Риски при реализации инновационно-инвестиционных проектов в строительстве | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Отраслевая экономика

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 08.12.2016

Статья просмотрена: 1214 раз

Библиографическое описание:

Приветкина, А. М. Риски при реализации инновационно-инвестиционных проектов в строительстве / А. М. Приветкина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 1 (8). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/51/1714/ (дата обращения: 16.12.2024).



Риски при реализации инновационно-инвестиционных проектов встроительстве

Приветкина Анастасия Максимовна, студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Неопределенность в современном мире в большей степени обусловлена динамичностью внешней среды, которая проявляется в изменении условий правовой, политической, экономической, социальной и других сфер, в рамках которых организация осуществляет свою деятельность. Среди последних изменений, оказавших значительное влияние на отрасль строительства можно выделить увеличение стоимости строительных материалов, увеличение стоимости использования заемных средств, снижение покупательской способности потребителей, снижение инвестиционной привлекательности страны в целом, причем последнее способствовало сокращению притока зарубежных инвестиций [1, 2, 3]. Также, повышают уровень неопределенности и некоторые особенности строительной продукции:

– во-первых, длительный производственный цикл, поскольку планирование на долгосрочную перспективу представляется более сложным, вследствие необходимости учета множества факторов, непредсказуемости их проявления, а также возможности случайных событий [4, 5];

– во-вторых, необходимость больших капитальных вложений, финансирование которых большинством компаний осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет заемных средств, а также с привлечением денежных средств дольщиков, а это повышает ответственность компании перед участниками строительства и количество показателей требующих мониторинга и оптимизации [6, 7];

– в-третьих, большое количество участников, преследующих собственные цели, в определенных случаях, отличных от целей строительной организации, что требует их детальной проверки, контроля и координации с целью обеспечения эффективной единонаправленной деятельности [8, 9].

Таким образом, можно сделать вывод, что строительство — это деятельность с повышенным уровнем риска, вызванным неопределенностью большого количества факторов. Необходимость, а в равной степени и актуальность анализа и прогнозирования рисков строительными организациями продиктована частотой проявления риска в процессе строительства объекта [10]. Особого внимания заслуживают риски, связанные с инновациями в строительстве. Следует отметить, что ситуация с инновациями в отрасли достаточно неоднозначна, т. к. существуют как положительные тенденции в развитии и применении инноваций, так и факторы, сдерживающие эти процессы. К причинам, препятствующим внедрению и распространению инноваций в строительстве, следует отнести отсутствие платежеспособного спроса [11, 12, 13]. Данная проблема вызвана тем, что для большинства населения, определяющим фактором при покупке жилья является его цена и надежность, а использование при строительстве инновационных технологий увеличивает стоимость жилья и делает эту сумму «неподъемной» для покупателя. [14, 15, 16]. Второе препятствие отчасти вытекает из первого — это незаинтересованность застройщиков, которая вызвана тем, что увеличивает риск не найти покупателя, а также тем, что применение инновационных материалов или технологий, требует серьезных организационных изменений и, конечно, дополнительных капиталовложений. Еще одно препятствие — это низкая квалификация работников, а использование инноваций требует привлечения высококвалифицированных кадров, соответственно требуются время и средства или для переобучения существующих трудовых кадров, или поиска и принятия на работу новых. Также, к препятствиям можно отнести негибкую нормативно-правовую базу [17]. Сложность в том, что совокупность норм, требований и правил строительства четко регламентировано и любое отклонение, в том числе использование новых технологий и материалов, требует дополнительных согласований.

Далее рассмотрим практический аспект проявления рисков при реализации инновационных проектов строительства крупных объектов. В качестве примера рассмотрим строительство стадиона «Зенит-Арена». По оценкам экспертов, выкатное поле стадиона «Зенит-Арена» не соответствует требованиям FIFA, при этом отмечается отсутствие стандартов по вибрации. Это наглядный пример риска, связанного со строительством инновационного объекта, в частности, риска несоответствия требуемым характеристикам готового объекта вследствие отсутствия стандартов, на которые можно было бы ориентироваться в процессе строительства [18]. Положительным моментов в этой ситуации является возможность доработки поля до необходимого уровня качества, а отрицательным — то, что на это потребуются дополнительные временные, трудовые и финансовые затраты. Реализация другого проекта строительства трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург», также сопровождается организационными и производственными рисками. Некоторые участки трассы уже эксплуатируются, а по некоторым только проводится конкурс на строительство. Важно отметить, что при строительстве данного объекта используется множество новых для российской практики материалов и технологических систем, среди которых — щебеночно-мастичный асфальтобетон, инновационная система дренажа, автоматическая система управления дорожным движением, автоматическая система фиксации дорожно-транспортных происшествий и другие [19]. Проявление риска на данном объекте заключается в том, что данная трасса на сегодняшний день не в той мере востребована, в какой прогнозировалось при проектировании. Как отмечают специалисты, подобная ситуация сложилась по причине того, что с точки зрения потребителей тариф проезда завышен, поэтому водители выбирают альтернативный вариант проезда к пункту назначения. При сохранении такой ситуации возникает риск того, что подрядчик не сможет, окупить свои расходы или не сможет достигнуть запланированного уровня прибыли. При этом важно отметить, что впервые в российской практике на два завершающих участка трассы компания «Автодор» закладывает так называемые риски спроса на сумму более 144 млрд. руб. Этот факт свидетельствует о том, что риск недостаточного спроса является прогнозируемым и компания предприняла соответствующие меры для снижения влияния его негативного эффекта. Данный пример показывает, что риски возможно прогнозировать, оценивать, а также предпринимать меры для уменьшения их влияния на результаты деятельности компании или снижения вероятности их наступления. Среди классических способов снижения рисков можно назвать следующие: локализация источника риска, компенсация риска, страхование риска, диверсификация риска, диссипация риска [20]. Сущность данных методов состоит в том, чтобы или уменьшить убыток компании при наступлении риска или возместить компании финансовые потери. Таким образом, можно сделать вывод, что данные меры постфактические, т. е. они не уменьшают вероятность наступления риска, а лишь минимизируют или компенсируют убытки компании. С этой позиции метод хеджирования рисков обладает явным преимуществом, поскольку является превентивным, а именно позволяет зафиксировать объем и цену на определенный товар, тем самым защищая покупателя от риска увеличения стоимости товара.

Существуют и более современные подходы к снижению риска, например, использование информационных технологий моделирования, в частности BIM-технологий [21]. Снижение рисков в случае применения информационных технологий моделирования достигается за счет более детальной проработки объекта строительства, как его визуальных и конструктивных характеристик, так и временных и стоимостных параметров, а при необходимости и многих других. Помимо этого данные технологии позволяют обеспечить синхронизацию процессов ресурсного снабжения и интеграцию всех участников, что в свою очередь способствует соблюдению сроков реализации проекта, а также повышению информированности участников и их ответственности. Стоит отметить особенность данного метода, которая препятствует его широкому распространению: использование информационных технологий моделирования увеличивает стоимость и временные рамки стадии проектирования, но данные расходы компенсируются за счет значительного сокращения затрат на стадии строительства [22].

В заключение отметим, что применяемые методы оценки и снижения рисков в инновационно-инвестиционных проектах в строительстве недостаточно эффективны, поскольку не позволяют достигнуть желаемого результата. Но на сегодняшний день ведется активная работа как государственными и муниципальными органами, так и частными компаниями по формированию решений, рассмотренных выше проблем, а также разработке и реализации эффективной политики в данном направлении, способствующей созданию и внедрению новых методов и инструментов оценки и снижения рисков в строительстве.

Литература:

  1. Келешян А. А. Инвестиционные риски и пути их снижения // Проблемы современной экономики (Новосибирск). — 2015. — № 25. — С. 165–169.
  2. Селютина Л. Г. Развитие реконструктивно-строительной деятельности по формированию инвестиционного предложения на российском рынке жилья // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 126–129.
  3. Костецкий Д. А. Анализ процесса управления строительными организациями на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 385–387.
  4. Селютина Л. Г. Инновационный подход к управлению предприятиями строительного комплекса // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 27-й международной научно-практической конференции. — Варна. 2012. — С. 333–341.
  5. Скаринский К. О., Пономарева В. И. Формирование инвестиционной стратегии инновационного развития строительных предприятий // Молодой ученый. — 2016. — № 26.
  6. Егорова М. А., Селютина Л. Г., Доржиева Ц.-Д. Д. Управление инвестициями. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. — 90 с.
  7. Селютина Л. Г. Учет рисков при формировании системы управления инновационно-инвестиционными процессами на строительных предприятиях // Управление рисками в экономике: проблемы и решения. Труды научно-практической конференции с международным участием. — СПб., 2016. — С. 233–236.
  8. Верескун В. В. Влияние рисков на эффективность предпринимательской деятельности // Новый университет. Серия: Экономика и право. — 2016. — № 12.
  9. Егорова М. А. Селютина Л. Г. Финансовый аспект теории эффективного управления // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2009. — № 3. — С. 11–17.
  10. Артеменко А. А. Актуальные вопросы инновационного развития строительства // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 742–744.
  11. Селютина Л. Г. Развитие инвестиционно-строительного комплекса России: проблемы и решения // Актуальные проблемы управления экономикой региона. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — СПб. — 2010. — С. 26–29.
  12. Селютина Л. Г. Формирование маркетинговых инвестиционных решений в системе управления жилищным строительством и реконструкцией жилой застройки // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2009. Т. 28. — № 1. — С.5–10.
  13. Миронова Е. Н., Шабашова Е. А. Современные проблемы развития регионального жилищного строительства // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 257–259.
  14. Селютина Л. Г., Волков А. С., Казиева А. К., Ракова В. А., Чаленко А. В., Шереметьев А. В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 12–4. — С. 823–827.
  15. Селютина Л. Г., Булгакова К. О. Выявление рисковых зон и систематизация рисков, возникающих при реализации инвестиционных программ при строительстве социального жилья // Научное обозрение. — 2015. — № 22. — С. 366–369.
  16. Селютина Л. Г. Комплексные реконструктивно-строительные программы в жилищной сфере мегаполиса // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». — 2014. — № 1 (68). — С. 24–28.
  17. Тамасханов З. И., Скворцов А. Н. Стандарты управления рисками инновационных проектов в России и за рубежом // Инновационная наука. — 2016. — № 11–1. — С. 176–177.
  18. Селютина Л. Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством. Сб. научн. трудов. — СПб. — 2014. — С. 46–50.
  19. Переведенцева М. А. Современные проблемы развития транспортной системы России // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 339–342.
  20. Воробьева М. М. Управление рисками в инвестиционной деятельности // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы. Материалы II Международной студенческой научно-практической конференции. — 2016. — С. 95–100.
  21. Селютина Л. Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2015. № 1. — С. 9–10.
  22. http://www.spbinno.ru — портал «Инновационный Санкт-Петербург».
Основные термины (генерируются автоматически): информационная технология моделирования, риск, снижение рисков, строительство, FIFA, отсутствие стандартов, процесс строительства, том, убыток компании, участок трассы.
Задать вопрос