Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития
Автор: Фищенко Кристина Сергеевна
Рубрика: Региональная экономика
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.
Дата публикации: 16.01.2017
Статья просмотрена: 1263 раза
Библиографическое описание:
Фищенко, К. С. Предпосылки и условия создания территорий опережающего развития / К. С. Фищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 123-128. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1884/ (дата обращения: 17.12.2024).
Предметом данного исследования являются правовые условия, позволяющие сформировать благоприятный режим инвестиционной деятельности за счет налогов, пошлин, административного контроля, а также государственного и частного инвестирования в строительство площадок и инфраструктуры. В статье приведены и сгруппированы выдержки из поправок, связанных с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации». Представлен полный перечень созданных ТОСЭР по состоянию на 01 января 2017 г. Схематично изображено расположение действующих ТОСЭР Дальнего Востока и Байкальского региона.
Ключевые слова: ТОСЭР, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона
Начало создания территорий с особым статусом было положено 12 декабря 2013 года в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию [1], когда «подъем Сибири и Дальнего Востока» был обозначен как «национальный приоритет на весь XXI век». Развитие этих регионов ставится в «беспрецедентные по масштабу» задачи, решения которых «должны быть нестандартными». В том же Послании: «… на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, в таких территориях, должны быть предусмотрены … пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств, — льготная ставка страховых взносов. И, что так же важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР, должны быть созданы такие условия, включая процедуры разрешения на строительство, подключения к электросетям, прохождения таможни». Таким образом, была поставлена не только цель в развитии отдельных регионов, но и предложен механизм, с помощью которого территории должны стать привлекательными для реализации инвестиционных проектов, ведущих за собой социальное благополучие и повышение уровня и качества жизни.
29 декабря 2014 г. был подписан Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»[1] (далее — закон о ТОСЭР), который закрепил главные положения нового формата регионального роста и пространственной организации экономики. Одновременно шла проработка изменений и дополнений в законы [3], связанные с вступлением в силу нового правового режима территорий, мер государственной поддержки и порядка осуществления деятельности на таких территориях. При этом большая часть норм имеет отсылочный характер. Так, например, устанавливаются законом о ТОСЭР особенности в отраслевое законодательство РФ [Таблица 1].
Таблица 1
Поправки, вносимые законом оТОСЭР, об особенностях отдельных правоотношений
№ |
Внесенные изменения |
Нормативно-правой акт |
1 |
Принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена статья 20 в Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» |
2 |
Проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введен пункт 12 в статью 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» |
3 |
Осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введен пункт 7 в статью 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» |
4 |
Принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена статья 15 в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» |
5 |
Организации местного самоуправления на территориях опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена статья 82.3 в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
6 |
Правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, возникающих в связи с функционированием территорий опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена часть 7 в статью 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» |
7 |
Осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территорий опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена статья 10.7 в Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» |
8 |
Строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития на землях лесного фонда |
дополнительно введена статья 39.4 в Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» |
9 |
Организации строительства и эксплуатации автомобильных дорог на территории опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена часть 10 в статью 62 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» |
10 |
Осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, за исключением видов государственного контроля (надзора), указанных в части 3.1 настоящей статьи, на территории опережающего социально-экономического развития |
дополнительно введена часть 4.1 в статью 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
С учетом особенностей, установленных законом о ТОСЭР, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к отношениям, связанным с лицензированием медицинской деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых организациями на территориях опережающего социально-экономического развития (дополнительно введена часть 5 в статью 1) и, также с учетом особенностей, применяется законодательство в сфере охраны здоровья в отношении организаций, осуществляющих медицинскую деятельность на территориях опережающего социально-экономического развития (дополнительно введена часть 6 в статью 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В двух Федеральных законах дополнены перечни, которые исключают: действия Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» на отношения, возникающие при отчуждении: <…> имущества, передаваемого в собственность управляющей компании в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (дополнительно введен подпункт 19 пункта 2 в статью 3) и действия градостроительных регламентов согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ для <…> земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития (внесены дополнения в часть 6 статьи 36).
К нормам, не имеющим отсылочного характера, относятся вносимые изменения: в трудовом законодательстве (дополнительно введена статья 351.5 в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, а также дополнена пунктом 4.9–1 статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), а также в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).
Отдельные положения в части преференций для резидентов ТОСЭР закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2014 г. № 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (дополнительно введен пункт 15 статьи 33).
В целом следует отметить, что создание ТОР позволит значительно повысить привлекательность дальневосточных территорий для инвесторов, а законодательное урегулирование будет способствовать повышению их эффективности для бизнеса и бюджетов регионов на Дальнем Востоке [4]. Реализация предложенных мер, с свою очередь, должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе модернизации инфраструктуры, улучшению делового климата и привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и прекращению оттока населения из субъектов макрорегиона [6].
В настоящее время ТОСЭР стали создаваться и за пределами указанных макрорегионов[2], поскольку такой инструмент является новой практикой формирования условий для развития не только крупного и среднего бизнеса, но и всей территории муниципальных образований, субъектов Российской Федерации. Сегодня созданы 25 территории опережающего социально-экономического развития, из которых одиннадцать определены как территория монопрофильного муниципального образования — моногорода (ТОСЭРы «Набережные Челны», «Гуково», «Усолье-Сибирское», «Юрга», «Краснокаменск», «Надвоицы», «Анжеро-Судженск», «Краснотурьинск», «Тольятти», «Белебей», «Кумертау») [Таблица 2].
Таблица 2
Созданные ТОСЭР (по состоянию на 01.01.2017)
№ |
Наименование |
Расположение |
Акт создания |
1 |
«Комсомольск» |
на территориях муниципальных образований «Город Комсомольск-на-Амуре» и «Город Амурск» Хабаровского края |
Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 № 628 |
2 |
«Надеждинская» |
на территории муниципального образования «Надеждинский муниципальный район» Приморского края |
Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 № 629 |
3 |
«Хабаровск» |
на территориях муниципальных образований «Город Хабаровск», «Хабаровский муниципальный район» и «Ракитненское сельское поселение» Хабаровского края |
Постановление Правительства РФ от 25.06.2015 № 630 |
4 |
«Белогорск» |
на территории муниципального образования «Городской округ Белогорск» Амурской области |
Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 № 875 |
5 |
«Беринговский» |
на территориях муниципальных образований Анадырский муниципальный район и городской округ Анадырь Чукотского автономного округа |
Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 № 876 |
6 |
«Индустриальный парк «Кангалассы» |
на территории муниципального образования городской округ «Город Якутск» Республики Саха (Якутия) |
Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 № 877 |
7 |
«Михайловский» |
на территориях муниципальных образований Михайловский муниципальный район, Спасский муниципальный район и Черниговский муниципальный район Приморского края |
Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 № 878 |
8 |
«Приамурская» |
на территориях муниципальных образований Благовещенский район и Ивановский район Амурской области |
Постановление Правительства РФ от 21.08.2015 № 879 |
9 |
«Камчатка» |
на территориях муниципальных образований Елизовское городское поселение, Паратунское сельское поселение, Раздольненское сельское поселение, Николаевское сельское поселение, Новоавачинское сельское поселение, входящих в состав Елизовского муниципального района, и Петропавловск-Камчатский городской округ Камчатского края |
Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 899 |
10 |
«Большой Камень» |
на территории городского округа Большой Камень Приморского края |
Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 43 |
11 |
«Набережные Челны» |
на территории муниципального образования «Город Набережные Челны» Республики Татарстан |
Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 44 |
12 |
«Гуково» |
на территории городского округа город Гуково Ростовской области |
Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 45 |
13 |
«Усолье-Сибирское» |
на территории муниципального образования город Усолье-Сибирское Иркутской области |
Постановление Правительства РФ от 26.02.2016 № 135 |
14 |
«Горный воздух» |
на территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области |
Постановление Правительства РФ от 17.03.2016 № 200 |
15 |
«Южная» |
на территориях муниципальных образований городской округ «Город Южно-Сахалинск», «Анивский городской округ» и «Томаринский городской округ» Сахалинской области |
Постановление Правительства РФ от 17.03.2016 № 201 |
16 |
«Юрга» |
на территории муниципального образования Юргинский городской округ Кемеровской области |
Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 641 |
17 |
«Краснокаменск» |
на территории муниципального образования городское поселение «Город Краснокаменск» Забайкальского края |
Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 675 |
18 |
«Амуро-Хинганская» |
на территориях муниципальных образований «Город Биробиджан», «Ленинский муниципальный район» и «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области |
Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 847 |
19 |
«Надвоицы» |
на территории муниципального образования «Надвоицкое городское поселение» Республики Карелия |
Постановление Правительства РФ от 19.09.2016 № 940 |
20 |
«Анжеро-Судженск» |
на территории муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ» Кемеровской области |
Постановление Правительства РФ от 19.09.2016 № 941 |
21 |
«Краснотурьинск» |
на территории муниципального образования городской округ Краснотурьинск Свердловской области |
Постановление Правительства РФ от 19.09.2016 № 942 |
22 |
«Тольятти» |
на территории городского округа Тольятти Самарской области |
Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 974 |
23 |
«Южная Якутия» |
на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) |
Постановление Правительства РФ от 28.12.2016 № 1524 |
24 |
«Белебей» |
на территории городского поселения город Белебей Республики Башкортостан |
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1536 |
25 |
«Кумертау» |
на территории городского округа город Кумертау Республики Башкортостан |
Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 № 1550 |
Литература:
- Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/19825;
- Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации;
- Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»;
- Кашина Н. В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России [Текст] // Экономика региона. — 2016. — Т. 12, вып. 2. — С. 569–585
- Аналитический Вестник «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу» [Электронный ресурс]. — Москва. — 2014. — № 8 (526). — 93 с.
- Семенов М.Д. О долгосрочном социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона [Электронный ресурс] // Аналитический Вестник «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу», Москва. – 2014. – № 8 (526). – С. 63
[1] Согласно ст. 36 закона о ТОСЭР документ вступил в силу 30 марта 2015 г.
[2] Исходное изображение Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона
Ключевые слова
ТОСЭР, развитие Дальнего Востока и Байкальского регионаПохожие статьи
Разработка технических решений создания поселка городского типа на арктическом побережье (сравнение вариантов наплавного и традиционного)
Развитие Арктической инфраструктуры является важной задачей для правительства Российской Федерации, именно поэтому внимание уделяется все новым коммерческим проектам, которые открывают возможности для развития новых, а также возобновления старых и со...
Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России
В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...
Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития на примере Приморского края
В связи с наступлением длительного финансового кризиса с 2014 г., уменьшением маржи и невозможностью обслуживания долга, в рыбной отрасли наблюдает тяжелое финансовое положение и огромная нехватка оборотных средств, ухудшение материально-технической ...
Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО
В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о ...
Институт документации по планировке территории линейных объектов в системе государственной градостроительной политики
Статья посвящена определению основы и содержания института документации по планировке территории линейных объектов, ввиду возрастания его значимости в сфере градостроительной деятельности. Вопрос подготовки проекта планировки и проекта межевания терр...
Обзор программных решений реализации принципа открытого бюджета на уровне регионов Российской Федерации
В статье рассмотрены примеры разработанных информационных систем открытого бюджета отдельных регионов России, определены их преимущества и недостатки. На основании этих исследований даны рекомендации по созданию информационной системы открытого бюдже...
Курортный сбор как инструмент развития туризма в России
В статье рассказывается об истории согласования туристического налога в Санкт-Петербурге. Изначально исполнительные органы государственной власти города к этой идее отнеслись равнодушно. Провели работу по актуализации туристического налога на террито...
Инициатива легализации параллельного импорта в России
В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...
Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области
В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...
Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД
В статье анализируются обстоятельства, послужившие причинами для отмены специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Автор рассматривает возможные экономические, правовые и социальные после...
Похожие статьи
Разработка технических решений создания поселка городского типа на арктическом побережье (сравнение вариантов наплавного и традиционного)
Развитие Арктической инфраструктуры является важной задачей для правительства Российской Федерации, именно поэтому внимание уделяется все новым коммерческим проектам, которые открывают возможности для развития новых, а также возобновления старых и со...
Совершенствование законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России
В статье рассматриваются правовые проблемы, содержащиеся в Федеральном законе № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально — экономического развития в РФ». На основе научного исследования, предложены пути решения при помощи разработанного законопро...
Развитие рыбной отрасли на территории опережающего развития на примере Приморского края
В связи с наступлением длительного финансового кризиса с 2014 г., уменьшением маржи и невозможностью обслуживания долга, в рыбной отрасли наблюдает тяжелое финансовое положение и огромная нехватка оборотных средств, ухудшение материально-технической ...
Территории опережающего социально-экономического развития: предпосылки и реализация в правовых актах на примере ДФО
В статье выявляются предпосылки появления такого механизма, как территории опережающего социально-экономического развития. Проводится анализ документов стратегического планирования РФ и даётся их перечень в соответствии с иерархией. Делается вывод о ...
Институт документации по планировке территории линейных объектов в системе государственной градостроительной политики
Статья посвящена определению основы и содержания института документации по планировке территории линейных объектов, ввиду возрастания его значимости в сфере градостроительной деятельности. Вопрос подготовки проекта планировки и проекта межевания терр...
Обзор программных решений реализации принципа открытого бюджета на уровне регионов Российской Федерации
В статье рассмотрены примеры разработанных информационных систем открытого бюджета отдельных регионов России, определены их преимущества и недостатки. На основании этих исследований даны рекомендации по созданию информационной системы открытого бюдже...
Курортный сбор как инструмент развития туризма в России
В статье рассказывается об истории согласования туристического налога в Санкт-Петербурге. Изначально исполнительные органы государственной власти города к этой идее отнеслись равнодушно. Провели работу по актуализации туристического налога на террито...
Инициатива легализации параллельного импорта в России
В статье объясняется понятие параллельного импорта, дистрибьютера; рассматриваются такие виды принципов исчерпания исключительных прав правообладателей, как международный, национальный и региональный с их отличительными особенностями. В отдельном пар...
Фискальное стимулирование инвестиционной деятельности: особенности регионального законодательства Ленинградской области
В статье рассмотрена возможность Ленинградской области устанавливать налоговые льготы, стимулирующие инвестиционную деятельность в регионе в рамках имеющейся законодательной свободы, исследованы используемые региональным законодательством инструменты...
Предпосылки и экономико-правовые последствия отмены ЕНВД
В статье анализируются обстоятельства, послужившие причинами для отмены специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Автор рассматривает возможные экономические, правовые и социальные после...