Конституция как основополагающий источник административно-правового регулирования | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Административное право

Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (9) март 2019 г.

Дата публикации: 12.02.2019

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Некрасова А. Д. Конституция как основополагающий источник административно-правового регулирования // Новый юридический вестник. — 2019. — №2. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/th/9/archive/123/3938/ (дата обращения: 19.09.2019).



Ключевые слова: Конституция, Российская Федерация, административно-правовое регулирование, гражданин, органы власти, административно-правовые отношения, местное самоуправление, обращения граждан.

12 декабря 2018 года Конституции Российской Федерации исполнилось 25 лет. Именно в 1993 году был принят основной нормативно-правовой акт Российской Федерации. Данная дата является особенным днём для нашей страны и ее правовой системы, и конечно это повод для подведения промежуточных итогов эффективности действия Конституции за прошедшие годы.

По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 61 % опрошенных россиян считают Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и закрепляющим основные права и свободы ее народа [1].

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г [2]. А в 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации [3], которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. На ее положениях основываются все отрасли права отечественной правовой системы. В их список входит и административное право, которое является одной из важнейших отраслей, тесно связанных с конституционным правом. Это обусловлено тем, что посредством механизмов административно-правового регулирования, в конечном счете, реализуются конституционные права и свободы граждан России.

В целом, понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации [4, с.505].

Более того, концептуальная установка Конституции указывает на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов, а также деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Конституционные права, свободы и обязанности для своей реализации нуждаются в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Здесь возникает логичный вопрос. А как же граждане смогут реализовать и защитить свои конституционные права и свободы? Сделать это можно следующим образом: путем обращения в органы власти Российской Федерации и органы власти субъектов Российской Федерации. Данный процесс подразумевает под собой создание административно-правовых отношений, являющихся элементом административного права. Административно-правовые отношения представляют собой отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями в рамках административного права и, обязательно, с учетом основных положений Конституции. Особенность таких отношений накладывает определенный отпечаток на поведение их участников; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах [5].

Мы видим, что власть, в том числе и исполнительная, остаётся главным гарантом конституционных прав, и единственным «центром», к которому обращены надежды подавляющего большинства граждан России.

В современном мире люди регулярно взаимодействуют с органами власти. Они обращаются с тем, чтобы обжаловать решения должностных лиц; зарегистрировать свое транспортное средство; получить льготы и соответствующие выплаты, паспорт, водительское удостоверение; застраховать свою жизнь и имущество и прочее. Таким образом, они становятся субъектами административно-правовых отношений, основанных на положениях и принципах Конституции, без которых на данный момент невозможно функционирование как человека, так и гражданина.

В деятельности органов власти особое место занимает работа с обращениями граждан. Под обращением понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина. Право на обращение закрепляется в Конституции Российской Федерации [3, ст. 33].

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Глава вторая Конституции как раз и содержит право, которое дает возможность выступить гражданам и коллективам с жалобами либо инициативами в органы власти. Это положение закрепляет право на свободу мысли и слова. В этой связи принципиальное значение для обеспечения права граждан на обращения приобретает конституционная гарантия, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них [3, ст. 29]. Устанавливаются также гарантии и свободы массовой информации. Очевидно, что такие гарантии в сочетании с правом граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии с законом предполагает наличие права у гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления посредством СМИ. Более того, согласно статье 32 Конституции, граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей [3, ст. 32]. Данное положение теснейшим образом связано с таким политическим правом, как право на объединения. Такие объединения преследуют своей целью удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей граждан нашей страны, а также участие в осуществлении политической власти. Следующее конституционное право граждан, дающее возможность взаимодействия с властными субъектами административно-правовых отношений, это, конечно же, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование [3, ст. 31]. Основной задачей граждан при этом будет привлечение внимания органов власти к общественно значимой проблеме. В качестве ответа соответствующие органы выносят либо решение, которое удовлетворяет требования граждан, либо, которое не удовлетворяет их.

Несмотря на эффективность деятельности института судебного обжалования решений соответствующих органов и их должностных лиц, все-таки основным остается административный порядок рассмотрения обращений граждан. Как уже отмечалось выше, это в любом случае, влечет за собой вступление граждан в административно-правовые отношения. В соответствии с Конституцией РФ, государственной защите подлежит любое из общепризнанных прав, если даже оно и не закреплено законодательно. Из этого следует, что граждане вправе защищать свои нарушенные права либо требовать возможности их реализации, как в судебном, так и в административном порядке.

Подводя итог вышеизложенному, следует сделать вывод о том, что значение Конституции для нашего государства очень велико. Она является одним из источников любой нормативно-правовой базы любой отрасли права. Не исключением будет и административное право. Ведь положения Конституции охватывают все сферы взаимодействий народа с государством. Это особый документ, без норм которого, административно-правовые отношения, как и любые другие, не будут существовать. Ее роль заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь.

Действующая Конституция Российской Федерации обладает высокой степенью устойчивости и длительностью действия, что говорит о ее стабильности. Она является, в настоящее время, второй по сроку действия после Конституции 1937 года, которая прослужила государству 40 лет [6]. Надеемся, что ныне действующий Основной закон также прослужит нашему государству еще многие годы.

Литература:

  1. ВЦИОМ: 52 % россиян считают нужным внести изменения в Конституцию // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3494414 (дата обращения: 12.01.2019)
  2. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920–1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3788/ (дата обращения: 12.01.2019)
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2019)
  4. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
  5. Понятие, виды и структура административно-правовых отношений // LawbookOnline. URL: https://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/ponyatie-vidyi-struktura-administrativno-66742.html (дата обращения: 12.01.2019)
  6. Конституция (основной закон) РСФСР (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Конституция. Гарант. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданин, местное самоуправление, орган власти, свобода человека, Конституция, отношение, административно-правовое регулирование, обращение граждан, исполнительная власть.

Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право...

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию

Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина

Актуальность проблемы реализации гражданином закрепленного за ним статьей 33 Конституции Российской Федерации (РФ) [1]...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов...

Понятие административного права | Статья в журнале...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ

- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Похожие статьи

Право граждан на обращения | Статья в сборнике...

Прежде всего право гражданина на обращение в органы власти — это личное субъективное право, выражающее отношения между

Право на обращения имеет каждый дееспособный гражданин РФ. Граждане могут обращаться в любую государственную организацию и по...

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Согласно статье 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют

В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право...

Правовые основы обеспечения защиты прав лиц...

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию

Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека предопределяется, прежде всего, издаваемыми в...

Конституционно-правовая сущность института обращений...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина

Актуальность проблемы реализации гражданином закрепленного за ним статьей 33 Конституции Российской Федерации (РФ) [1]...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

Российская Федерация, миграционная политика, исполнительная власть, сфера миграции, Конституция РФ, орган, федеральный орган

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной службы Российской Федерации...

Некоторые проблемы законодательного регулирования...

В настоящее время нормативно-правовое регулирование органов исполнительной власти Российской Федерации базируется на положениях Конституции РФ и Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов...

Понятие административного права | Статья в журнале...

исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть, Конституция РФ

- правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления

Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение граждан, обращение гражданина, форма обращений. Рассмотрение органами прокуратуры обращений граждан. Конституция Российской Федерации 1993 года...

Обращение граждан: необходимость или право? | Молодой ученый

В последнее время в граждане направляют в органы государственной власти, органы местного самоуправления десятки тысяч жалоб на действия и бездействие должностных лиц. В своих жалобах граждане просят восстановить их нарушенные права...

Задать вопрос