Автор: Касымова Наргиза Сабитджановна

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Касымова Н. С. Концепция подготовки предпринимательских кадров // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1711/ (дата обращения: 20.02.2018).



На сегодняшний день уровень экономических реформ в Республике Узбекистан, процесс либерализации экономики в большинстве случаев тесно связан с развитием предпринимательства.

Углубление рыночных отношений в экономике Узбекистана требует комплексного решения двуединой задачи: совершенствования научно-технической базы производства и одновременного наращивания подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, владеющих знаниями ведения бизнеса, передовыми приемами и методами труда, новейшими технологиями и обладающими образовательным и интеллектуальным потенциалом для эффективного использования современных технических средств производства.

«Выращивание» предпринимателей предполагает целенаправленную деятельность государства по подготовке людей, способных к предпринимательству, в процессе их образования, приобретения и повышения соответствующей квалификации. Государство может эффективно выполнить эту функцию:

– обеспечивая экономическую свободу предпринимательства;

– формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем;

– образуя эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и т. д.

Необходимы концепция, программа и система подготовки и повышения квалификации, прежде всего предпринимателей и менеджеров, а также специалистов и работников предпринимательских структур. Это требует соответствующей направленности всей системы образования и воспитания, начиная с семьи, детских учреждений, школы, средних и высших учебных заведений и заканчивая системой повышения квалификации предпринимателей, менеджеров и т. д., через специальную сеть переподготовки в соответствующих заведениях высшей школы, школах бизнеса, бизнес-инкубаторах, техноинкубаторах, на курсах и т. д.

В школах рекомендуется открывать бизнес-классы и факультативы не формально, как это часто происходит, а учитывая содержание, обучение, используя соответствующие программы и предметы обучения.

В вузах необходимо создавать факультеты и кафедры предпринимательства, программа, работа и обучение на которых должны соответствовать их названию. Причем теоретическая подготовка на этих факультетах и кафедрах должна сочетаться с прохождением соответствующей практики и стажировки, обеспечением соответствующей учебно-методической и материальной базой.

Огромную роль в подготовке подлинных предпринимателей могла бы сыграть система региональных и межрегиональных бизнес-инкубаторов и техноинкубаторов. Представляется, если бизнес- и техноинкубаторы задействовать для предпринимательства в целом, а не только для малого предпринимательства, то источниками их создания могут быть бюджетное финансирование из республиканского и региональных бюджетов, финансирование из средств предпринимательских структур малого и особенно крупного предпринимательства, а также международных фондов и спонсоров; из средств частных лиц, имеющих финансовые средства, способность и желание стать предпринимателями. На наш взгляд, целесообразно использование финансовых ресурсов крупных предпринимательских структур, так как это укрепит финансовую базу бизнес-центров, а также взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного предпринимательства.

Бизнес-инкубатор целесообразно формировать как холдинговую компанию, основными «продуктами» которой являются квалифицированные предприниматели и предпринимательские фирмы. Эта компания имеет свой уставный фонд, который является источником инвестиций. В дальнейшем к этому источнику добавляются дивиденды, получаемые из прибыли бизнес-инкубаторов.

Алгоритм, технология и функционирование бизнес-инкубаторов в целом разработаны. Они сыграют существенную роль в формировании подлинных предпринимателей и предпринимательских структур, могущих перейти на инновационное воспроизводство, в отличие от тех псевдопредпринимательских структур, которые созданы в ходе приватизации и заняты спекулятивно-посреднической деятельностью, независимо от их масштабов. Государство, как один из соучредителей бизнес-инкубаторов могло бы принять участие в экономическом контроле за эффективностью их функционирования.

Анализ зарубежного и отечественного опыта, формирование бизнес-инкубаторов, а также комплексное изучение экономических и научных возможностей позволяет выделить факторы их высокой эффективности. При этом необходимо иметь в виду, что они должны отвечать ряду важнейших критериев, по которым следует оценивать перспективность и приемлемость той или иной региональной программы по созданию инкубационных структур. Среди них следует выделить следующее:

– четко выраженная производственная специализация и научная ориентация региона;

– развитые центры научных исследований, а также тесные связи науки и производства;

– участие научных и учебных центров, а также крупных предприятий регионов в проектах, имеющих народнохозяйственное значение;

– наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, научных работников, профессорско-преподавательского состава и др.;

– творческая активность и широкий кругозор, а также прагматизм местных органов власти в развитии рыночной экономики;

– наличие развитой социально-бытовой, коммунальной инфраструктуры, культурных центров и других благоприятных условий, способствующих творческой и эффективной работе бизнес-инкубаторов.

Концептуальная цель формирования и развития бизнес-инкубаторов заключается в следующем: они — наиболее эффективная экономическая форма поддержки малого предпринимательства, коэффициент полезного действия которых в 5–6 раз выше, чем от других форм подготовки и формирования кадров для предпринимательских структур. Бизнес-инкубаторы должны формироваться по приоритетным направлениям с учетом местных особенностей, ориентированы на различные социальные группы населения и, как правило, должны быть бесприбыльной хозрасчетной структурой. Кроме того, назрела необходимость иметь целевые бизнес-инкубаторы для реализации социальных проблем. Например, для подготовки предпринимателей среди военнослужащих, ушедших в запас; молодежи, окончившей учебные заведения; безработных, других контингентов.

Для реализации концептуальных целей развития бизнес-инкубаторов необходимо решить следующие задачи:

– подготовить нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективность инкубационных структур;

– разработать государственную программу развития и сопряжения бизнес-инкубаторов с системой льготной поддержки и финансирования этих программ по регионам;

– подготовить и обеспечить регионы научно-методическими рекомендациями по оценке материальных и трудовых ресурсов для развития малого предпринимательства, а также положение о распределении финансовых ресурсов бюджета по поддержке малого бизнеса по регионам;

– организовать социальный мониторинг среди различных групп населения и начинающих предпринимателей для определения условий, возможностей и прогнозной оценки (количественных и качественных характеристик) потенциальных предпринимателей, пожелавших поступить в бизнес-инкубатор и пройти экспертизу своих проектов и разработок;

– координировать работу заинтересованных ведомств и организаций по развитию бизнес-инкубаторов на региональном уровне (Министерство экономики Республики Узбекистан, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Министерство труда Республики Узбекистан, Торгово-промышленная палата и др.);

– разработать пакет типовых документов и рекомендаций для регионов по созданию эффективного функционирования бизнес-инкубаторов для подготовки предпринимателей;

– обобщить отечественный и зарубежный опыт по организации бизнес-инкубаторов в различных системах, функционирующих в научных парках и действующих самостоятельно, популяризировать его.

Реализация концепции и вытекающих из нее задач позволит совершить прорыв в формировании цивилизованного предпринимательства и обеспечить частный сектор рыночной экономики эрудированными кадрами.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л.- Малое предпринимательство: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Инфра-М, 2007г. — 555 стр.
  3. Основы инновационного менеджмента. Учеб. пособ. / Под ред. Завлина П. Н. — М.: Экономика, 2008г. — 74стр.
  4. www.chamber.uz
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательских структур, малого предпринимательства, повышения квалификации предпринимателей, развития бизнес-инкубаторов, крупного предпринимательства, подлинных предпринимателей, подготовки предпринимателей, Республики Узбекистан, эффективного функционирования бизнес-инкубаторов, функционирование бизнес-инкубаторов, соучредителей бизнес-инкубаторов, предпринимательских структур малого, межрегиональных бизнес-инкубаторов, прибыли бизнес-инкубаторов, целей развития бизнес-инкубаторов, эффективной работе бизнес-инкубаторов, инкубационных структур, формирование бизнес-инкубаторов, развитию бизнес-инкубаторов, сопряжения бизнес-инкубаторов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос