Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конституция как основополагающий источник административно-правового регулирования

Административное право
12.02.2019
2076
Поделиться
Библиографическое описание
Некрасова, А. Д. Конституция как основополагающий источник административно-правового регулирования / А. Д. Некрасова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 2 (9). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/123/3938/.


Ключевые слова: Конституция, Российская Федерация, административно-правовое регулирование, гражданин, органы власти, административно-правовые отношения, местное самоуправление, обращения граждан.

12 декабря 2018 года Конституции Российской Федерации исполнилось 25 лет. Именно в 1993 году был принят основной нормативно-правовой акт Российской Федерации. Данная дата является особенным днём для нашей страны и ее правовой системы, и конечно это повод для подведения промежуточных итогов эффективности действия Конституции за прошедшие годы.

По данным социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, 61 % опрошенных россиян считают Конституцию Российской Федерации документом полностью или скорее отвечающим нуждам страны и закрепляющим основные права и свободы ее народа [1].

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г [2]. А в 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации [3], которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты. На ее положениях основываются все отрасли права отечественной правовой системы. В их список входит и административное право, которое является одной из важнейших отраслей, тесно связанных с конституционным правом. Это обусловлено тем, что посредством механизмов административно-правового регулирования, в конечном счете, реализуются конституционные права и свободы граждан России.

В целом, понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации [4, с.505].

Более того, концептуальная установка Конституции указывает на то, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов, а также деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Конституционные права, свободы и обязанности для своей реализации нуждаются в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.

Здесь возникает логичный вопрос. А как же граждане смогут реализовать и защитить свои конституционные права и свободы? Сделать это можно следующим образом: путем обращения в органы власти Российской Федерации и органы власти субъектов Российской Федерации. Данный процесс подразумевает под собой создание административно-правовых отношений, являющихся элементом административного права. Административно-правовые отношения представляют собой отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями в рамках административного права и, обязательно, с учетом основных положений Конституции. Особенность таких отношений накладывает определенный отпечаток на поведение их участников; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах [5].

Мы видим, что власть, в том числе и исполнительная, остаётся главным гарантом конституционных прав, и единственным «центром», к которому обращены надежды подавляющего большинства граждан России.

В современном мире люди регулярно взаимодействуют с органами власти. Они обращаются с тем, чтобы обжаловать решения должностных лиц; зарегистрировать свое транспортное средство; получить льготы и соответствующие выплаты, паспорт, водительское удостоверение; застраховать свою жизнь и имущество и прочее. Таким образом, они становятся субъектами административно-правовых отношений, основанных на положениях и принципах Конституции, без которых на данный момент невозможно функционирование как человека, так и гражданина.

В деятельности органов власти особое место занимает работа с обращениями граждан. Под обращением понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина. Право на обращение закрепляется в Конституции Российской Федерации [3, ст. 33].

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Глава вторая Конституции как раз и содержит право, которое дает возможность выступить гражданам и коллективам с жалобами либо инициативами в органы власти. Это положение закрепляет право на свободу мысли и слова. В этой связи принципиальное значение для обеспечения права граждан на обращения приобретает конституционная гарантия, согласно которой никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них [3, ст. 29]. Устанавливаются также гарантии и свободы массовой информации. Очевидно, что такие гарантии в сочетании с правом граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии с законом предполагает наличие права у гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления посредством СМИ. Более того, согласно статье 32 Конституции, граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей [3, ст. 32]. Данное положение теснейшим образом связано с таким политическим правом, как право на объединения. Такие объединения преследуют своей целью удовлетворение социально-экономических и культурных потребностей граждан нашей страны, а также участие в осуществлении политической власти. Следующее конституционное право граждан, дающее возможность взаимодействия с властными субъектами административно-правовых отношений, это, конечно же, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование [3, ст. 31]. Основной задачей граждан при этом будет привлечение внимания органов власти к общественно значимой проблеме. В качестве ответа соответствующие органы выносят либо решение, которое удовлетворяет требования граждан, либо, которое не удовлетворяет их.

Несмотря на эффективность деятельности института судебного обжалования решений соответствующих органов и их должностных лиц, все-таки основным остается административный порядок рассмотрения обращений граждан. Как уже отмечалось выше, это в любом случае, влечет за собой вступление граждан в административно-правовые отношения. В соответствии с Конституцией РФ, государственной защите подлежит любое из общепризнанных прав, если даже оно и не закреплено законодательно. Из этого следует, что граждане вправе защищать свои нарушенные права либо требовать возможности их реализации, как в судебном, так и в административном порядке.

Подводя итог вышеизложенному, следует сделать вывод о том, что значение Конституции для нашего государства очень велико. Она является одним из источников любой нормативно-правовой базы любой отрасли права. Не исключением будет и административное право. Ведь положения Конституции охватывают все сферы взаимодействий народа с государством. Это особый документ, без норм которого, административно-правовые отношения, как и любые другие, не будут существовать. Ее роль заключается в том, что она вносит порядок и организацию в общественную жизнь.

Действующая Конституция Российской Федерации обладает высокой степенью устойчивости и длительностью действия, что говорит о ее стабильности. Она является, в настоящее время, второй по сроку действия после Конституции 1937 года, которая прослужила государству 40 лет [6]. Надеемся, что ныне действующий Основной закон также прослужит нашему государству еще многие годы.

Литература:

  1. ВЦИОМ: 52 % россиян считают нужным внести изменения в Конституцию // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3494414 (дата обращения: 12.01.2019)
  2. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920–1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3788/ (дата обращения: 12.01.2019)
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.01.2019)
  4. Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.
  5. Понятие, виды и структура административно-правовых отношений // LawbookOnline. URL: https://lawbook.online/administrativnoe-pravo-rossii-kniga/ponyatie-vidyi-struktura-administrativno-66742.html (дата обращения: 12.01.2019)
  6. Конституция (основной закон) РСФСР (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) // Конституция. Гарант. URL: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1937/red_1937/3959896/
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Конституция
Российская Федерация
административно-правовое регулирование
гражданин
органы власти
административно-правовые отношения
местное самоуправление
обращения граждан

Молодой учёный