Форсайт потребительского рынка | Статья в журнале «Вопросы экономики и управления»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в Вопросы экономики и управления №2 (2) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 25.10.2015

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Пенькова, И. В. Форсайт потребительского рынка / И. В. Пенькова, Э. С. Кислинг. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2015. — № 2 (2). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/16/388/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

Сегодня в сфере торговли и, особенно, предоставления услуг особое внимание уделяется роли потребителя [1–4]. Предприятия главной задачей ставят для себя не просто получение прибыли, но и удовлетворение потребностей покупателей в наибольшей степени [5–8], т. е. прослеживается процесс так называемого кастомайзинга (customizing–ориентирование на потребителя). Следовательно, предприятие вынуждено икать способ предугадать тенденции потребительского спроса в будущем [9–13], для того, чтобы увеличить свою конкурентоспособность [14–18]. Для решения сложившейся задачи и предлагается применять методы Форсайт-менеджмента.

Методы Форсайта достаточно разнообразны (табл.) [17–19], поэтому их можно применить в любой сфере. Существуют три типа методов: количественные, качественные и смешанные. Качественные методы, такие как интервью и гражданские панели предоставляют информацию непосредственно от потребителя. Другие качественные методы: ретрополяция, мозговой штурм, написание сценариев, SWOT-анализ, ролевые игры и т. д. уже применяются работниками предприятия, непосредственно результаты исследований с помощью таких методов не подкреплены ничем, кроме интуиции и опыта работников, то есть являются субъективными методами, но именно они и могут стать толчком к дальнейшему развитию и количественной оценке прогресса событий.

Таблица

Применение методов Форсата для потребительского рынка

Метод

Суть метода

Сфера применения

Применение для Форсайта потребительского рынка

Сценирование

разработка нескольких детальных сценариев будущего, каждый из которых возможен при осуществлении определенных условий.

политика, культура и экономика

разработка возможных вариантов сегментирования рынка

Метод Дельфи

позволяет на основании независимых мнений экспертов-участников группы по дискутируемому вопросу с помощью последовательной компиляции идей, предложений и выводов достичь к согласия. Метод базируется на многократных анонимных интервью отдельных групп.

применяется на стадии формулирования проблемы и анализа способов ее решения, является одним из инструментов выбора и оценки решения

выбор товарного ассортимента для определенного рынка

Мозговой штурм

процессы групповой генерации идей и их оценки разделяются во времени. Процессы выдвижения идей управляются профессиональным ведущим, способным обеспечить соблюдение заданных правил и условий. Идеи направлены на поиск путей решения проблемы. Эффективность метода обратно пропорциональна его универсальности.

используется при поиске выходов и решений в разнообразных сферах человеческой деятельности при высокой степени неопределенности.

кризисный проект-менеджмент сегмента рынка или товарной группы

Бенчмаркинг

метод объективного системного сопоставления деятельности выбранной организации с работой ведущих компаний или подразделений, определение факторов эффективности бизнеса, обоснование действий для повышения собственных показателей и их реализация.

применяется для создания конкурентного преимущества при решении проблем, качества, затрат и поставок

разработка стратегии продвижения на рынке по аналогии с более успешной компанией

Ретрополяция

подход «от будущего к настоящему» — метод стратегического прогнозирования, дающий возможность на базе экспертных оценок сформировать возможную картину будущего и определить альтернативы его достижения.

формирование представления о желаемом состоянии предметной области

Развитие маркетинговой стратегии с заведомо желаемым результатом

Дорожная карта

документ-обобщение, отражающий многоуровневую и многокомпонентную систему стратегии развития выбранной предметной области в единой временной шкале, который включает показатели и индексы экономической эффективности, перспективности технологий и продуктов с привлекательными потребительскими свойствами и высоким уровнем потенциального спроса

применение в составлениях прогнозов на отраслевом корпоративном и региональном уровнях

детализация стратегии рыночной экспансии

Библиометрия

основана на количественном анализе библиографических данных публикаций, содержащихся в документальных потоках и массивах.

для построения терминологической системы науки

Анализ статистической отчетности и аналитических сборников

Экспертные панели

это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные временные интервалы.

позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик, исследовать динамику развития процессов в области наноиндустрии. Изучение региональных секторов или проблем

привлечение независимых экспертов как для оценки и разработки перспектив, так и для анализа результатов деятельности

Разработка буду-щего (мастерские будущего)

предполагает создание картины идеального желаемого будущего и практического плана его реализации.

применяется при низкой степени неопределенности

Стратегия монополиста

«Критические технологии» или «ключевые технологии»

группа экспертов определяет спектр промышленных областей и технологий и оценивает их уровень развития на государственном уровне или на уровне отдельного предприятия для описание того ряда мер, чтобы развитие промышленности было наиболее эффективным.

применяется преимущественно для исследования будущего отраслей промышленности, полезен для установления национальных приоритетов в области НИОКР

обуславливает выбор производственной и управленческой технологии

Анализ перекрёстных связей (структурный анализ)

системный анализ взаимосвязей в рамках набора переменных, для которого определяется комплекс ключевых переменных как базис для исследования системы.

используется для сравнения мнений разных экспертных групп касательно взаимосвязей, тенденций, взаимовлияния заинтересованных сторон и их целей в рамках выбранной системы.

исследование конъюнктуры и структуры рынка

Количественные сценарии

количественная оценка вероятности и возможностей возникновения непредвиденных ситуаций, способных обусловить реализацию разрабатываемого сценария.

применение при разработке детальных стратегий развития

анализ рыночных рисков

SWOT-анализ

анализ сильных и слабых сторон организации и возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.

внешний аудит, или анализ угроз и благоприятных возможностей окружающей среды.

анализ слабых и сильных сторон явления, товара, услуги или организации

Анализ заинтересованных сторон

выявляет и характеризует заинтересованные стороны, а также оценивает степень их интереса.

проводится на разных этапах реализации проекта или стратегий, используется как инструмент развития организации при создании органов по упрощению процедур торговли.

выявление конкурентов на рынке и оптимизация внутренней организационной структуры предприятия

Многокритериальный анализ

практическая реализация структуры системного исследования в решении сложных, комплексных проблем.

обеспечивает рациональный, систематизированный и прозрачный процесс принятия решений при анализе влияний и взаимосвязей в сложных системах

выявление последствий выхода товара или услуги на рынок (анализ спроса, предложения и конъюнктуры в целом)

Интервью

основан на психологии и логике с применением вербально-коммуникативного инструментария, базируется на проведении разговора между социологом или психологом и субъектом по разработанному плану.

широко применяются во многих предметных областях и видах исследований, но обычно в сочетании с другими методами.

анкетирование и опрос потребителя

Анализ литературы

направлен на определение актуальности планируемого исследования и степени его изученности другими учеными, позволяет определить методологию научно-исследовательской работы.

подготовительный этап и непосредственно исследовательский

обзор печатных источников при проведении подготовки PR-кампании

Морфологический анализ

базируется на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и их последующей систематизированной компиляции.

рационален при анализе простых объектов и при поиске новой идеи на основе комбинации известных решений (дизайн, реклама).

маркетинг продукта

Слабые сигналы/ джокеры

предполагает выявление событий, сила влияния которых на будущее развитие недооценивается, хотя об их существовании известно. «Джокер» — это маловероятное событие, не привлекающее к себе значительного общественного внимания, наступление которого может существенно изменить ситуацию в будущем.

при исследовании неуправляемых событий с низкой степенью вероятности, но при этом способных оказать сильное воздействие на дальнейшее развитие.

исследование сегмента рынка несвойственной для определенного товара или услуги

 

Рассматривая таблицу 1 более подробно, можно сформулировать такие выводы. Для анализа потребительских предпочтений может использоваться количественный метод — дорожная карта, которая отражает стратегическое развитие предметной области на основе единой временной шкалы и перспективных технологий. Данный метод является особенно актуальным в связи со стремительным ростом технологий. В эту же категорию входит метод критических технологий, с помощью него оценивают уровень развития технологий предприятия для того, чтобы промышленность развивалась эффективнее, что также будет способствовать удовлетворению потребностей отдельных индивидов. Многокритериальный анализ находит применение в сегментировании рынка и определении целевых групп потребителей. Многие учёные сходятся на том, что наиболее эффективными являются смешанные методы, к ним относят бенчмаркинг, анализ временных рядов, экстраполяция тенденций (воздействий), моделирование. Бенчмаркинг позволяет фирмам определить своё будущее развитие на основе динамики других более успешных компаний. Бенчмаркинг составляет основу для разработки шагов по унификации технологий обслуживания клиентов и улучшению его качества. Для прогнозирования спроса на основе статистической информации используют метод анализа временных рядов, который показывает закономерности изменения данных: цикличности, сезонности, трендов. Определение будущих тенденций рынка происходит путём экстраполяции тенденций, т. е. распространение в будущее процессов достаточно хорошо известных в прошлом и настоящем. Моделирование поведения потребителей на основе анализа потребительской корзины стал ключевым в деятельности торговых предприятий, что позволяет разрабатывать предложения по совершенствованию работы с потребителями, выявить наиболее перспективные направления работы с потребителями и методы воздействия на них.

Таким образом, разнообразные методы Форсайта дают возможность фирмам определить возможные сценарии развития для повышения конкурентных преимуществ за счёт выпуска на рынок инновационных товаров и услуг.

 

Литература:

 

  1.                Трапезникова К. Е., Вайскробова Е. С., Ребезов М. Б. Определение потребностей потребителей / Качество продукции, технологий и образования: Материалы конференции. Магнитогорск, 2008. С. 8–10.
  2.                Rebezov M. B., Naumova N. L., Lukin A. A., Alkhamova G. K., Khayrullin M. F. Изучение пищевого поведения потребителей // Вопросы питания. 2011. Т. 80. № 6. С. 23–26.
  3.                Альхамова Г. К., Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Мазаев А. Н. Анализ потребительских предпочтений при выборе творожных продуктов // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 13–16.
  4.                Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Хайруллин М. Ф., Альхамова Г. К., Лукин А. А. Изучение отношения потребителей к обогащенным продуктам питания // Пищевая промышленность. 2011. № 5. С. 13–15.
  5.                Хайруллин М. Ф., Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Лукин А. А., Дуць А. О. О потребительских предпочтениях при выборе мясных продуктов // Мясная индустрия. 2011. № 12. С. 15–17.
  6.                Ребезов М. Б. Повышение качества кефира с помощью qfd-методологии // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6–1 (37). С. 65–68.
  7.                Ребезов М. Б., Амерханов И. М., Альхамова Г. К., Етимбаева А. Р. Конъюнктура предложения мясных продуктов «халяль» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 915–924.
  8.                Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Комаров С. А., Залилов Р. В., Зинина О. В. Анализ рынка функциональных безалкогольных напитков // Пиво и напитки. 2011. № 4. С. 4–6.
  9.                Ребезов М. Б., Наумова Н. Л. Изучение потребительских предпочтений хлебобулочных изделий /Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности и общественного питания: Материалы конференции. Челябинск. 2011. С. 272–277.
  10.            Лукиных С. В., Ребезов М. Б., Косолапова А. С., Ахмедьярова Р. А., Паульс Е. А. Исследование рынка производства продуктов из мяса птицы // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 175–178.4
  11.            Аптрахимов Д. Р., Ребезов М. Б. Обзор рынка макаронных изделий // Современное бизнес-пространство: актуальные проблемы и перспективы. 2014. № 2 (3). С. 116–118.
  12.            Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Асенова Б. К., Окусханова Э. К. Построение «дома качества» для термообработанного рулета из мяса индейки с черносливом // Вопросы экономики и управления. 2015. № 1 (1). С. 48–51.
  13.            Ребезов М. Б., Наумова Н. Л., Альхамова Г. К., Кожевникова Е. Ю., Сорокин А. В. Конъюнктура предложения обогащенных молочных продуктов на примере Челябинска // Молочная промышленность. 2011. № 8. С. 38–39.
  14.            Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б., Кожемякина А. Е., Нагибина В. В. Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети) // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 317–321.
  15.            Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б., Сорокин А. В. Принцип рассмотрения претензии // Качество продукции, технологий и образования: Материалы конференции. Магнитогорск. 2011. С. 127–129.
  16.            Кожевникова Е. Ю., Ребезов М. Б. Описание бизнесс-процесса согласования возврата продукции с признаками производственного брака // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 10–2 (17). С. 45–47.
  17.            Третьяк В. П. Формирование форсайта и развитие гражданского общества // Наука. Инновации. Образование. 2007. Вып. 2. С. 155.
  18.            Третьяк В. П. Форсайт региона: опыт Иркутской области // Власть. 2006. № 11.
  19.            A Trans-National Analysis of Results and Implications of Industrially-oriented Technology Foresight Studies (France, Spain, Italy & Portugal) // A joint JRC/IPTSESTO. Study. EC Joint Research Centre, February 2002. P. 6.
Основные термины (генерируются автоматически): анализ, будущее, будущее развитие, дальнейшее развитие, дорожная карта, единая временная шкала, многокритериальный анализ, мозговой штурм, потребительский рынок, предметная область, решение, рынок, экстраполяция тенденций.
Задать вопрос