Институционально-правовые основания партнерства государства и бизнеса в сфере цифровизации
Автор: Малюский Семен Андреевич
Рубрика: Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в Вопросы экономики и управления №3 (25) июнь 2020 г.
Дата публикации: 02.06.2020
Статья просмотрена: 269 раз
Библиографическое описание:
Малюский, С. А. Институционально-правовые основания партнерства государства и бизнеса в сфере цифровизации / С. А. Малюский. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 3 (25). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/169/5348/ (дата обращения: 24.11.2024).
В статье показаны институционально-правовые основания развития цифровизации с помощью государственно-частного партнерства как средства обеспечения посткризисного экономического развития и безопасности.
Ключевые слова: цифровизация, государственно-частное партнерство, институционально-правовые основания.
Экономический спад производства, вызванный пандемией COVID-19, со всей очевидностью показал современные возможности экономики и бизнеса выживать в непривычных обстоятельствах. Как свидетельствует еще не завершившийся период пандемии, выживает тот бизнес и некоммерческие организации, которые смогли применить информационно-коммуникационные технологии (IT), потенциал цифровизации в дистанционной организации работ или, говоря журналистским языком, работать на «удалёнке».
Цифровизация продвинула и укрепила материально-технические возможности постиндустриальной экономики, привела к упрощению многих рыночных и административных процедур. Опыт пандемии показал, что IT создают не только повседневный комфорт, но и являются серьезным фактором безопасности в условиях пандемией COVID-19. Логично подчеркнуть, что внимание к развитию IT и цифровизации не должно ослабеть на фоне преодоления постпандемических проблем различного толка. Объединение усилий бизнеса и государства в развитии IT возможно с помощью известного инструмента — государственно-частного партнерства (ГЧП) [3]. В связи с этим государству, органам местного самоуправления, частным организациям и бизнесу важно совершенствовать механизмы взаимодействия [1].
В России для такого взаимодействия есть достаточные институционально-правовые основания. К ним следует отнести Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (2019) стала преемником раннее утверждённой программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2017) [6] и федеральные законы, регламентирующие сферу ГЧП в России, являются ФЗ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (21.07.2015) и ФЗ № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (13.07.2015). Наилучшими перспективами желаемого взаимодействия в поддержке цифровизации обладает последний, поскольку дает возможность развиваться разным формам сотрудничества бизнеса с публичными субъектами, обеспечивая при этом: 1) гарантии соблюдения прав и интересов инвесторов, которые установлены ФЗ; 2) распределение рисков между публичными субъектами и инвесторами; 3) упрощенной процедуры предоставления государственного финансирования и имущества.
Еще до пандемии COVID-19 трудно было заметить огромного стремления бизнеса к участию в ГЧП-проектах, а те, что имели место быть, столкнулись с определенными трудностями [2]. Для активизации сотрудничества важно понимать причины его сдерживающие. Таких причин несколько и они имеют место, как применительно к ФЗ и о концессиях, и о ГЧП:
1) Федеральные законы ориентированы на инфраструктуру в привычном понимании, т. е. строительство и реконструкция недвижимости, но в то же время реализация проекта по созданию программного обеспечения не попадает под регулирование Федеральных законов;
2) Федеральные законы не в полной мере регулируют вопросы, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности, например: использование программного обеспечения с открытым исходным кодом, регистрация результатов интеллектуальной деятельности. Конечно, эти вопросы регулируются другими нормативными актами, однако отсутствие специфического регулирования на уровне профильной законодательной базы может привести к трудностям на стадии проектирования IT-проектов;
3) В отсутствии четко функционирующей процедуры определения инвестора, осуществляющего вложения в проект, со стороны публичных субъектов возможно затягивание процедур рассмотрения и отклонение заявок, поступающих от «нежелательных» организаций, что говорит о влиянии, в некоторой степени, политического подтекста на определение инвестора.
На вызовы по совершенствованию законодательства частично отвечает ФЗ № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (20.06.2018), который частично скорректировал указанные проблемы: информационные системы были признаны объектами концессионных соглашений и соглашений о государственно-муниципально-частном партнерстве. Данный закон также частично стал учитывать специфику реализации IT-проектов с использованием механизмов ГЧП.
Но корректировка и этого закона еще оставила ряд проблем во взаимодействии государства и бизнеса по развитию IT и цифровизации. Так, в круг объектов, которые могут выступать объектами соглашений, не попадают некоторые объекты IT-инфраструктуры, например: программно-аппаратные комплексы и системы дистанционного управления. Также данный закон допускает только модернизацию движимого имущества, и допускает возможности его создания [7]. Общую модель нормативно-правового регулирования сферы государственно-частного партнерства в России можно отнести к модели, имеющей комплексное законодательство, регулирующее отношения государственно-частного партнерства во всех сферах экономики. Отметим, что отсутствие профильного законодательства не является решающим фактором, которого зависит развитие отношений ГЧП, но он существенно влияет на характер взаимоотношения государства и бизнеса.
Проблема развития ГЧП, в том числе в сфере цифровой экономики, заключается в неполном понимании и со стороны государства, и со стороны инвесторов всех аспектов и возможностей государственно-частного партнерства [4]. Кроме того, законодательство в данной сфере еще не исчерпало потенциал совершенствования, о чем свидетельствует опыт иностранных государств, дающий примеры многообразия моделей и вариантов взаимодействия [5], а изучение опыта пандемии отечественных практики мог бы подсказать более адекватные и перспективные формы, адаптированные к российским особенностям. У бизнеса и государства должен появиться интерес к сотрудничеству в направлении поддержки цифровизации, от состояния которой, как показал опыт пандемии, напрямую зависит не только комфорт, но и безопасность развития экономики.
Литература:
- Елсуков М. Ю. Территориально-отраслевая структура экономики: подходы к изучению и к управлению// Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2014. Т. 5. № 3 (15). С. 104–112.
- Злотникова Е. В., Ванелик Е. Н., Стренин А. Д. Проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации// ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2019. № 3 (29).С.123–129.
- Сазонов В. Е. Существенные признаки государственно-частного партнерства// Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 3 (28). С. 97–99.
- Шапиро Н. А., Каплина Ю. Е. Территориальный аспект в управлении инновациями и соглашение о государственно-частном партнёрстве //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 3
- Pagoni, E. G., Patroklos, G. A system dynamics model for the assessment of national public-private partnership programmes’ sustainable performance 2019 Simulation Modelling Practice and Theory 97,101949.
- http://government.ru/docs/35781/
- https://www.it-world.ru/it-news/analytics/135301.html
Ключевые слова
государственно-частное партнерство, цифровизация, институционально-правовые основанияПохожие статьи
Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики
Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...
Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства
В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых эко...
Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы
В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.
Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса
В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...
Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России
В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.
Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой
В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...
Упрощение и концентрация цивилистического процесса в контексте цифровизации
В данной работе авторы рассматривают вопросы цифровизации цивилистического процесса, а именно внедрение, распространение и проблемы, возникающие при использовании информационных технологий.
Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России
В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.
Правовая характеристика института государственно-частного партнерства
В статье рассматриваются вопросы общей теоретико-правовой характеристики понятия и сущности государственно-частного партнерства ка одного из ключевых институтов взаимодействия государства и частного сектора в вопросе построения эффективной модели пра...
Похожие статьи
Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики
Данное исследование имеет целью рассмотреть влияние процесса цифровизации экономики на развитие человеческих ресурсов на государственном уровне, а именно меры, которые принимает правительство. Конкретизированы понятия «цифровизация», «цифровая эконом...
Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства
В статье раскрываются особенности создания и функционирования цифровых экосистем в системе государственного и корпоративного управления. Также в исследовании представлены перспективы государственно-частного партнерства в области развития цифровых эко...
Развитие государственное-частного и муниципально-частного партнерства в России на современном этапе: достижения, проблемы, перспективы
В данной статье проводится анализ современных достижений, проблем и перспектив ГЧП в современной России. Определяется понимание на каком этапе развития в России сейчас находится механизм ГЧП, какие направления развития существуют.
Перспективы развития и внедрения концессионных проектов в условиях кризиса
В статье поднимаются вопросы необходимости внедрения государственно-частного партнерства в условиях современной экономической ситуации. Определены проблемы, влияющие на успешное сотрудничество государства и частного сектора в рамках государственно-ча...
Институт государственно-частного партнерства как фактор развития социальной инфраструктуры регионов России
В статье рассмотрены системообразующие факторы и условия развития институ-та государственно-частного партнерства. Проанализированы основные принципы и особенности развития государственно-частного партнерства в России.
Институциональные аспекты инновационного процесса в странах с переходной экономикой
В статье раскрыты особенности переходной экономики, определены факторы инновационного роста, роль институтов в их координации; рассмотрены основные подходы государственного регулирования экономики; определена роль государственного регулирования в пер...
Упрощение и концентрация цивилистического процесса в контексте цифровизации
В данной работе авторы рассматривают вопросы цифровизации цивилистического процесса, а именно внедрение, распространение и проблемы, возникающие при использовании информационных технологий.
Цифровизация бизнес-процессов малого и среднего предпринимательства в России
В статье авторы анализируют отечественный сектор малого и среднего предпринимательства на уровень цифровизации предприятий и вовлеченность государства в поддержке развития информационно-коммуникационной сферы страны.
Правовая характеристика института государственно-частного партнерства
В статье рассматриваются вопросы общей теоретико-правовой характеристики понятия и сущности государственно-частного партнерства ка одного из ключевых институтов взаимодействия государства и частного сектора в вопросе построения эффективной модели пра...