Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада
Авторы: Губайдуллина Елена Витальевна, Багрова Нелли Дмитриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 05.12.2017
Статья просмотрена: 3525 раз
Библиографическое описание:
Губайдуллина, Е. В. Развитие речи: рассуждения дошкольников в условиях современного детского сада / Е. В. Губайдуллина, Н. Д. Багрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2960/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена проблеме развития речи — рассуждениям старших дошкольников, использованию современного мультимедийного оборудования в образовательной деятельности — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Ключевые слова: речь-рассуждение, формирование умений, цифровая лаборатория.
Анализ Федерального государственного стандарта дошкольного образования показал, что содержание и формы учебной работы в системе дошкольного образования должны формировать у детей дошкольного возраста основы теоретического мышления.
Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать — все эти и другие учебные действия требуют достаточной сформированности уровня развития связной монологической и диалогической речи.
В современной науке именно текст-рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний.
В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование рассуждения как типа текста, так как считается, что это — один из сложных видов связной монологической речи, основанный на операциях логического мышления.
Достаточно широко распространено мнение о недоступности рассуждений дошкольникам (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.). Однако, в исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы.
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими элементы рассуждения. Исследования Н. И. Кузина, Н. Н. Поддьякова, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной, В. И. Яшиной свидетельствуют о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Одним из самых сложных типов связной речи, развитием которого занимаются в детском саду, является речь-рассуждение. Рассуждение требует от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами.
Рассуждение — это модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрывающая причинно-следственные связи и отношения.
Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на глубину рассуждения, т. е. познавательная деятельность должна достичь определенного уровня.
Основное в рассуждении, по мысли О. А. Нечаевой, — выявление причинно-следственных отношений, аргументации чего-либо.
Установление причинно-следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных конструкций, более четкую логику высказывания.
Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции — анализ, синтез, обобщения, сравнения, абстракция, конкретизация.
Содержание обучения старших дошкольников речи-рассуждения обобщенно сводится к следующему:
– формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающей действительности и выражать их в речи;
– формирование у детей представления о сущности речи — рассуждения, о функции данного типа речи;
– обучение умению выделять существенные для доказательства выдвинутого тезиса признаки явлений;
– формирование представления об оформлении текста — рассуждения в речи, о языковых особенностях объяснения (тезис, доказательство, вывод, между частями используются слова-связки «потому что», «так как», «поэтому», «вот почему» и т. п.);
– обучение использованию при доказательстве вводно-модальных слов: во-первых, во-вторых, в-третьих, для большей четкости аргументации. Для убедительности объяснения использование примеров;
– поощрение активного поиска соответствующих доказательству языковых средств, наиболее адекватно передающих мысль-доказательство.
Но необходимо понимать, что формирование предпосылок связной доказательной речи происходит в наблюдениях за окружающим миром, живой и неживой природой. Воспитатель должен дать некоторые знания по поводу наблюдаемого и активизировать их с помощью проблемного вопроса.
Формирование детских рассуждений зависит от того, насколько полны знания детей о том предмете, по поводу которого они рассуждают. Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Понимание причинно-следственных связей наиболее полно осуществляется при непосредственных действиях с объектами. Поэтому, важное место в данном вопросе имеет детское экспериментирование.
Любой эксперимент позволяет детям наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов и явлений для доказательства выдвинутых тезисов, учит делать выводы.
Достаточно эффективно организуется работа по развитию речи-рассуждения старших дошкольников с помощью современного образовательного средства — цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии».
Эта детская цифровая лаборатория, состоящая из 8 модулей, каждый из которых посвящен отдельной теме:
– «Температура»
– «Свет»
– «Звук»
– «Магнитное поле»
– «Электричество»
– «Сила»
– «Пульс»
– «Кислотность».
В каждый модуль входит цифровой датчик в виде «Божьей коровки» и необходимое оборудование. Лаборатория содержит методическое пособие для педагога, а также программное обеспечение.
Эффективность формирования у дошкольников речи — рассуждения зависит от того, насколько понятна, близка и интересна для них предлагаемая задача. А темы для рассуждения, которые мы предлагаем своим воспитанникам, действительно интересуют ребят.
– «Зачем нужно знать температуру воды?»,
– «Для чего человеку нужен лед?»,
– «Мое любимое время года»,
– «Зачем нужны разные звуки?»,
– «Для чего нужны тихие и громкие, высокие и низкие звуки?»,
– «Что было бы, если бы мы не слышали звуки?»,
– «Почему в космосе нет звука?»
Работа осуществляется через организацию клубной деятельности. В детском саду работает детский клуб «Рассуждаем с Наурашей», где ребята занимаются не только экспериментированием, но и имеют возможность обсуждать, высказывать предположения, озвучивать собственные доказательства, формулировать выводы.
Так как цифровая лаборатория установлена в кабинете развивающего обучения, — там и разместился детский клуб. С определенной периодичностью, а именно, — 1 раз в месяц, старшие дошкольники посещают его. Здесь они имеют возможность поразмышлять, обсудить и ответить на любой вопрос. Члены клуба (дети) решают вопросы, поступившие в клуб от родителей, младших товарищей, сказочных героев и других персонажей. Им помогает в этом интерактивный хозяин лаборатории Наураша. Это анимационный персонаж, маленький ученый, помощник педагогов и друг детей, который делиться знаниями по заданной теме и советует детям провести тот или иной опыт.
Конечно, работа над развитием речи — рассуждения протекает под руководством взрослого. И эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. Поэтому, дети сначала самостоятельно пытаются ответить на вопрос, который поступил в клуб. Затем обращаются к Наураше за подтверждением своих ответов или за практической помощью. В любом случае, Наураша предложит провести эксперимент, причем посоветует, как лучше провести опыт. Далее, дети проводят опыт, во время которого Наураша живо реагирует на действия маленьких экспериментаторов, делая остроумные замечания и комментарии. Опыт помогает детям найти правильный ответ на вопрос. Но главная наша задача — помочь ребенку его сформулировать.
После того, как детьми установлены логические связи, выделены существенные признаки, свойства объекта или явления, последует работа педагога с детьми над составлением текста рассуждения по классической методике.
Работа продолжается и в группах, где размещены уголки «Наураши» — ведь речевое развитие происходит не только во время проведения непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной и совместной деятельности детей и взрослых, в процессе возникших ситуаций, общения, диалогов, игр. Вот поэтому в группах старшего дошкольного возраста организованы уголки «Наураши». В этих уголках размещены иллюстрации с проблемными сюжетами, загадки, вопросы, книги, алгоритмы, схемы, модели построения рассуждения.
Опора на подобные модели помогает детям строить высказывание, контролировать построение доказательства.
Нами было замечено, чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в экспериментальную деятельность, тем лучше его речевой результат.
Таким образом, при благоприятных условиях у ребенок способен использовать довольно сложные формы рассуждения. Постепенно у старшего дошкольника формируется умение самостоятельно мыслить, согласовывать свои суждения друг с другом и с действительностью, не впадать в противоречия.
Работая над развитием речи в условиях детского сада необходимо погружать ребенка в среду, стимулирующую его речевую деятельность. В арсенале педагога должны быть средства, которые помогут работать над развитием речи в разных видах деятельности, позволяя развивать важнейшие качества, связанные с подготовкой к школьному обучению, таких как креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, любознательность.
Цифровая лаборатория «Наураша» — современное и эффективное средство развития речи, отвечающая запросам педагогов-дошкольников
Похожие статьи
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы)
Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.
Похожие статьи
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Сотворчество детей с ТНР и учителя-логопеда в процессе создания тематических моделей из конструктора и бумаги
В статье автор рассказывает об использовании метода конструирования из бумаги и конструктора в процессе развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Теория решения изобретательных задач и развитие творческого воображения — это здорово! (Из опыта работы)
Статья посвящена обсуждению использования технологии ТРИЗ и РВТ в работе с детьми дошкольного возраста. Показан опыт воспитателей по использованию данной технологии в работе с воспитанниками детского сада.
Осознанное восприятие художественных произведений через органы чувств на уроках литературы
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование профессиональных компетенций педагогических кадров в логике стандартов Ворлдскиллс» на базе КГБ ПОУ НПГТ (г. Николаевск-на-Амуре). Описан механизм изучения художес...
Чистоговорки в работе воспитателя логопедической группы
В статье авторы делятся опытом по применению чистоговорок в работе по коррекции речи у дошкольников.
Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников. Из опыта работы
Один из современных способов организации познавательной деятельности до-школьников — технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон. В статье подробно рассмотрена структура образовательной ситуации «открытия» нового знания. Представлен опыт работы по организац...
Развитие конструктивного мышления у детей 6–7 лет в процессе продуктивной деятельности
В статье авторами описывается педагогическая деятельность по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Удивительный мир конструирования».
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами
Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...
Развитие связной речи старших дошкольников посредством игры «Кубики историй» в условиях логопункта
В статье автор делится опытом использования игры «Кубики историй» на логопедических занятиях в ДОУ.
Игровые технологии в ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с родным краем (из опыта работы)
Статья посвящена приобщению младших дошкольников к культуре родного края через игровые технологии.