Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения
Автор: Семёнова Наталья Владимировна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 07.01.2018
Статья просмотрена: 145 раз
Библиографическое описание:
Семёнова, Н. В. Воспитательная система как способ формирования общих компетенций выпускника образовательного учреждения / Н. В. Семёнова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 82-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3061/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье затрагивается одна из проблем современного профессионального образования, которую автор видит в сложном процессе организации образования. Данная проблемы проявляется в виде возложения обязанностей руководства учебными группами на мастеров пришедших с предприятий. Посредством изучения новых компетенций, мастера не всегда имеют возможность и время для усовершенствования своих профессиональных, для разрешения сложившей ситуации автор предлагает возродить воспитательную систему с профессиональными педагогами-воспитателями.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ФГОС, профессиональный стандарт, компетентность.
«Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства, стало совершенно очевидно, что недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является преградой на пути развития экономики. Это необходимейшее условие для развития нашей страны. Сегодня совершенно очевидно, что недостаточное внимание к этой сфере в предыдущие годы создало известный барьер: недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является ограничителем нашего роста», — сказал В. В. Путин 23 декабря 2011 года на совещании о подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике прошедшем в Санкт-Петербурге.
И да действительно стали происходить изменения в среднем профессиональном образовании в качестве положительного можно отметить улучшение материально-технической базы в учебных заведениях, в современно оборудованных мастерских и лабораториях очень приятно работать, а самое главное такое работа приносить свои плоды- ребята на лабораторные работы приходят с удовольствием.
Но при этом никто не отмечает о необходимости внесения изменений в работу преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. Для выполнения данных обязанностей на работу приглашаются специалисты с предприятий, имеющие образование по профилю работу, но при этом отсутствует педагогическое образование.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требования к квалификации по должности учитель — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Что касается 2017 года, то в этом году вступает в силу профстандарт для педагогов и в соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) „Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требования к образованию и обучению учителя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. [2]
Данное нововведение с одной стороны и положительное и в тоже время отрицательное, специфика работы педагога такова, что для эффективной деятельности учитель должен знать собственный предмет, владеть методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Введение профстандарта помогает начинающим мастерам и спец. предметникам получить педагогическое образование так необходимое для работы с детьми, но как нам кажется при этом теряется сама сущность спец. предметника и мастера производственного обучения.
В современных условиях постоянных изменений к современному выпускнику предъявляются особые требования современного выпускника должны отличать: компетентность, самостоятельность, ответственность и мобильность, системное и аналитическое мышление, информационная, правовая и экологическая культура, предпринимательская и творческая активность, готовность к постоянному обновлению знаний.
Среднее профессиональное образование сегодня готовит специалистов-практиков.
А для реализации данного направления преподавателю и мастеру необходимо самому быть практиком и постоянно находится в курсе всех нововведений. Но поступая на работу в учреждения образования на тебя ложится большой круг обязанностей, одной из которых является выполнение обязанностей руководителя группы и заниматься воспитательной работой. На наш взгляд это не совсем правильно, вместо саморазвития как специалиста по профилю ты вынужден заниматься воспитательной работой, где существует своя определенная специфика.
Модель современного образования все чаще смещает фокус внимания с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности, а если точнее — высоконравственной личности. Но при этом не учитываются изменения, происходящие в социально-экономической сфере России. Ни для кого ни секрет что тяжелое экономическое положение страны привело к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, а особенно не учитывается, что в данный период наиболее трудно стало подросткам и как бы ни было печально, но число несовершеннолетних с девиантным поведение растет очень высокими темпами.
Будущих педагогов педагогических вузах готовят на протяжении 6 лет, где они изучают все направления и вопросы, связанные с этой наукой, и не всегда после окончания ВУЗа студенты хотят идти работать в учебные заведения.
Мы не пытаемся как — то очернить воспитательную работу в учебных заведениях, но пересмотреть ее выполнение все же следует. На наш взгляд в связи с возрастающими моральными требованиями и уровнем профессионализма к выпускникам следует обратить внимание на возвращение в образовательные организации воспитателей профессионалов.
Еще А. С. Пушкин, почти 200 лет назад отметил, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Если посмотреть различные литерные источники о можно сделать один вывод что воспитание всегда отставало от обучения, оно рассматривалось лишь как сопутствующая деятельность.
Мастер производственного обучения и преподаватель специальных дисциплин призван в организации профессионального образования с целью обучить студентов тому что сам умеет хорошо и доброкачественно делать, передавать студентам свои знания и умения. Студенты смотрят на профессию глазами своего наставника, и насколько он будет хорош в своем деле, настолько хороши будут и его ученики.
С позиций компетентного подхода результат профессиональной подготовки специалистов определяется уровнем профессиональной компетентности мастера, пришедшего с производства.
Поэтому должны появиться педагоги, воспитатели, которые будут грамотно выполнять и отвечать за качество подготовки выпускника в области моральных качеств.
Термин «профессиональная компетентность» часто встречается в работах известных педагогов, философских, психологических, педагогических и энциклопедических словарях. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению понятия.
Термин получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60-х годов прошлого столетия, для обозначения способности личности к выполнению какой — либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных знаний, умений, навыков. [1]
В «Словаре иностранных слов» дается следующее толкование понятию: «Компетентность — 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо»; Компетентный (лат. Competetens (competentis)) соответствующий; способный — 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведующий в определенной области; «Компетенция (лат. Competentia — принадлежность по праву) — 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом». [4, с.700]
Толкование значений этого слова дается в словаре русского языка С. И. Ожегова (1986 г.). Компетентный — 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой ни будь области; 2) обладающий компетенцией. Компетенция — 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав. [5, с.60]
Такие исследователи как А. К. Маркова и Ю. Х. Шкуров в своих работах компетентность педагога определяли через соотношение в реальном труде педагога его профессиональных знаний и умений и профессиональных позиций и психологических качеств.
Исходя из полученных литературных источников, можно сделать вывод, что компетентность обосновывается через результативность педагога в деятельности.
Каждая эпоха вносит свои коррективы в теорию и практику. К сожалению уничижительная критика всего советского периода привела к переориентации на западные ценности, и игра в слова: воспитание в отдельном понимании не существует. Есть образование и в нем сопутствующая часть –воспитание; воспитание в школьном варианте вредно отражается на развитии личности ребенка, ибо подавляет ее; воспитание- не дело школы, [3, с. 31] дали свои результаты.
Как уже отмечалось выше, сегодня возрождение воспитания в образовательных организациях — это приоритет номер один на самом высоком официальном уровне, но сама по себе воспитательная система не может возникнуть стихийно, ее нужно осуществлять исходя из внутренних потребностей образовательной организации. А для этого должна быть служба, занимающаяся данным процессом и служба из грамотных специалистов, а не самоучек. И воспитательная работа должна выполняться не «для галочки», а с целью реального разрешения сложившихся в образовательном учреждении трудностей в данной сфере.
Как правило в средние профессиональные образовательные учреждения поступают дети в сложном возрастном периоде от 16 до 18, к тому из разных мест проживания, они очень долго адаптируются к новым реалиям жизни. И только работа грамотных, четко обученных специалистов своего дела поможет ребенку пройти менее болезненно пройти процесс адаптации и стать высококлассным специалистом.
Литература:
- Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
- Караковский В. А. Воспитание для всех. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 21-изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1989. — 924 с.
- Щуркова Н. Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель. — 1998. — № 1. — С. 58–70.
Ключевые слова
компетентность, среднее профессиональное образование, ФГОС, профессиональный стандартПохожие статьи
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Современное развитие системы дополнительного профессионального образования
В статье рассмотрена проблема развития системы дополнительного профессионального образования. В ходе анализа специальной литературы по проблеме было установлено, что знания, технологии сегодня обновляются с большой скоростью, вследствие чего процесс ...
Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)
В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах
Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...
Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе
В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...
Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Данная работа — это размышление о том, как пять степеней личности учителя влияют на достижение успешных результатов в сложный адаптационный период. Доклад освещает один из самых сложных и актуальных вопросов в преподавании русского языка и литературы...
Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе
Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...
Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей
В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
Похожие статьи
Педагогическая практика в подготовке современного учителя
Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...
Современное развитие системы дополнительного профессионального образования
В статье рассмотрена проблема развития системы дополнительного профессионального образования. В ходе анализа специальной литературы по проблеме было установлено, что знания, технологии сегодня обновляются с большой скоростью, вследствие чего процесс ...
Почему важно обеспечить образование для взрослых (обзор-исследование)
В работе рассмотрены современные тенденции и перспективы развития педагогических технологий в области преподавания взрослым студентам. Рассмотрены актуальные вопросы, которые могли бы помочь решению этой проблемы и внести дальнейший вклад в развитие ...
Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога
В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...
Внедрение в образовательный процесс стандартов World Skills как фактор повышения уровня качества образования в ссузах
Данная статья исследует, каким образом могут быть применены стандарты World Skills для модернизации российской системы профессионального образования, призванного выпускать специалистов высокого уровня квалификации, знающих современные тенденции своей...
Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе
В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...
Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено
Данная работа — это размышление о том, как пять степеней личности учителя влияют на достижение успешных результатов в сложный адаптационный период. Доклад освещает один из самых сложных и актуальных вопросов в преподавании русского языка и литературы...
Модель управления процессом профессионального становления начинающего учителя в современной школе
Сейчас молодому специалисту очень сложно найти работу по полученной им специальности. Если удалось это сделать, встает иной вопрос: как закрепится на новой должности, не имея практических навыков? Трудовая деятельность отличается от учебного процесса...
Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей
В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...