Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству
Автор: Добрынина Анна Константиновна
Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №5 (7) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 02.11.2016
Статья просмотрена: 980 раз
Библиографическое описание:
Добрынина, А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивный механизм противодействия корпоративному мошенничеству / А. К. Добрынина. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/44/1531/ (дата обращения: 21.11.2024).
Статья посвящена анализу Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству. В статье проанализировано современное состояние экономической преступности в России, определен типовой портрет внутреннего мошенника, выделены ключевые факторы, способствующие совершению противоправных деяний. Автором сформулированы основные принципы создания Кодекса корпоративной этики, а также обоснована целесообразность его применения для противодействия мошенничеству.
Ключевые слова: кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративная культура, корпоративные ценности
Современный этап развития экономики характеризуется высоким уровнем неопределенности со стороны внутренней и внешней среды и требует от компаний особого внимания при решении вопросов обеспечения стабильности развития бизнеса.
В этих условиях проблема выбора и реализации механизмов противодействия корпоративному мошенничеству является приоритетной для собственников и руководителей компании, а также неотъемлемой частью современного корпоративного управления.
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, мошенничество определяется как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. [1]
С экономической точки зрения, корпоративное мошенничество может быть рассмотрено как любое умышленное действие персонала, топ-менеджера или третьих лиц, связанное с обманом или злоупотреблением доверием собственника компании, которое нацелено на удовлетворение личных корыстных интересов с причинением ущерба компании.
Согласно Российскому обзору экономических преступлений за 2016 год, почти половина респондентов (48 %) отметили, что их компания столкнулась с экономическими преступлениями за последние 2 года. При этом в 46 % случаев виновником мошенничества становились лица, действующие внутри организации, то есть сотрудники компании. [2]
Трудно переоценить отрицательные последствия мошенничества, которые заключаются не только в прямом финансовом ущербе, составляющем для 25 % респондентов от 100 тысяч до 1 миллиона долларов США, но и в долгосрочном косвенном ущербе, который включает ухудшение морального состояния сотрудников, ослабление деловых отношений и взаимоотношений с регулирующими органами, разрушение репутации или имиджа компании. [2]
Рис. 1. Источник: Российский обзор экономических преступлений за 2016 год, PwC
Необходимость борьбы с корпоративным мошенничеством признается на уровне среднего и высшего руководства практически во всех компаниях. Однако разрабатываемые ими механизмы противодействия в большинстве случаев, являются постаприорными, то есть направленными на выявление и реакцию на мошенничество, минимизацию негативных последствий от уже совершенного преступления, и используют контрольные, ограничительные меры воздействия.
Важно отметить, что данная работа основана на априорном, превентивном подходе к противодействию корпоративному мошенничеству, который направлен на ослабление мотивов совершения мошеннических действий.
Также при разработке механизмов противодействия корпоративному мошенничеству всегда важно помнить, что в основе каждого экономического преступления лежит решение, принятое человеком. Поэтому именно сотрудник компании с его целями, культурой и мотивами поведения должен находится в центре внимания при проведении работ по борьбе с корпоративным мошенничеством.
Типичный портрет внутреннего мошенника за последние несколько лет практически не изменился. В большинстве случаев мошенник из числа сотрудников компании представляет собой мужчину в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющего высшее образование и работающего в компании на протяжении 3–5 лет.
Современные мотивы совершения экономических преступлений достаточно разнообразны, однако тремя наиболее распространенными факторами, обуславливающими совершение мошенничества, по-прежнему остаются факторы, включаемые в «треугольник мошенничества»:
возможность или способность совершить экономическое преступление;
определенная мотивация или внешнее давление;
возможность обосновать совершенное экономическое преступление. [3]
Более того, по моему мнению, важными факторами, способствующими совершению мошенничества, являются следующие:
несправедливость системы стимулирования;
непоследовательность применения дисциплинарных процедур и взысканий;
отсутствие доверия к менеджменту компании;
отсутствие четкой, признанной сотрудниками, системы корпоративных ценностей;
низкая степень взаимосвязи между корпоративными ценностями и процессом принятия решений;
нереалистичные бизнес-цели и прочее.
Одним из механизмов, позволяющих устранить вышеперечисленные факторы или минимизировать их влияние, является кодекс корпоративной этики.
Кодекс корпоративной этики — внутренний документ, отражающий принятые в компании стандарты этичного поведения, основанные на ценностях компании, гарантирующие честные и справедливые отношения к сотрудникам, клиентам, партнерам, а также соблюдение законов и внутренних политик.
Действие Кодекса корпоративной этики как превентивного механизма противодействия мошенничеству заключается в формировании у сотрудников позиции нетерпимости к мошенничеству, культуры этического поведения и высокой честности.
Согласно Отчету 2016 года по противодействию корпоративному мошенничеству и злоупотреблениям, в 81 % организаций по всему миру существует Кодекс корпоративной этики, причем данный показатель увеличился с 2010 года на 6,3 %. [4] В то же время в России аналогичный показатель даже превышает общемировой и составляет 83 %.
Однако для того, чтобы Кодекс функционировал в качестве действенного механизма борьбы с мошенничеством, его наличие не является достаточным условием.
На основании анализа лучших российских и мировых практик можно выделить ключевые принципы разработки и использования Кодекса корпоративной этики в качестве превентивного механизма противодействия корпоративному мошенничеству.
- Принцип «тона сверху»: высшее руководство и менеджеры своими действиями должны показывать сотрудникам пример этичного поведения и важность следования нормам Кодекса корпоративной этики. Они не должны давать сотрудникам поручений, нарушающих требования законодательства или принципов деловой этики. Более того, руководители должны создавать среду открытого общения в коллективе, способствующую обсуждению сотрудниками любых этических проблем, и прислушиваться к их мнению.
- Принцип «нулевой толерантности». В своей деятельности компания в целом и ее сотрудники, в частности, должны придерживаться принципа неприятия мошенничества и злоупотреблений в любых их формах и проявлениях. Данный принцип является ключевым в действии механизма по противодействию корпоративному мошенничеству, поскольку способствует созданию атмосферы, в которой преступные мотивы ослабляются естественным образом под воздействием внутренней, корпоративной культуры и коллективного осуждения.
- Принцип справедливости. Кодекс корпоративной этики должен содержать этические нормы поведения сотрудников, основываясь на едином подходе, независимо от их уровня, роли, департамента или местонахождения. Более того, системы стимулирования и дисциплинарные процедуры также должны быть основаны на справедливости. Данный принцип осуществляет воздействие на такой фактор «треугольника мошенничества», как обоснование или рационализация преступного поведения.
- Принцип сопричастности. В создании Кодекса корпоративной этики должны участвовать не только представители высшего менеджмента, но и сотрудники компании. Данный принцип позволит сотрудникам почувствовать себя причастными к формированию внутренних ценностей и правил поведения в компании и, соответственно, будет способствовать лучшему соблюдению норм Кодекса.
- Принцип информированности. Каждый сотрудник должен быть ознакомлен с содержание принятого в компании Кодекса корпоративной этики. Данный принцип достигается при наличии двух условий: во-первых, нормы Кодекса должны быть сформулированы на простом и понятном для сотрудников языке. Во-вторых, в компании должны регулярно проводится обучение персонала по вопросам Кодекса. Согласно статистике, подобное обучение не проводится, и вопросы, связанные с Кодексом корпоративной этики, не доводятся до сведения всех сотрудников почти в трети российских компаний.
- Принцип эффективности. Кодекс корпоративной этики должен содержать инструменты для обеспечения эффективности работы функций по соблюдению этических норм. В 60 % российских компаний в качестве подобного инструмента используется «горячая линия» — способ коммуникации, позволяющий сотрудникам сообщать о совершении или подозрении в совершении неправомерных действий в конфиденциальной форме. Необходимо отметить, что «горячая линия» является важным элементом в системе извещения о фактах мошенничества и используется в 42,2 % компаний по всему миру. [4]
При условии соблюдения вышеперечисленных принципов Кодекс корпоративной этики позволяет блокировать факторы, приводящие к мошенничеству.
Во-первых, снижение такого мотива совершения мошенничества, как возможность, осуществляется благодаря развитию высокой этики в организации, созданию атмосферы честности и следования правовым и этическим нормам, урегулированию конфликта интересов. Таким образом, если в компании существует сильная корпоративная культура, ценности которой призывают к этическому поведению и нулевой толерантности к мошенничеству, и все действия, принимаемые сотрудниками компании, пропускаются через призму корпоративных ценностей, то количество и тяжесть ситуаций, способствующих возникновению мошенничества значительно снижается.
Другие факторы, составляющие «треугольник мошенничества», — мотивация и обоснование — блокируются благодаря созданию справедливой системы стимулирования и последовательной системы дисциплинарных процедур и взысканий, постановке реализуемых и соответствующих правовым и этическим нормам целей.
Более того, наличие эффективно функционирующего Кодекса позволяет снизить средние потери от мошенничества на 40 % и на 45,8 % сократить среднюю продолжительность процесса проведения мошеннических действий. [4]
Таким образом, Кодекс корпоративной этики выступает мощным превентивным механизмом противодействия корпоративному мошенничеству, особенностью которого является его внутренний, направленный на ослабление преступных мотивов, характер действия и эффективные инструменты обнаружения мошенничества и защиты от него.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)
- Российский обзор экономических преступлений за 2016 год «Взгляд в будущее с умеренным оптимизмом», PwC
- Обзор KPMG «Мошенничество: определения, портрет типичного мошенника, как бороться с последствиями», 2014
- Association of Certified Fraud Examiners Report to the Nations 2016 Global Fraud Study
- Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / С. Г. Буянский, Ю. В. Трунцевский. — Москва: Русайнс, 2016. — 342 с.
Ключевые слова
корпоративная культура, кодекс корпоративной этики, корпоративное мошенничество, экономические преступления, корпоративные ценностиПохожие статьи
Криминологическая характеристика коррупционных преступлений в сфере государственной гражданской службы
В статье автор проводит комплексное исследование криминологической характеристики коррупционных преступлений в сфере государственной гражданской службы. Анализируются статистические данные, рассматриваются теоретические подходы к пониманию коррупции,...
Влияние цифровой экономики на киберпреступность
В статье анализируются подходы к определению понятия «цифровая экономика», исследуется ее взаимосвязь с развитием преступности в киберпространстве. На основе статистических данных автором изложен ряд уголовно-правовых деяний с использованием ИКТ, кот...
Гринмейл как форма злоупотребления правом в корпоративных правоотношениях
В статье отстаивается позиция, что для определения основных мероприятий по предотвращению и противодействию злоупотреблением правом в корпоративных правоотношениях, необходимо не только исследовать особенности данного правового явления и причин его в...
Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России
В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...
Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия
В статье определяется актуальность изучения основ системы антикризисного управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной системы. В работе анализируются основы системы антикризисного управления персоналом пре...
Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, методы борьбы и профилактики
Автор статьи рассматривает киберпреступность как реальную угрозу безопасности современного общества, определяет виды кибермошенничества, анализирует особенности преступлений, совершаемых в электронной среде. В заключение статьи следует вывод о том, ч...
Противодействие компьютерной преступности: законодательство, практика
В статье автор дает общее понятие компьютерным преступлениям, определяя их объект и специфический предмет. Исследуется комплекс мер противодействия компьютерным преступлениям, в том числе роль общих и специальных субъектов противодействия компьютерно...
Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности организации на примере федеральной таможенной службы г. Находка
В данной статье автором рассмотрена корпоративная культура как инструмент повышения работоспособности госслужащих, представлены ее элементы и структура, а так же факторы, которые влияют на формирование организационной культуры. Представлены рекоменда...
Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы
В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...
Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза
Рассматривается необходимость оценки корпоративной среды вуза в условиях жесткой конкуренции в системе высшего профессионального образования, анализируется феномен корпоративной культуры вуза. Раскрывается понятие корпоративная среда вуза. Указываютс...
Похожие статьи
Криминологическая характеристика коррупционных преступлений в сфере государственной гражданской службы
В статье автор проводит комплексное исследование криминологической характеристики коррупционных преступлений в сфере государственной гражданской службы. Анализируются статистические данные, рассматриваются теоретические подходы к пониманию коррупции,...
Влияние цифровой экономики на киберпреступность
В статье анализируются подходы к определению понятия «цифровая экономика», исследуется ее взаимосвязь с развитием преступности в киберпространстве. На основе статистических данных автором изложен ряд уголовно-правовых деяний с использованием ИКТ, кот...
Гринмейл как форма злоупотребления правом в корпоративных правоотношениях
В статье отстаивается позиция, что для определения основных мероприятий по предотвращению и противодействию злоупотреблением правом в корпоративных правоотношениях, необходимо не только исследовать особенности данного правового явления и причин его в...
Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России
В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...
Основы системы антикризисного управления персоналом предприятия
В статье определяется актуальность изучения основ системы антикризисного управления персоналом предприятия, рассматриваются различные подходы к определению данной системы. В работе анализируются основы системы антикризисного управления персоналом пре...
Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, методы борьбы и профилактики
Автор статьи рассматривает киберпреступность как реальную угрозу безопасности современного общества, определяет виды кибермошенничества, анализирует особенности преступлений, совершаемых в электронной среде. В заключение статьи следует вывод о том, ч...
Противодействие компьютерной преступности: законодательство, практика
В статье автор дает общее понятие компьютерным преступлениям, определяя их объект и специфический предмет. Исследуется комплекс мер противодействия компьютерным преступлениям, в том числе роль общих и специальных субъектов противодействия компьютерно...
Анализ роли корпоративной культуры в процессе деятельности организации на примере федеральной таможенной службы г. Находка
В данной статье автором рассмотрена корпоративная культура как инструмент повышения работоспособности госслужащих, представлены ее элементы и структура, а так же факторы, которые влияют на формирование организационной культуры. Представлены рекоменда...
Корпоративная социальная ответственность и ее влияние на деятельность фирмы
В статье рассмотрена теоретическая сущность корпоративно-социальной значимости (КСО) и ее влияние на деятельность бизнеса. Выделены основные направления КСО при практическом применении. Проанализирован круг взаимосвязи КСО с заинтересованными лицами ...
Корпоративная среда как условие формирования корпоративной культуры вуза
Рассматривается необходимость оценки корпоративной среды вуза в условиях жесткой конкуренции в системе высшего профессионального образования, анализируется феномен корпоративной культуры вуза. Раскрывается понятие корпоративная среда вуза. Указываютс...