Концепция подготовки предпринимательских кадров | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Автор:

Рубрика: Экономика труда

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №1 (8) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Касымова Н. С. Концепция подготовки предпринимательских кадров // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 75-77. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/51/1711/ (дата обращения: 20.08.2018).



На сегодняшний день уровень экономических реформ в Республике Узбекистан, процесс либерализации экономики в большинстве случаев тесно связан с развитием предпринимательства.

Углубление рыночных отношений в экономике Узбекистана требует комплексного решения двуединой задачи: совершенствования научно-технической базы производства и одновременного наращивания подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, владеющих знаниями ведения бизнеса, передовыми приемами и методами труда, новейшими технологиями и обладающими образовательным и интеллектуальным потенциалом для эффективного использования современных технических средств производства.

«Выращивание» предпринимателей предполагает целенаправленную деятельность государства по подготовке людей, способных к предпринимательству, в процессе их образования, приобретения и повышения соответствующей квалификации. Государство может эффективно выполнить эту функцию:

– обеспечивая экономическую свободу предпринимательства;

– формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно обоснованных систем;

– образуя эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и т. д.

Необходимы концепция, программа и система подготовки и повышения квалификации, прежде всего предпринимателей и менеджеров, а также специалистов и работников предпринимательских структур. Это требует соответствующей направленности всей системы образования и воспитания, начиная с семьи, детских учреждений, школы, средних и высших учебных заведений и заканчивая системой повышения квалификации предпринимателей, менеджеров и т. д., через специальную сеть переподготовки в соответствующих заведениях высшей школы, школах бизнеса, бизнес-инкубаторах, техноинкубаторах, на курсах и т. д.

В школах рекомендуется открывать бизнес-классы и факультативы не формально, как это часто происходит, а учитывая содержание, обучение, используя соответствующие программы и предметы обучения.

В вузах необходимо создавать факультеты и кафедры предпринимательства, программа, работа и обучение на которых должны соответствовать их названию. Причем теоретическая подготовка на этих факультетах и кафедрах должна сочетаться с прохождением соответствующей практики и стажировки, обеспечением соответствующей учебно-методической и материальной базой.

Огромную роль в подготовке подлинных предпринимателей могла бы сыграть система региональных и межрегиональных бизнес-инкубаторов и техноинкубаторов. Представляется, если бизнес- и техноинкубаторы задействовать для предпринимательства в целом, а не только для малого предпринимательства, то источниками их создания могут быть бюджетное финансирование из республиканского и региональных бюджетов, финансирование из средств предпринимательских структур малого и особенно крупного предпринимательства, а также международных фондов и спонсоров; из средств частных лиц, имеющих финансовые средства, способность и желание стать предпринимателями. На наш взгляд, целесообразно использование финансовых ресурсов крупных предпринимательских структур, так как это укрепит финансовую базу бизнес-центров, а также взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного предпринимательства.

Бизнес-инкубатор целесообразно формировать как холдинговую компанию, основными «продуктами» которой являются квалифицированные предприниматели и предпринимательские фирмы. Эта компания имеет свой уставный фонд, который является источником инвестиций. В дальнейшем к этому источнику добавляются дивиденды, получаемые из прибыли бизнес-инкубаторов.

Алгоритм, технология и функционирование бизнес-инкубаторов в целом разработаны. Они сыграют существенную роль в формировании подлинных предпринимателей и предпринимательских структур, могущих перейти на инновационное воспроизводство, в отличие от тех псевдопредпринимательских структур, которые созданы в ходе приватизации и заняты спекулятивно-посреднической деятельностью, независимо от их масштабов. Государство, как один из соучредителей бизнес-инкубаторов могло бы принять участие в экономическом контроле за эффективностью их функционирования.

Анализ зарубежного и отечественного опыта, формирование бизнес-инкубаторов, а также комплексное изучение экономических и научных возможностей позволяет выделить факторы их высокой эффективности. При этом необходимо иметь в виду, что они должны отвечать ряду важнейших критериев, по которым следует оценивать перспективность и приемлемость той или иной региональной программы по созданию инкубационных структур. Среди них следует выделить следующее:

– четко выраженная производственная специализация и научная ориентация региона;

– развитые центры научных исследований, а также тесные связи науки и производства;

– участие научных и учебных центров, а также крупных предприятий регионов в проектах, имеющих народнохозяйственное значение;

– наличие достаточного количества высококвалифицированных специалистов, научных работников, профессорско-преподавательского состава и др.;

– творческая активность и широкий кругозор, а также прагматизм местных органов власти в развитии рыночной экономики;

– наличие развитой социально-бытовой, коммунальной инфраструктуры, культурных центров и других благоприятных условий, способствующих творческой и эффективной работе бизнес-инкубаторов.

Концептуальная цель формирования и развития бизнес-инкубаторов заключается в следующем: они — наиболее эффективная экономическая форма поддержки малого предпринимательства, коэффициент полезного действия которых в 5–6 раз выше, чем от других форм подготовки и формирования кадров для предпринимательских структур. Бизнес-инкубаторы должны формироваться по приоритетным направлениям с учетом местных особенностей, ориентированы на различные социальные группы населения и, как правило, должны быть бесприбыльной хозрасчетной структурой. Кроме того, назрела необходимость иметь целевые бизнес-инкубаторы для реализации социальных проблем. Например, для подготовки предпринимателей среди военнослужащих, ушедших в запас; молодежи, окончившей учебные заведения; безработных, других контингентов.

Для реализации концептуальных целей развития бизнес-инкубаторов необходимо решить следующие задачи:

– подготовить нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективность инкубационных структур;

– разработать государственную программу развития и сопряжения бизнес-инкубаторов с системой льготной поддержки и финансирования этих программ по регионам;

– подготовить и обеспечить регионы научно-методическими рекомендациями по оценке материальных и трудовых ресурсов для развития малого предпринимательства, а также положение о распределении финансовых ресурсов бюджета по поддержке малого бизнеса по регионам;

– организовать социальный мониторинг среди различных групп населения и начинающих предпринимателей для определения условий, возможностей и прогнозной оценки (количественных и качественных характеристик) потенциальных предпринимателей, пожелавших поступить в бизнес-инкубатор и пройти экспертизу своих проектов и разработок;

– координировать работу заинтересованных ведомств и организаций по развитию бизнес-инкубаторов на региональном уровне (Министерство экономики Республики Узбекистан, Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Министерство труда Республики Узбекистан, Торгово-промышленная палата и др.);

– разработать пакет типовых документов и рекомендаций для регионов по созданию эффективного функционирования бизнес-инкубаторов для подготовки предпринимателей;

– обобщить отечественный и зарубежный опыт по организации бизнес-инкубаторов в различных системах, функционирующих в научных парках и действующих самостоятельно, популяризировать его.

Реализация концепции и вытекающих из нее задач позволит совершить прорыв в формировании цивилизованного предпринимательства и обеспечить частный сектор рыночной экономики эрудированными кадрами.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.// Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л.- Малое предпринимательство: Учебник, 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Инфра-М, 2007г. — 555 стр.
  3. Основы инновационного менеджмента. Учеб. пособ. / Под ред. Завлина П. Н. — М.: Экономика, 2008г. — 74стр.
  4. www.chamber.uz
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, развитие бизнес-инкубаторов, малое предпринимательство, предприниматель, структура, подготовка предпринимателей, рыночная экономика, крупное предпринимательство.

Похожие статьи

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, цель создания, Узбекистан, рыночная экономика, путь развития, предпринимательство, малое предприятие, конкурентная среда, доля.

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса...

Современное развитие малого бизнеса и частного...

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства... малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Особенности финансово-экономической поддержки малого...

Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической...

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат... Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики...

Роль и значение малого бизнеса и частного...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат... Современное развитие малого бизнеса и частного...

Бизнес-инкубаторы как форма поддержки предпринимательства

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство

− Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); − Поддержка малого бизнеса по производству...

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

малый бизнес, частное предпринимательство, цель создания, Узбекистан, рыночная экономика, путь развития, предпринимательство, малое предприятие, конкурентная среда, доля.

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства...

малый бизнес, частное предпринимательство, цель создания, Узбекистан, рыночная экономика, путь развития, предпринимательство, малое предприятие, конкурентная среда, доля.

Предпринимательство как один из факторов развития...

предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, предпринимательство, рыночная экономика, бизнес, получение прибыли, современная экономика. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса...

Современное развитие малого бизнеса и частного...

Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства... малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Особенности финансово-экономической поддержки малого...

Малое предпринимательство является неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду. Особенности этого сектора при достаточном уровне его развития способствуют экономической...

Проблема развития частного предпринимательства и малого...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат... Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики...

Роль и значение малого бизнеса и частного...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат... Современное развитие малого бизнеса и частного...

Бизнес-инкубаторы как форма поддержки предпринимательства

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство

− Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов); − Поддержка малого бизнеса по производству...

Малый бизнес и предпринимательство — основа развития...

малый бизнес, частное предпринимательство, цель создания, Узбекистан, рыночная экономика, путь развития, предпринимательство, малое предприятие, конкурентная среда, доля.

Приоритетные направления развития малого бизнеса и частного...

малый бизнес, частное предпринимательство, Узбекистан, предпринимательская деятельность, рыночная экономика, развитие, процент, занятое население, благоприятный деловой климат...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос