая (причина всегда предшествует следствию) и генетическая (следствие порождается причиной). Но, Н. Н. Ярмыш замечает, что для причинно-следственной связи необходимость не является признаком, так как уголовное право занимается ретроспективным познанием произошедшего причинения, и нельзя говорить о необходимости уже осуществившегося, значение имеет только то, было ли оно создано соответствующей причиной. Если придерживаться общепринятого мнения и рассмотреть признак необходимости применительно к конкретной связи, то можно прийти к выводу, что необходимость входит в понятие другого признака, а именно генетического характера связи [4, с. 44–43].
Учеными предложено большое количество теорий причинно-следственной связи (необходимого условия, теории равноценных условий, теория возможности и действительности, необходимой и случайной причинной связи и другие), но, не вдаваясь в их обсуждение, можно сделать вывод, что указанные теории в той или иной степени «разрабатывает» один из индуктивных методов определения наличия связи, рассматриваемых в логике.
Также в юридической литературе нет единого подхода к тому, кто должен определение наличие или отсутствие причинно-следственной связи. Так, часть авторов считает, что в определенных случаях это возможно при проведении судебно-медицинской экспертизы; судебно-медицинские эксперты указывают, что причинность — категория немедицинская (логическая) и ее установление в их компетенцию не входит, а является привилегией правоприменителя [5, с. 68]. Единственным выходом в данной ситуации, возможно, будет законодательное закрепление того, кто должен определять наличие или отсутствие причинно-следственной связи в конкретных случаях.
Отдельно хотелось бы рассмотреть вопрос причинно-следственной связи между бездействием (одной из форм преступного деяния) и последствием. В доктрине выделяют два противоположных подхода: 1) бездействие не может вызвать последствие, 2) бездействие причиняет последствия. Необходимо отметить, что важно различать сам акт бездействия (невыполнение действия либо его ненадлежащее выполнение) и действия, совершаемые во время него. Причинно-следственная связь при бездействии должна устанавливаться между самим неисполнением или ненадлежащем исполнении какой-либо обязанности как пассивным актом поведения и общественно опасными последствиями. Так, по мнению Н. Ф. Кузнецовой, «действие и бездействие имеют одинаковые механизмы причинения», так как в этих формах преступного деяния лицо может использовать различные механизмы, других лиц и т. д., что позволяет вызвать материальные последствия [4, с. 45]. Однако в данной теории причиной является определенная совокупность факторов, которая играет решающую роль, а не бездействие. Из этого следует, что можно привлечь к ответственности случайного человека, который каким-либо образом повлиял хотя бы на один фактор вышеуказанного комплекса (даже если принимать во внимание только непосредственные причины).
В некоторых составах Уголовного Кодекса Российской Федерации указывается, что «деяние должно или может повлечь за собой определенные последствия» [4, с. 42]. Данная формулировка является основанием для высказывания о том, что деяние и последствия связываются не только причинно-следственной, но и обусловливающей связью. Основное и единственное отличие причинно-следственной связи от обусловливающей — способность причины создавать последствия, что подразумевает ее активность. Таким образом, основная проблема при разрешении вопроса о возможности причинения бездействием — это практическое определение генетического характера связи и активности причины. Генетический характер связи выражается в том, что причина порождает причинно-следственную цепочку, которая объективно вызывает наступление последствия, а активность причины, в свою очередь, заключается в том, что причина может создавать изменения во внешнем мире.
Бездействие не может рассматриваться как активное поведение, за исключением двух случаев: в информационном смысле и при причинении нематериальных последствий. Но бездействие не становится более активным и создающим в материальном мире, если мы сделаем его таким в мире социальном, поэтому оно может иметь только обусловливающее значение в отношении материальных последствий, так как их повлекли совершенно другие активные силы. А. С. Горелик правильно заметил, что «человеческое поведение, для того чтобы его можно было считать причиной явления, должно активно содействовать наступлению последствия» [4, с. 44]. Не стоит воспринимать вышесказанное как невозможность привлечения человека к уголовной ответственности, но все же в отношении бездействия можно говорить только о непредотвращении того или иного последствия. Уголовная ответственность лица должна наступать именно за то, что он должен был действовать, но своим бездействием допустил наступление определенных опасных последствий.
Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: утверждение, что причинно-следственная связь связывает деяние и последствия в материальных составах, является доктринальным, и даже краткий экскурс на тему причинно-следственной связи, не смотря на то, что работы многих ученых посвящены исследованию проблематики данного вопроса, показал ее обширность и во многом нерешенность.
Литература:
- Балашов С. К. Об алгоритме построения общей цепи причинной связи преступления // Философия права. — 2016. — № 1. — С. 64–67.
- Кобец П. Н. Общая характеристика объективной стороны преступления по действующему уголовному законодательству Российской Федерации // Символ науки. — 2017. — № 02–2/2017. — С. 187–189.
- Побегайло Э. Ф. Исследование проблемы причинности и причинной связи как признака объективной стороны преступления // Всероссийский криминологический журнал. — 2016. — № 2. — С. 407–410.
- Федоринин Н. К. Причинная связь при бездействии в уголовном праве // Juvenis scientia. — 2017. — № 6. — С. 42–45.
- Шмаров Л. А. Причинно-следственная связь между действием (бездействием) и неблагоприятным исходом // Международный журнал Актуальные проблемы медицины и биологии. — 2018. — № 2. — С. 66–69.
- Шутемова Т. В. О значении причинной связи в отечественном уголовном праве (по Н. С. Таганцеву и Н. Д. Сергеевскому) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. — 2009. — № 1. — С. 32–38.
Похожие статьи
Гражданско-правовая ответственность: проблема понятия причинно-следственной связи
Объектом исследования данной работы является гражданско-правовая ответственность. Предметом исследования выступает причинно-следственная связь как условие ответственности. Целью работы является анализ подходов к пониманию причинно-следственной связи....
Общие черты категорий «непреодолимая сила» и «случай»
В статье исследуется вопрос о месте категории непреодолимой силы и казуса в системе философских понятий случайности и необходимости. Актуальность данной темы связана с вызовами современного мира и обусловлена освобождением от ответственности участник...
К вопросу о сущности коррупции как социально-правового явления
В статье проанализировано сущность социально-правовой природы коррупции, рассматриваются основные подходы к определению данного понятия. Автором указывается, что социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности наиболее существенных ее ...
Общественная опасность как категория уголовного права
В статье отражена правовая регламентация общественной опасности деяния в российском уголовном законодательстве. Автор рассматривает существующие точки зрения на общественную опасность. Дается трактовка такого понятия как «общественная опасность деяни...
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика рецидива как формы множественности преступлений
В статье автор исследует понятия уголовно-правового и криминологического определения категории «рецидив», раскрывает его сущность с позиции уголовного права и криминологии, обосновывает свою позицию по поводу некоторых характеристик рецидива.
Эволюция законодательного представления о понятии умысла
В данной работе представлен историко-правовой анализ умысла как уголовно-правовой категории. Рассмотрены основные этапы его развития в отечественном уголовном законодательстве.
К вопросу о причинах и условиях злоупотребления правом в корпоративных правоотношениях
Учение о злоупотреблении правом по сей день остаётся одним из наиболее дискуссионных в цивилистике, поскольку многоаспектность его проявления ставит новые вопросы перед теорией и практикой. Статья посвящена проблемам выявления причин и условий злоупо...
Значение и сущность следственного эксперимента в системе следственных действий
В статье автор исследует ряд проблемных вопросов уголовно-процессуального и криминалистического характера, связанных с определением значения и сущности следственного эксперимента в системе следственных действий.
Теоретический аспект формирования доказательств в судебном расследовании
В статье автор раскрывает теоретический аспект формирования доказательств в судебном расследовании, а также обозначает, что сущность и отражение правовой природы уголовно-процессуальной деятельности заключается именно в доказывании как одной из важны...
Субъектность как важное условие формирования личности
В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.
Похожие статьи
Гражданско-правовая ответственность: проблема понятия причинно-следственной связи
Объектом исследования данной работы является гражданско-правовая ответственность. Предметом исследования выступает причинно-следственная связь как условие ответственности. Целью работы является анализ подходов к пониманию причинно-следственной связи....
Общие черты категорий «непреодолимая сила» и «случай»
В статье исследуется вопрос о месте категории непреодолимой силы и казуса в системе философских понятий случайности и необходимости. Актуальность данной темы связана с вызовами современного мира и обусловлена освобождением от ответственности участник...
К вопросу о сущности коррупции как социально-правового явления
В статье проанализировано сущность социально-правовой природы коррупции, рассматриваются основные подходы к определению данного понятия. Автором указывается, что социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности наиболее существенных ее ...
Общественная опасность как категория уголовного права
В статье отражена правовая регламентация общественной опасности деяния в российском уголовном законодательстве. Автор рассматривает существующие точки зрения на общественную опасность. Дается трактовка такого понятия как «общественная опасность деяни...
Уголовно-правовая и криминологическая характеристика рецидива как формы множественности преступлений
В статье автор исследует понятия уголовно-правового и криминологического определения категории «рецидив», раскрывает его сущность с позиции уголовного права и криминологии, обосновывает свою позицию по поводу некоторых характеристик рецидива.
Эволюция законодательного представления о понятии умысла
В данной работе представлен историко-правовой анализ умысла как уголовно-правовой категории. Рассмотрены основные этапы его развития в отечественном уголовном законодательстве.
К вопросу о причинах и условиях злоупотребления правом в корпоративных правоотношениях
Учение о злоупотреблении правом по сей день остаётся одним из наиболее дискуссионных в цивилистике, поскольку многоаспектность его проявления ставит новые вопросы перед теорией и практикой. Статья посвящена проблемам выявления причин и условий злоупо...
Значение и сущность следственного эксперимента в системе следственных действий
В статье автор исследует ряд проблемных вопросов уголовно-процессуального и криминалистического характера, связанных с определением значения и сущности следственного эксперимента в системе следственных действий.
Теоретический аспект формирования доказательств в судебном расследовании
В статье автор раскрывает теоретический аспект формирования доказательств в судебном расследовании, а также обозначает, что сущность и отражение правовой природы уголовно-процессуальной деятельности заключается именно в доказывании как одной из важны...
Субъектность как важное условие формирования личности
В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.