Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (10) июль 2017 г.

Дата публикации: 26.05.2017

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Семенюк, Е. В. Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы / Е. В. Семенюк. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 3 (10). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/65/2508/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Ключевые слова: управление, цель, показатель, программный продукт, эффективность

Постановка проблемы.Всовременных условиях хозяйствования и рыночной трансформации экономики страны решающим значением в повышении конкурентоспособности является изменение подхода к управлению социально-экономической системы.

В практике современного менеджмента одним из наиболее проблемных участков является сфера эффективного управления, в связи с этим актуальным заданием для социально-экономической системы является изучение успешного зарубежного опыта и целесообразности внедрения инновационных моделей управления.

Анализ исследований и публикаций. Изучению проблематики концепции управления по целям занимались такие ученые, П. Друкер, Р. Каплан и Д. Нортон, Т. Кузнецова, В. Нифатова, А. Шелепаева, А. Музыченко-Козловский, О. Туровец, А. Жемчугов и др. Однако проблема реализации подхода МВО (Management by objective) в России остается недостаточно изученной и нуждается в дальнейших разработках.

Основной материал исследования. Идея управления по целям принадлежит представителю системного подхода П. Друкеру, который впервые сформулировал базовые принципы МВО в работе «The Practice of Management». По его мнению, данная концепция — это метод повышения эффективности, согласно которому деятельность любого работника оценивается не процессом, а по результату.

В конце 20-го века Р. Каплан и Д. Нортон предложили новый подход к оценке результатов деятельности, который позволяет преодолеть ограниченность традиционных методов. Согласно этому подходу был расширен набор показателей к оценке социально-экономической системы: помимо финансовых, предлагались нефинансовые показатели, например, информация о конкурентах, внутренних процессах и потенциале развития [1].

Д. Мак-Грегор считал МВО методом управления. По его убеждению, использование этого метода целесообразно, так как дает возможность руководителю низшего звена определять конкретные производственные цели и средства их достижения совместно с руководителем высшего звена [2].

Джордж Одиом относился к MBO как «процесс, где руководство и подчиненные сообща определяют общие цели, разграничивают зоны личной ответственности в части ожидаемых результатов и используют эти цели при управлении подразделениями и оценке вклада каждого сотрудника». [3]

Джон Хамбл определял MBO как «динамическую систему, которая стремится интегрировать потребности компании в идентификации и достижении финансовых результатов и целей по развитию с потребностями менеджера развиваться и чувствовать свой вклад. Это и требующий, и вознаграждающий стиль ведения бизнеса». [4]

Внедрение процесса управления по целям в социально-экономической системе можно разделить на совокупность последовательных этапов: по установлению конкретных целей, разработке планов и определения средств их достижения, систематическому контролю и оценке результатов, сравнению полученных результатов с поставленными целями и определению корректирующих мер.

Разработка поэтапного подхода, для дальнейшего внедрения в социально-экономическую систему, метода управления по целям имеет определенные выгоды. С одной стороны, позволяет достичь рационального использования ресурсов для изменения системы управления, минимизировать финансовые и организационные риски, а с другой стороны, получать определенные результаты до окончания завершения работ по внедрению МВО. Это является очень ценным, так как в современных условиях позволит постепенно совершенствовать систему управления [5].

Управление по целям и показателям деятельности (KPI) дает возможность быстрее выявлять узкие места в системе управления. Система целевых показателей должна переплетаться со всеми процессами, которые происходят. Благодаря этому инструментарию обеспечивается результативность деятельности, а также, контролируется рациональное использование ресурсов.

Данные технологии применяют в современном программном обеспечении, что позволяет рассчитывать показатели результативности в режиме реального времени.

Автоматизация системы целевого управления — это необходимое условие эффективного использования MBO. В случае отсутствия программного обеспечения, аккумулирование показателей может стать не формализованным, и требовать огромное количество административных ресурсов. При ручном сборе, данные и проведенные расчеты запаздывают, и существует вероятность при принятии управленческих решений, использование неактуальной информации [6].

На сегодняшний день, существуют программные продукты, которые позволяют решать задачи целевого управления и KPI. Управление по целям и KPI, относится к категории систем управления эффективностью бизнеса. Они помогают осуществлять стратегическое и оперативное управление, оценивать результативность работы команд и лично каждого работника. Предоставляемые функции программы позволяют решать основные задачи в области управления и оценки эффективности системы [7].

Данные программные продукты представляют KPI как информационную панель показателей. Панель является инструментом графической визуализации главных показателей для контроля и управления. Этот подход позволяет менеджерам проводить мониторинг показателей в динамике [8].

С использованием инструмента определения эффективности сотрудников и подразделений, менеджеры могут связать стратегические цели системы и операционную деятельность. Программный продукт позволяет создавать MBO-матрицы результативности для каждой должности и подразделения, наглядно демонстрировать вклад конкретного сотрудника в результаты системы.

Продукт предоставляет возможность учитывать объективные и субъективные показатели, основанные на мнении экспертов. Регулярность сбора данных о персонале позволяет отобразить уровень соответствия внутренним требованиям определенным числовым значением.

Возможности программного продукта позволяют связать KPI с системой вознаграждения, сформировать алгоритмы расчета вознаграждения и рассчитывать размер премиальной части заработной платы сотрудника [9].

При использовании МВО необходимо не забывать о недостатках и изъянах. Поэтому необходимо соблюдении следующих условий:

  1. использование осуществляется на всех уровнях управления;
  2. вовлеченность со стороны персонала;
  3. менеджеры активно поддерживают, принимают участие и имеют определенные обязательства;
  4. МВО является частью системы управления;
  5. распределение времени и ресурсов осуществляется в зависимости от конкретной ситуации и степени внедрения МВО;
  6. налажена обратная связь, позволяющая получать своевременно информацию для оценивания прогресса и возникающих несоответствий, а персоналу получать своевременные указания и разъяснения.

Также для повышения результативности и эффективности управления необходимо уделить особое внимание следующим этапам:

  1. определение целей и KPI менеджерами и своевременное доведение их до персонала;
  2. совместное определение индивидуальных целей с вовлеченностью всего персонала (необходимы доверительные отношения);
  3. обеспечение необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей (осуществляется совместно);
  4. предоставление возможностей исполнителям получать необходимые разъяснения и конкретизацию, а также поддержку от менеджеров;
  5. осуществление периодических проверок прогресса, заблаговременная оценка и выявление несоответствий по достижению целей, проводить корректировку при необходимости.

Выводы. В результате внедрения концепции управления по целям в социально-экономическую систему можно добиться повышения эффективности работы за счет мобилизации имеющихся ресурсов, эффективного использования организационного и ресурсного потенциала, а также переориентации персонала на достижение высоких результатов деятельности.

Применение инструментов программных продуктов является эффективным для постановки и поддержания системы на всех уровнях, а также систематизирует управление, делает более результативной деятельность социально-экономической системы.

Внедрение и осуществление управления по целям с использованием KPI и специального программного продукта, с одной стороны позволит оптимизировать и сделать более обоснованными затраты, что улучшит финансовые показатели, а с другой стороны реализовать эффективную систему оплаты труда работников.

Литература:

  1. Друкер П. Практика менеджмента / Пер. с англ. — М.: ИД Вильямс, 2012. — 400 с.
  2. Кузнецова Т. Целеполагание по правилам // Новый менеджмент. — 2007. –№ 1. — С. 15–16.
  3. Odiorne, George S., “Management by Objectives; a System of Managerial Leadership”, New York: Pitman Pub., 1965.
  4. John William Humble “Management by objectives”, Management Publications, 1972.
  5. Нифатова В. В. Разработка эффективного управления на предприятии // Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. — 2016. № 7. С. 32–38.
  6. Шелепаева А. Х. Информационные системы управления // Журнал руководителя управления образованием. — 2016. № 1. С. 48–50.
  7. Музыченко-Козловский А. В. Управленние по целям как инновационная модель развития предприятия // Формирование рыночной экономики. — 2011. — С. 109–113.
  8. Туровца О. Г. Организация производства и управления предприятием. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2014. — 381 с.
  9. Жемчугов А. М. Управление по целям. Система показателей А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — № 04 (32). — С. 4–15.
Основные термины (генерируются автоматически): KPI, MBO, социально-экономическая система, программный продукт, система управления, достижение, метод управления, рациональное использование ресурсов, целевое управление, эффективное использование.

Похожие статьи

Альтернативные подходы к выбору систем управления...

Ключевые слова: система управления эффективностью бизнеса, подходы к управлению эффективностью бизнеса.

При разработке такой системы одновременно с использованием управленческих технологий, таких как моделирование стратегии, сбалансированных...

Программный метод управления сферой культуры

В статье автором представлен программно-целевой метод управления как эффективно используемый органами власти для решения социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры.

Эффективность и результативность использования системы...

В современных условиях хозяйствования предприятий наиболее актуальной составной частью стратегии управления и основой развития предприятия является мотивация персонала, которая побуждает работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией...

Содержательные характеристики системы управления...

Одной из технологий кадрового управления, помогающей решить проблему построения монетарной системы стимулирования персонала согласно принципов KPI является технология управления по целям (Management by Objectives, МВО).

Технология управления по результатам в системе...

В результате использования системы KPI организациям удается достичь наибольшего эффекта

достижения и результатов. МВО, как «управление по результатам», подразумевает под

Применение MBO систематизирует процесс управления, повышает результативность...

Управление сельскохозяйственной организацией на основе...

Рациональное использование производственных мощностей. I2.1.

Для эффективности использования системы число KPI не должно превышать 20. Проекция «Финансы» включает управление доходами, расходами, активами и собственным капиталом, что поможет...

Применение KPI в построении системы мотивации

Система KPI. Понимание. Применение инструментов целевого управления.

Ключевые слова: система ключевых показателей; KPI; персонал; адаптация персонала; человеческие ресурсы; трудовые ресурсы; разработка KPI; специалисты; работники организации.

Оценка результативности управления персоналом

эффективность, система управления персоналом, экономическая эффективность, орга-низационная эффективность, социальная эффективность, показатели эффективности системы управления

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Системный анализ и новые тенденции в целевом управлении

При использовании методик управления сотрудник постоянно получает

Основные термины (генерируются автоматически): целевое управление, сотрудник, системный анализ, KPI, системный подход, задача, MBO, твердая теоретическая

Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Альтернативные подходы к выбору систем управления...

Ключевые слова: система управления эффективностью бизнеса, подходы к управлению эффективностью бизнеса.

При разработке такой системы одновременно с использованием управленческих технологий, таких как моделирование стратегии, сбалансированных...

Программный метод управления сферой культуры

В статье автором представлен программно-целевой метод управления как эффективно используемый органами власти для решения социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры.

Эффективность и результативность использования системы...

В современных условиях хозяйствования предприятий наиболее актуальной составной частью стратегии управления и основой развития предприятия является мотивация персонала, которая побуждает работников к достижению целей, стоящих перед ними и организацией...

Содержательные характеристики системы управления...

Одной из технологий кадрового управления, помогающей решить проблему построения монетарной системы стимулирования персонала согласно принципов KPI является технология управления по целям (Management by Objectives, МВО).

Технология управления по результатам в системе...

В результате использования системы KPI организациям удается достичь наибольшего эффекта

достижения и результатов. МВО, как «управление по результатам», подразумевает под

Применение MBO систематизирует процесс управления, повышает результативность...

Управление сельскохозяйственной организацией на основе...

Рациональное использование производственных мощностей. I2.1.

Для эффективности использования системы число KPI не должно превышать 20. Проекция «Финансы» включает управление доходами, расходами, активами и собственным капиталом, что поможет...

Применение KPI в построении системы мотивации

Система KPI. Понимание. Применение инструментов целевого управления.

Ключевые слова: система ключевых показателей; KPI; персонал; адаптация персонала; человеческие ресурсы; трудовые ресурсы; разработка KPI; специалисты; работники организации.

Оценка результативности управления персоналом

эффективность, система управления персоналом, экономическая эффективность, орга-низационная эффективность, социальная эффективность, показатели эффективности системы управления

Эффективность и результативность использования системы KPI...

Системный анализ и новые тенденции в целевом управлении

При использовании методик управления сотрудник постоянно получает

Основные термины (генерируются автоматически): целевое управление, сотрудник, системный анализ, KPI, системный подход, задача, MBO, твердая теоретическая

Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос