Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период
Автор: Чернышева София Анатольевна
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 05.06.2015
Статья просмотрена: 1167 раз
Библиографическое описание:
Чернышева, С. А. Предметы художественно-эстетического цикла в системе среднего профессионального педагогического образования в дореволюционный период / С. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/171/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье приводится краткий исторический обзор становления среднего профессионального педагогического образования в России с 1764 по 1917 гг.; приводятся предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя; исследуется, как обосновывалась необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий; анализируется, какие предметы художественно-эстетического цикла и в каком объеме преподавались в данных заведениях в этот период.
Ключевые слова: среднее профессиональное педагогическое образование, предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, пение, рисование, ручной труд, рукоделие, художественно-эстетическая компетенция.
Проблема формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа является на данный момент чрезвычайно актуальной. Это связано с изменением образовательной парадигмы: на данном этапе в российском образовании разрабатывается и внедряется компетентностный подход. Так как данная концепция еще не полностью сформирована, ее отдельные части, в частности, вопрос формирования художественно-эстетической компетенции активно разрабатывается такими исследователями, как Л. А. Клыкова, Л. М. Масол, Ю. А. Стюарт и др.
Рассмотрим роль предметов художественно-эстетического цикла, таких, как пение, рисование, ручной труд, в системе среднего профессионального педагогического образования. Остановимся подробнее на периоде становления системы средних образовательных педагогических учреждений в России — с 1764 по 1917 гг.
Необходимо отметить, что до середины XVIII вв. в России системы подготовки учительского состава как таковой не существовало. С. Золотарев пишет: «Школы и учителя в России существовали со времен князя Владимира, но система народного образования — это понятие, с которым столкнулось государство лишь в последние два века, а учительство как профессиональная группа, объединяемая общим сознанием интересов своего труда, складывалось лишь во второй половине XIX столетия» [5, с. 233].
И. А. Петранцова в своей работе «Развитие среднего педагогического образования на северо-западе России во второй половине XIX-начале XX веков» перечисляет следующие предпосылки становления и реализации государственной концепции профессиональной подготовки народного учителя: рост потребности населения в образовательных услугах более высокого уровня после крестьянских реформ XIX столетия; возросшие требования государства к образованию народа в условиях бурного экономического развития; становление и развитие педагогической науки; расширение сети начальных школ и постоянное углубление содержания обучения в них; оформление в общественном сознании образа народного учителя с комплексом профессиональных и личностных требований к нему; появление и организационное оформление земских и других общественных сил, оказывающих серьезное влияние на государственную политику в области образования [9, с. 98].
Таким образом, в государстве назрела насущная необходимость в подготовке квалифицированных педагогов для преподавания в школах. В 1861 г. в «Журнале Министерства Народного просвещения» известный педагог К. Д. Ушинский опубликовал документ «Проект учительской семинарии». В этом документе была не только обоснована необходимость открытия учительских семинарий, но и точно изложены основные требования к подготовке будущего педагога, а также устройство семинарии. Именно К. Д. Ушинский заложил основы содержания образования будущего народного учителя, определил его основные компоненты и определил их значимость [11, с. 180].
Таким образом, уже с 60-х гг. XIXвв. начали открываться земские учительские семинарии, строящие свою деятельность на основе разработанного К. Д. Ушинским проекта.
Первое государственное среднее учебно-воспитательное заведение закрытого типа для женщин (Институт благородных девиц) был открыт в 1764 г. по инициативе И. И. Бецкого в стенах Воскресенского Новодевичьего монастыря у деревни Смольной [1, с. 295]. Первая учительская семинария (педагогическое заведение для подготовки учителей начальной школы) в России была открыта в 1779 г. при Московском университете и в 1786 г. в Петербурге [2, с. 162].
С 60-х гг. XIX в. в. открылось много земских учительских семинарий, которые строили свою деятельность на основе «Проекта учительской семинарии», разработанного К. Д. Ушинским. В 1870 правительство издало «Положение об учительских семинариях», предусматривающее создание правительственных учебных семинарий; в 1875 «Инструкцию для учительских семинарий министерства народного просвещения», действовавшую до 1917 г. В учительские семинарии принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приёмные испытания в объёме программы 2-классных начальных училищ министерства народного просвещения с 5–6-летним сроком обучения. Нуждающимся воспитанникам в учительской семинарии выдавались стипендии, получение которых обязывало их проработать учителями начальных школ не менее 4 лет. Воспитанники жили в интернате, в их составе преобладали дети крестьян. Срок обучения 3–4 года (в некоторых — 5 лет). В учительских семинариях преподавались: закон божий, русский язык, церковнославянский язык, арифметика, геометрия, русская и всеобщая история, география, естествознание, чистописание и рисование, основы педагогики, гимнастика, пение. Хорошо была организована педагогическая практика в опытных школах при семинариях, а затем и в массовых школах. Школы учительских семинарий были методическими центрами для учителей своего района. Среди преподавателей в семинариях были наиболее прогрессивные люди, их воспитанники вели просветительскую работу среди населения. В 1917 в России была 171 мужская и женская учительская семинария (около 20 тыс. учащихся). После Октябрьской революции 1917 учительские семинарии были преобразованы в 3-летние педагогические курсы, затем в педагогические техникумы [2, с. 162].
Таким образом, в период с 1764 по 1917 г.г. в России сформировалась система народного образования, состоящая из сети земских и правительственных учительских семинарий и подготовительных курсов при них. Кроме этого, в указанный период оформились идеи подготовки учителя народной школы, о чем есть упоминания в трудах таких общественных деятелей и педагогов, как Н. Ф. Бунаков, М. И. Демков, Н. А. Корф, Н. И. Пирогов, Д. Д. Семенов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.
Далее мы рассмотрим, каким образом проходило художественно-эстетическое образование в средних педагогических заведениях в этот период. Необходимость введения предметов эстетического цикла в учебные планы учительских семинарий с самого начала не вызывала никаких сомнений. Уже в «Проекте учительских семинарий» К. Д. Ушинский пишет: «Сведения учителя народной школы должны быть очень разнообразны. Он должен иметь познание не только в законе божьем, грамматике, арифметике, географии и истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве; кроме того, уметь хорошо писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Тогда только он будет в состоянии сообщить ученикам своим сведения, необходимые или полезные для них в жизни [11, с.183]. Далее читаем: «Воспитанник должен быть приучен к ясному, выразительному, тоническому чтению, ясному выражению своих мыслей на словах и на письме, каллиграфии, рисованию и черчению» [11, с. 199].
П. Ф. Каптерев в своих «Дидактических очерках» в 1915 году писал, что учитель, кроме обязательного владения широкими знаниями и методикой, должен также владеть и некоторыми искусствами: способностью речи, рисования, умением производить опыты, демонстрировать, объяснять, рассказывать и чертить [6, с. 597].Также он считал, что такие общеобразовательные предметы, как естествознание, математика, рисование, пение, музыка, ручной труд способствуют совершенствованию личных умственных, эстетических, физических и волевых потребностей и стремлений [6, с. 462–475].
Рассмотрим, как эти теоретические предпосылки реализовывались на практике. С 1875 по 1903 гг. содержание учебных планов учительских семинарий определялось инструкцией МНП от 4 июля 1875 года. По требованиям, изложенным в этом документе, перечень изучаемых дисциплин и количество уроков по каждой из них должны были быть соотнесены со следующей таблицей [12, с.33].
Таблица 1
Учебный план учительских семинарий согласно инструкции МНП от 4 июля 1875 г.
Предметы |
1 класс, час/нед |
2 класс, час/нед |
3 класс, час/нед |
Чистописание и рисование |
5 |
4 |
3 |
Пение |
2 |
2 |
2 |
Отметим, что естествоведение, чистописание, рисование и пение считались дисциплинами предметной подготовки (а не эстетического цикла, как сейчас). Для учебных планов профессионально-педагогических учебных заведений данного периода было характерно деление учебных дисциплин на науки, искусства, методики преподавания предметов, практические занятия и упражнения [12, с.33].
Введение уроков ручного труда в для учителей народных школ было обусловлено, в первую очередь, реформами в педагогике. В частности, в 1884 году ввели «Проект общего нормального плана промышленного образования в России» согласно которому началась подготовка учителей народных школ к преподаванию нового предмета. Согласно идеям движения за «трудовую школу», ручной труд должен иметь педагогический характер: развивать и воспитывать учащихся, а также осуществлять взаимосвязь обучения в школе с потребностями промышленности [4, с.75].
В 1890 г. в Губернском собрании был поднят вопрос о введении в Санкт-Петербургской учительской школе обязательного обучения ручному труду, так как этот предмет, кроме умственного развития, имеет большое воспитательное значение. Ручной труд предполагалось ввести как общеобразовательный предмет, так как: «...физическое упражнение, доставляемое работами, составляя противовес усиленному мозговому напряжению, может содействовать лучшим результатам научных работ учащихся» и «для ручного труда достаточно двух 1,5 часовых уроков в неделю, что не может отнять много времени от обычных занятий, преследующих цель школы» [3, с.32].
9 мая 1896г. была выпущена «Инструкция для руководства и осуществления преподавания ручного труда в учительских институтах и учительских семинариях». Согласно данной инструкции содержание курса составляли начальные работы из дерева и металла. Также допускалось обучение ремеслам (необязательное для всех) [10, с.18–19].
В 1903 г. срок обучения увеличили до 4 лет, в связи с чем были введены уроки рисования, пения, ручного труда как обязательных дисциплин. Большое внимание уделялось трудовому обучению — 14 часов в неделю. Также воспитанники обучались хоровому пению, игре на скрипке, виолончели и других музыкальных инструментах. В самой школе предметами, предназначенными для эстетического развития, были чистописание, рисование, пение, игра на скрипке [3, с.80].
В 1903 г. МНП приготовило новый план для учительских семинарий [7, с.109].
Таблица 2
Учебный план учительских семинарий согласно инструкции МНП 1903 г.
Предметы |
Классы |
Всего |
|||
Пригот. |
1 |
2 |
3 |
||
Пение |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Черчение |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
Рисование |
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
Согласно этому плану черчение и рисование стали самостоятельными предметами.
В 1905 г. для женских учительских семинарий был разработан план, в котором некоторые предметы были интегрированы в один курс (например, рисование и черчение). Освободившиеся часы заняты дополнительными дисциплинами (рукоделием).
Совещание при Гос.Думе в 1908 г., обсуждая вопрос о преобразовании учительских семинарий, пришло к единому мнению о необходимости уравнять программы учительских семинарий по объему общеобразовательных предметов с программой средних учебных заведений и, среди прочих решений, установить основательное и последовательное преподавание пения, музыки, рисования; подробно разработать преподавание практических знаний (в частности, ручного труда) и, в целом, принять все меры к тому, чтобы вновь составленная программа включала в себя общеобразовательные предметы максимально законченно, полно и целостно, а не состояла бы из отрывочных сведений, мало способствующих всестороннему развитию учащихся [8, с.3–9].
Таким образом мы делаем вывод, что основными предметами художественно-эстетического цикла в период с 1764–1917гг. были рисование и пение, впоследствии ручной труд (рукоделие) и ремесла. Отметим, что рисование и пение с самого начала были обязательными дисциплинами, ручной труд и рукоделие стали обязательными только в начале XX века. По сохранившимся учебным планам ясно, что эти предметы преподавались весь срок обучения от 2 до 5 часов в неделю. Следовательно, воспитательная и развивающая роль предметов художественно-эстетического цикла была совершенно ясна и на заре нового века планировалось изменить учебные планы таким образом, чтобы пение, рисование, ручной труд преподавались наилучшим образом.
Литература:
1. Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) т.10 «Ива-Италики» [Текст]/ Гл.ред А. М. Прохоров М.:Советкая Энциклопедия, 1972.- 592 с.
2. Большая Советская Энциклопедия (в 30 т.) т.27 «Ульяновск-Франкфорт» [Текст]/ Гл.ред А. М. Прохоров М.: Советкая Энциклопедия, 1977.- 624 с.,
3. Двадцатипятилетие Санкт-Петербургской земской учительской школы с 1872 по 1897 г. [Текст] — СПБ.: Тип.Е. А. Евдокимова, 1897.-180 с
4. Етсуо, Екояма Ручной труд в образовательных учреждениях в России (1884–1917 гг.) [Текст]/Екояма Етсуо, Н. В. Котряхов//Педагогика.-2003-№ 10.-С.73–80
5. Золотарев, С. Очерки по истории учительского объединения в России [Текст]/ С. Золотарев /Профессиональная учительская организация на Западе и в России:сб. ст.–Пг.,1916.–240 с.
6. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст]/П. Ф. Каптерев.-М.:Педагогика, 1982.-704с.
7. Киреева, У. Т. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальной школы во второй половине XIX — начале XX вв. [Текст]: дисс...канд.пед.наук /У. Т. Киреева, Моск.гос.пед.ун-т.-М.:1990.-216с.
8. Клюжев, И. С. Доклад совещания по разработке положения об учительских семинариях [Текст]/И. С. Клюжев. -б.м., б.г. -99с.
9. Петранцова, И.А Развитие среднего педагогического образования на северо-западе России во второй половине XIX-начале XX веков [Текст]:дисс. … канд.пед.наук:13.00.01/Петранцова Ирина Александровна.-Вологда, 1999.-251с.
10. Сабанин, Р. Ручной труд в учительских семинариях, институтах и школах [Текст]/Р.Сабанин.-Спб.: Тип.В.Демакова, 1889.-54 с.
11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]/К. Д. Ушинский.-М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1945.-566с
12. Фальборк, Г. Учительские семинарии и школы. Систематический свод законов, распоряжений и правил, инструкций, программ и справочных сведений для учащих и учащихся в учительских семинариях всех ведомств, а также для готовящихся к поступлению в них [Текст]/Г.Фальборк.-Спб.: Знание, 1901.-237 с.
Ключевые слова
художественно-эстетическая компетенция, среднее профессиональное педагогическое образование, пение, рисование, художественно-эстетическая компетенция., предметы художественно-эстетического цикла, учительские семинарии, ручной труд, рукоделиеПохожие статьи
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)
В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...
Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины
В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля
Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...
Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения
Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.
Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки
В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...
Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...
Похожие статьи
Индивидуальный подход к обучению курсантов военных образовательных организаций высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматриваются особенности военно-педагогического процесса с точки зрения повышения его эффективности в рамках проведения учебных занятий преподавателями. Подробно описываются результаты изучения социально-психологического типа личности сов...
Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...
Вопрос инородцев в системе школьного образования (1903–1917 гг.)
В данном исследовании рассматривается вопрос учащихся инородцев в школьном образовании и их положение в системе гимназического образования. Произведен ретроспективный анализ развития образовательных систем инородцев, сформулированы характерные особен...
Художественный аспект профессиональной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины
В статье рассматривается проблема необходимости художественной подготовки будущих учителей технологий в высших учебных заведениях Украины. Раскрывается сущность и важность художественно-творческой деятельности будущих учителей технологий, анализирует...
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Учебно-исследовательская работа студентов технологического образования инженерно-педагогического профиля
Статья посвящена проблеме обучения студентов технологического образования научной деятельности в рамках учебно-исследовательской работы. Рассматриваемые проблемы соответствующего уровня современного научно-технического прогресса, способствует в выраб...
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...
Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения
Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.
Вклад Я. А. Коменского в развитие педагогической науки
В статье описывается вклад выдающегося чешского педагога Я. А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики; отражаются его педагогические взгляды на образование и образовательный процесс в целом, раскрываются основные категории педагогики,...
Формирование научно-исследовательской компетентности как элемент преемственности среднего общего и высшего профессионального образования
Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательской компетентности, как элемента преемственности среднего общего и высшего профессионального образования. Представлены понятия научно-исследовательской компетентности и деятельности. Обознач...