О проблемах управления муниципальной собственностью
Автор: Граненко Екатерина Владимировна
Рубрика: Муниципальное право
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (10) май 2019 г.
Дата публикации: 04.04.2019
Статья просмотрена: 1509 раз
Библиографическое описание:
Граненко, Е. В. О проблемах управления муниципальной собственностью / Е. В. Граненко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 3 (10). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/125/4092/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальность данной темы можно рассматривать с точки зрения перспектив развития местного самоуправления. Поскольку муниципальная собственность является одной из экономических основ местного самоуправления. В данной статье представлен краткий обзор проблем, которые существуют в управлении муниципальной собственностью.
Ключевые слова: муниципальная собственность, проблемы управления муниципальной собственности, управление муниципальной собственностью, критерии эффективного управления муниципальной собственностью.
The relevance of this topic can be viewed from the perspective of the development of local government. Since municipal property is one of the economic foundations of local government. This article provides a brief overview of the problems that exist in the management of municipal property.
Keywords: Municipal property, problems of municipal property management, management of municipal property, criteria for effective management of municipal property.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» [1].
В составе муниципальной собственности находится местный бюджет, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Одним из условий социально-экономического развития муниципального образования является высокоэффективное управление муниципальной собственностью. Управление муниципальной собственностью — есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов и потребностей населения муниципального образования, осуществляемая в определенных федеральным законодательством формах и пределах, посредством формирования, эффективного использования, обеспечения учета, сохранности и воспроизводства муниципальной собственности. [4].
Одним из критериев эффективного управления муниципальным имуществом является, качественный результат деятельности, ценой наибольшей экономии ресурсов. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении муниципальными активами, в связи с чем нуждается в необходимости создания системы кадровой подготовки, аттестации управляющих и четкого учета имущества, находящегося в собственности муниципального района, и пользователей этого имущества [5]. Обеспечение постоянного и действенного контроля за выполнением имущественных обязательств пользователей муниципального имущества позволит распознавать объект и определять его значимость и основные свойства, а также это сможет обеспечить ему сохранность и исключит злоупотребления со стороны пользователя этого имущества.
Ни для кого не секрет, что на данный момент существует множество проблем, возникающих при управлении муниципальной собственностью. А именно такие проблемы, как малоразвитость социально-экономической инфраструктуры, финансовая зависимость муниципальных образований от субъектов Российской Федерации, отсутствие благоприятных условий для привлечения инвестиций в сектор экономики, нехватка конкурентоспособной продукции и услуг.
Для решения вышесказанных проблем государство разработало законопроект № 554026–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий) [3], согласно которому все государственные и муниципальные унитарные предприятия смогут продолжить свою деятельность в том случае если: 1) Создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ и Правительства РФ; 2) Учредителями будут являться федеральные органы исполнительной власти, иными словами Министерство обороны РФ; 3) Если деятельность осуществляется в сфере естественной монополии. Те предприятия, которые не попадают под эти критерии до 2021 года должны быть либо ликвидированы, либо преобразованы в коммерческие или казенные учреждения. Цель данного законопроекта: 1) Повысить эффективность управления; 2) Увеличить конкуренцию; 3) Снять финансовое давление с местных бюджетов. Необходимость принятия закона Федеральная монопольная служба аргументирует, тем что многие предприятия в том числе ЖКХ, осуществляет свою деятельность в сфере с развитой конкуренцией (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, управление жилым фондом), тем самым зачастую «обходят» действие федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», следствием этого является монополизация экономики, также злоупотребление доминирующем положением. Зарубежная и новейшая российская практика наглядно подтверждают, что действующие в условиях конкурентной борьбы частные предприятия предоставляют услуги населению, как правило, качественнее и дешевле (цены, тарифы, издержки), нежели предприятия, создаваемые и управляемые органами публичной власти. Тем самым в выгодном положении остается не только население, но и государство. Так как продажа акций от таких предприятий принесет не малые денежные средства в государственную казну.
Но эффективен ли данный законопроект, например, для небольших поселений?! Ответ очевидно, что нет, так как использование концессии в ЖКХ возможно только тогда, когда инвестор заинтересован во вложениях в эту сферу. Но как нам всем известно, в маленьких поселениях эти инвестиции вряд ли когда-то смогут самоокупиться, а бюджет этих поселений не в силах участвовать в софинансировании подобных проектов. Все это является следствием так называемых «дефектов» в законодательстве Российской Федерации, которые в свою очередь в настоящее время являются самыми главными проблемами нашей страны.
Также одной из неурегулированных проблем до настоящего времени, является проблема, связанная с разграничением собственности на государственную и муниципальную. Последствиями которой является выполнение несвойственных функций органами местного самоуправления в экономико-хозяйственном секторе. Виной всему является единый публично-правовой статус субъектов муниципальной и государственной собственности. А отсутствие должной нормативной базы, регулирующей эти отношения, только усугубляет ситуацию.
Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [4, с. 733–736]. Согласно, которому был изменен порядок оперативного изъятия муниципального имущество в собственность. Но определенных правил на законодательном уровне, не существует, тем самым муниципалитет, исходя из особенностей территории и организации детальности управления муниципальной собственности, разрабатывает собственный порядок. На данный момент немалый объем имущества остается бесхозным, при том, что в России остро стоит жилищная проблема, тысячи людей нуждаются в приобретение или улучшении жилья.
Таким образом, на сегодняшний день, существует масса проблем, которые невозможно решить без активных действий государства, по регулированию данных отношений, путем устранения существующих пробелов в законодательстве Российской Федерации, а так же внесением дополнений в нынешние федеральные и региональные нормативно-правовые акты. Тут же можно сказать о том, что динамичное развитие экономики муниципального образования может обеспечить принятие новых форм и методов управления муниципальной собственностью.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 (ред. от 01.08.2016). — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.06.2013 N 123-ФЗ. Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147233/
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий) [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона N 554026–7 Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=176173#07929155860257484
- Ерошкин А. К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 733–736
- Сысоев П. А., Никитин А. А. Принципы и методы управления государственной и муниципальной собственность // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономичекие науки: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(42)
Ключевые слова
муниципальная собственность, проблемы управления муниципальной собственности, управление муниципальной собственностью, критерии эффективного управления муниципальной собственностьюПохожие статьи
Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения
В статье рассматривается муниципальной собственности роль муниципальной собственности в системе местного самоуправления Российской Федерации. Обосноваться важность эффективного механизма управления муниципальной собственность в России и ввиду этого и...
Основные проблемы развития земельных отношений в России
В статье рассматриваются проблемы развития земельных отношений в России как на государственном, так и на муниципальном уровне. В рамках исследования рассмотрены исторические аспекты сложившихся проблем. Одной из основных проблем, поднятых в статье, я...
Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений
В данной статье рассмотрены проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений, сущность оперативного управления, а также предложены пути решения данных проблем.
Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления
В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.
Анализ и выявление проблем в управлении государственным и муниципальным имуществом
В статье описывается краткий обзор исследования, в ходе которого были рассмотрены теоретические основы распоряжения государственным и муниципальным имуществом, с целью выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Проблемы правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях
В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения ...
Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ
В статье рассматриваются проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ. Обоснована актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы, выявлен ряд проблем правового регулирования муниципальной службы.
Правовой режим земель сельскохозяйственного значения
В данной статье рассматривается вопрос, касающийся правового режима земель сельскохозяйственного значения, а также производиться правовой анализ регулирования данного института земельного права в Российской Федерации. Данный институт рассматривается ...
Создание государства как необходимого элемента регулирования гражданских правоотношений
В данном исследовании рассматриваются важные проблемы, связанные с определением правоспособности государства как одного из участников в гражданско-правовых отношениях. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования это...
О некоторых вопросах, связанных с защитой экологических прав
Гарантированная законодательством защита экологических прав является одним из главных результатов развития правовой сферы. В качестве цели данной статьи выступает обобщение проблем, связанных с трудностями в процессе защиты экологических прав граждан...
Похожие статьи
Актуальные проблемы управления муниципальной собственностью и пути их решения
В статье рассматривается муниципальной собственности роль муниципальной собственности в системе местного самоуправления Российской Федерации. Обосноваться важность эффективного механизма управления муниципальной собственность в России и ввиду этого и...
Основные проблемы развития земельных отношений в России
В статье рассматриваются проблемы развития земельных отношений в России как на государственном, так и на муниципальном уровне. В рамках исследования рассмотрены исторические аспекты сложившихся проблем. Одной из основных проблем, поднятых в статье, я...
Проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений
В данной статье рассмотрены проблемы оперативного управления имуществом государственных и муниципальных учреждений, сущность оперативного управления, а также предложены пути решения данных проблем.
Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления
В данной статье дано определение понятию территориальное общественное самоуправление, рассмотрены его основные особенности. Определены основные проблемы деятельности территориального общественного самоуправления.
Анализ и выявление проблем в управлении государственным и муниципальным имуществом
В статье описывается краткий обзор исследования, в ходе которого были рассмотрены теоретические основы распоряжения государственным и муниципальным имуществом, с целью выявить существующие проблемы и определить пути их решения.
Проблемы правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях
В статье дается анализ проблем правового регулирования участия Российской Федерации в корпоративных правоотношениях, а также анализируются теоретические позиции по данному вопросу, что является значимым для выработки эффективного баланса обеспечения ...
Проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ
В статье рассматриваются проблемы в регулировании прохождения муниципальной службы в РФ. Обоснована актуальность научных проблем в регулировании прохождения муниципальной службы, выявлен ряд проблем правового регулирования муниципальной службы.
Правовой режим земель сельскохозяйственного значения
В данной статье рассматривается вопрос, касающийся правового режима земель сельскохозяйственного значения, а также производиться правовой анализ регулирования данного института земельного права в Российской Федерации. Данный институт рассматривается ...
Создание государства как необходимого элемента регулирования гражданских правоотношений
В данном исследовании рассматриваются важные проблемы, связанные с определением правоспособности государства как одного из участников в гражданско-правовых отношениях. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования это...
О некоторых вопросах, связанных с защитой экологических прав
Гарантированная законодательством защита экологических прав является одним из главных результатов развития правовой сферы. В качестве цели данной статьи выступает обобщение проблем, связанных с трудностями в процессе защиты экологических прав граждан...