В последние годы как в международном праве, так и в национальном законодательстве государств, в том числе и России наблюдается четко выраженная тенденция усиления борьбы с коррупцией. Глобальное осознание данной тенденции проявилось в активизации законодательной деятельности различных международных организаций и органов с целью установления общих глобальных стандартов по борьбе с коррупцией путем обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне.
Необходимость усиления борьбы с коррупцией в России вызвано наличием достаточно неблагоприятной ситуации в данной области: известно, что согласно индексу восприятия коррупции 2016 года Россия занимает 131 место из 176 стран, набрав 29 баллов из 100 возможных наряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. В тоже время, среднее значение индекса для Восточной Европы и Средней Азии составляет 33, а средний глобальный балл — 43, что наглядно демонстрирует невысокую степень коррупционной защищенности российского государства. [1]
Для понимания сущности и необходимости внедрения антикоррупционного комплаенса определим правовые основы антикоррупционного комплаенса в России. К ним можно отнести как иностранное законодательство, имеющее экстерриториальный характер, международное законодательство, а именно: конвенции, которые ратифицированы Россией, так и законодательство Российской Федерации, включая законы и подзаконные нормативные акты.
С точки зрения интересов бизнеса российских компаний и финансовых институтов, важнейшими транснациональными законами в сфере противодействия коррупции являются Закон США «О коррупции за рубежом» (FCPA) и Закон Великобритании «О взяточничестве» (UKBA).
Более того, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17.12.1997, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003.
В России регламентация вопросов о коррупции основывается на следующих нормативно-правовых актах:
1) Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
2) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
4) Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
5) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП);
6) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ;
7) Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
8) ИСО 19600 «Системы комплаенс-менеджмента — Руководящие указания» и другие нормативные акты.
На основе анализа вышеперечисленных правовых норм антикоррупционного законодательства, можно сделать вывод, что российское законодательство основано на широком подходе к пониманию коррупции, охватывающем как публичный, так и частный сектор. В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция определяется как:
а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б. совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. [2]
Важно отметить, что роль законодателя в стимулировании внедрения компаниями антикоррупционных мер впервые отразилась статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой закреплена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, включая разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, что является составной частью комплаенса. [2]
Антикоррупционный комплаенс получил дальнейшее развитие в 2013 году, когда Методическими рекомендациями Министерства труда РФ были установлены основные принципы противодействия коррупции в организации:
− Принцип соответствия деятельности организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
− Принцип личного примера руководства.
− Принцип вовлеченности работника.
− Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
− Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
− Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
− Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
− Принцип открытости бизнеса.
Данные рекомендации призваны содействовать исполнению обязанности, предусмотренной ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Также в документе обозначены основные аспекты антикоррупционной политики в компаниях, в том числе подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, оценки коррупционных рисков и перечислены основные формы сотрудничества организаций с правоохранительными органами.
В марте 2016 года были приняты Методические рекомендации Росимущества, которые установили основные требования к организации комплаенс-системы, включая разработку и утверждение внутренних нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции, в том числе Антикоррупционной политики и Этического Кодекса, создание Комплаенс-департамента и назначение комплаенс-менеджера, разработку, утверждение и реализацию плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, а также проведение внутренних и внешних проверок эффективности комплаенс-системы и внутренних контролей в области предотвращения и противодействия коррупции. [3]
Таким образом, можно утверждать, что правовая основа противодействия коррупции является достаточно развитой для внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса. Более того, в современных условиях наличие данной системы является необходимой для успешного ведения деятельности, что связано не только с негативными последствиями ее отсутствия, но и с преимуществами, которые компания получает при внедрении и успешном функционировании системы антикоррупционного комплаенса:
− минимизация репутационных рисков;
− предотвращение и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны российских и зарубежных регуляторов;
− заблаговременный мониторинг, распознавание и предупреждение рисков коррупции;
− повышение эффективности деятельности компании и увеличение ее конкурентоспособности и капитализации;
− сохранение и развитие деловой репутации компаний как в России, так и за рубежом. [4]
Отметим, что общепринятый подход к формированию системы антикоррупционного комплаенса до сих пор не разработан, однако представляется необходимым, чтобы формирование данной системы включало в себя следующие этапы:
1) оценка существующих рисков, связанных с коррупцией;
2) анализ существующих контрольных процедур и бизнес-процессов;
3) разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур;
4) мониторинг эффективности контрольных процедур.
Причем каждый из данных этапов должен быть документально регламентирован и методологически обоснован.
Стоит отметить, что первоначально возникает необходимость обеспечить минимальную основу для формирования системы антикоррупционного комплаенса, а именно:
1) создать подразделения или назначение лица, на которого возложена функция по контролю и мониторингу соблюдения антикоррупционного законодательства;
2) установить процедуры взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении коррупционных преступлений;
3) определить документальное обеспечение процесса управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции.
Представляется необходимым особое внимание уделить документальному обеспечению системы, имея ввиду разработку Антикоррупционной политики и Кодекса корпоративной этики, поскольку именно данные внутренние документы организационного уровня обеспечивают формирование контрольной среды, создают в хозяйствующем субъекте негативное отношение к коррупционному поведению и устанавливают управленческие механизмы «корпоративного» уровня, которые определяют цели, правила, нормы и принципы деятельности Общества.
На первом этапе формирования системы антикоррупционного комплаенса происходит оценка существующих рисков, связанных с коррупцией. Отметим, что данная оценка проводится на регулярной основе и касается не только внутренней, но и внешней среды организации и основывается на определении тех бизнес-процессов в деятельности хозяйствующего субъекта, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных нарушений, например, в закупочной деятельности.
На основе проведенной оценки происходит анализ выявленных процессов на предмет наличия и эффективного функционирования антикоррупционных процедур в соответствии с рекомендациями ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
В случае отсутствия данных процедур или их некорректного исполнения происходит разработка и внедрение новых антикоррупционных процедур, которыми могут быть следующие:
1) Процедуры, регулирующие дарение и получение подарков и выражение гостеприимства;
2) Процедуры, обеспечивающие надлежащий процесс закупок и проведения тендеров для отбора крупных поставщиков;
3) Процедуры анонимного сообщения о фактах совершения коррупционных правонарушений;
4) Процедуры постоянного обучения сотрудников и другие.
Заключительный этап формирования комплаенс-системы заключается в мониторинге данной системы, осуществляемой как в рамках внутреннего аудита, так и в процессе прохождения внешней, независимой проверки или сертификации. Отметим, что объектами мониторинга выступают как процедуры и процессы, так и внутренние антикоррупционные политики, кодексы и другие корпоративные документы.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно утверждать, что в современных условиях существуют все необходимые предпосылки для развития и внедрения антикоррупционного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов, а именно:
− Необходимость внедрения антикоррупционного комплаенса, которая сформулирована законодателем в виде норм федерального закона и других правовых актах;
− Возможность создания данной системы, выражающаяся в достаточном уровне развития правовой базы, возможности применения накопленного зарубежного опыта;
− Мотивация, которая заключается в том, что российские бизнесмены все чаще осознают преимущества, получаемые от системы антикоррупционного комплаенса, что стимулирует их к разработке и внедрению данной системы в хозяйствующем субъекте.
Ввиду вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время антикоррупционный комплаенс выступает необходимым условием существования и успешного развития российского бизнеса.
Литература:
- Индекс восприятия коррупции // Центр Антикоррупционных исследований и инициатии. — URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2016 (дата обращения: 24.02.2017).
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс = URL:]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 24.02.2017).
- Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции».
- Что такое комплаенс // Национальная Ассоциация Комплаенс — URL: http://compliance.su/novosti/chto-takoe-komplaens-voprosi-i-otveti (дата обращения: 25.02.2017).
- Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 22.03.17).
- Добрынина А. К. Кодекс корпоративной этики как превентивных механизм противодействия корпоративному мошенничеству // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 5 (7). — С. 144–147.