Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Автор: Пашнева Виктория Анатольевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 03.12.2017
Статья просмотрена: 4601 раз
Библиографическое описание:
Пашнева, В. А. Виды восприятия и их роль в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста / В. А. Пашнева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 82-86. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2856/ (дата обращения: 23.11.2024).
Для того чтобы понять, как виды восприятия влияют на развитие художественно — творческих способностей детей, нужно немного углубиться в научное определение данных понятий.
Восприятие — это не просто совокупность разных ощущений, дающих нам сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус, величина и т. д.), а целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. С точки зрения того, как отражается мир, ощущение и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений, как и процесс восприятия, также включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса существуют взаимно и дополняют друг друга. Ощущения и восприятия создают первичный образ. С помощью своих ощущений и восприятий человек создает мир, который объективно существует вне человека, но осуществляется и воспринимается им субъективно [2;3].
Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза или в коре его мозга, а делает акцент на том, что восприятие — это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием (А. В. Запорожец).
Восприятие — это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя целую систему перцентивных действий.
В. Г. Ананьев выделяет следующую систему перцентивных действий:
– действия измерительные позволяющие оценить величину воспринимаемых объектов;
– действия соизмерительные, сопоставляющие размер нескольких объектов;
– действия пространственные, отвечающие за построение перцентивного образа;
– действия контрольные, сличающие возникший образ с особенностями предмета;
– действия корректирующие, исправляющие ошибки в образе;
– действия тонические, регулирующие и обеспечивающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия.
Восприятие человека связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности [2;6].
Виды восприятия (по модальности):
1) зрительное восприятие;
2) слуховое восприятие;
3) обонятельное восприятие;
4) осязательное восприятие;
5) вкусовое восприятие;
6) кинестетическое восприятие.
Также выделяют восприятия:
– пространства (формы, величины, расстояния, расположения предметов);
– времени;
– движения.
Для развития эффективности потенциальных возможностей детей педагогу необходимо совместно с психологом определить доминирующую модальность ребёнка по восприятию.
Одному ребёнку необходимо видеть, другому достаточно услышать, а третьему потрогать, чтобы понять и определить, что это такое. Для первого ребёнка ведущей модальностью является зрительная информация. Этих детей принято называть визуальными. Для второго ребёнка — слуховая информация. Таких детей относят к аудиалам.
Для третьего ребёнка необходимое значение имеет ощущение, движение, запахи, вкусы. Таких детей называют кинестетами. Чтобы определить генетическую модальность (способ) восприятия ребёнка, необходимо научиться читать его мысли по жестам, видеть движения глаз и слышать слова, присущее визуалу, аудиалу и кинестету [5;23].
Визуал.
Ребёнок — визуал на занятиях сидит спокойно, внимательно слушает педагога, добросовестно выполняет задания, при необходимости задаёт вопросы, участвует активно в обсуждении проблемы, спорит. Когда речь идет о визуальном воспоминании — смотрит влево — вверх; когда что–либо создаёт, конструирует, обращаясь к своим визуальным фантазиям, смотрит вправо — вверх. При объяснении представляет детализированную картину. Помнит то что видел. При восприятии заданий выделяет то, что важно для него. Для него важно, чтобы нарисованное воспринималось зрительно.
При общении визуалу присущи жесты, подчёркивающие его речь. При разговоре смотрит на собеседника и в даль. Если он выражает чувства, эмоции смотрит вправо- вниз, когда идёт внутренний диалог — влево — вниз.
Для визуалов очень важно развивать пространственное восприятие. Их вероятные способности: мыслить в картинках; создавать зрительные образы; чувствовать форму. Ребёнок-визуал любит искусство; запоминает с помощью картинок; хорошо чувствует цвет; для создания образов использует все органы чувств.
Аудиал.
Ребёнок, который в беседе, в повседневной жизни, смотрит по горизонтали вправо — влево или вниз — влево, относится к аудиалам. Если он воспроизводит речь, звуки по памяти, то смотрит влево по горизонтали, когда конструирует речевые образы (речь, звуки) смотрит вправо, при внутреннем диалоге — влево — вниз.
На занятиях он легко отвлекается, любит дискуссии, помнит то, что обсуждал. В отличии от визуалов, который видит картину в целом, аудиал воспринимает знания на слух, запоминает по шагам, процедурам. Отвечает в логической последовательности, как бы прокручивает аудиокассету. Жестов, как правило, не много. Аудиалы любят музыку. В ней они в первую очередь полагаются на свой слух, что, возможно, отражает их музыкальный интеллект.
Вероятные способности: чувствителен к тону, ритму, тембру, к эмоциональному воздействию музыки.
Кинестет.
Ребенок-кинестет ориентирован на физические реакции, при обращении к внутреннему миру ощущений и чувств смотрит вниз и вправо. Говорит медленно, жесты плавные либо совсем отсутствуют. Запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или увидено. Музыку воспринимает чувственно, реагирует на её ритм, на взаимодействие с собственными двигательными импульсами. В общении стоит близко, старается касаться партнера.
Вероятные способности ребенка-кинестета: хорошо контролирует свое тело, хорошо чувствует ритм; быстрая реакция и хорошие рефлексы; лучше всего учится чему-либо, двигаясь; любит прикасаться к объектам; быстро адаптируется к условиям изменяющейся среды; играет с предметами во время прослушивания информации; техническое мышление.
Для поддержания детей-визуалистов в процессе обучения это: использовать большое количество наглядности, придумывать схемы, символы, внедрять искусство в другие предметы обучения, зрительно представлять изучаемый предмет.
Для развития ребенка-аудиала: в процессе обучения необходимо использовать музыку как фон во время работы; представлять (рисовать картины под музыку); использовать музыку для расслабления.
Как поддержать ребенка-кинестета в процессе обучения? Необходимо обучать через практические действия (тактильный опыт), часто делать «схемы состояния»; использовать для обучения движения (пластические этюды, танцы); восстанавливать в памяти полученную информацию, когда ребенок находится в движении (логоритмика).
По утверждению В. Оклендера, «разум позволяет нам разговаривать ипровозглашать свое мнение иобозначать свой выбор. Но разум— всего только одно из составных частей нашего существа, которое следует развивать ииспользовать во всей его полноте. Остановите разум ивозвращайтесь кчувствам. Необходимо суважением относиться кчувствам, которые оказывают такие мощные воздействия на нашу жизнь» [4;18].
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования диагностики органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В идеале желательно, чтобы все сенсорные процессы у ребенка развивались синхронно, сбалансировано. Однако каждый ребенок по-своему приобретает жизненный опыт, который в сочетании с врожденными особенностями определяет его сенсорную ориентацию. Способность успешно обучаться определяется развитием всех модальностей при ведущей генетической.
В своей книге «Окно вмир ребенка» В. Оклендер пишет, что хороший опыт тактильного восприятия дает лепка, рисование пальцами рук, рисование на песке.
Следует отметить, что блокирование зрительного канала повышает чувствительность ребенка к внутренним ощущениям. Он учится прислушиваться к себе, своему организму, что закладывает основы самопонимания, а через это и миропонимание.
Рассмотрим игровое упражнение «Нарисуй то, что лежит вмешочке», основанное на формировании опыта осязания. Каждому ребенку дают мешочек с небольшой фигуркой животного. Мешочек сверху затянут тесьмой, и ребенок не видит, что в нем находится. Он опускает руку в мешочек и ощущает пальцами то, что там спрятано. Почувствовав и представив форму, ребенок зарисовывает свои ощущения. Ощущения, полученные ребенком через чувствительность пальцев рук, отображаются им на бумаге виде разнообразных форм и их сочетаний, т. е. присутствует определенная творческая свобода в плане преобразования поступающей информации. Здесь же происходит и тренировка волевых процессов — ставится условие, что заглядывать в мешочек нельзя.
Для ребенка необходимым является наблюдение за миром, который его окружает, поскольку без его знания не может быть воображения и фантазии.
Важным является формирование у ребенка способности видеть.
Эта способность развивается путем следующего упражнения — «Внутренний глаз». Прежде чем нарисовать что-либо, дети стараются некоторое время посидеть перед этим объектом в состоянии близком к медитации, позволяя себе воссоединиться с этим предметом, увидеть его во всем многообразии и затем «опустить» руку, разрешить ей последовать за тем, что видит глаз. Детям предлагается нарисовать предмет, передавая ощущение и воспоминания, возникшие во время данного упражнения, используя только цвета, линии и формы.
Как отмечает В. Оклендер, «музыка и ритмические удары — античные формы коммуникации и самовыражения». Проникая в наше сознание, звук помогает нам сделать первый шаг к контакту с миром, к началу обучения. Чем больше запас ощущения от звуков, тем больше способность контакта с окружающим миром. Можно сказать, что музыка непосредственно обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает совершенствоваться ребенку в мире своих эмоций и усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе продуктивной деятельности (рисование, лепка) в определенный образ.
Психологи давно занимаются составлением так называемых музыкальных рецептов в музотерапии. Рассмотрим игровое упражнение «Нарисуем музыку». Работая с музыкальным произведением, мы создаём такую атмосферу, при которой к его восприятию подключаются все органы чувств ребёнка: слух, зрение, осязание, обоняния, вкус. Он как бы «берёт» её в руки, «рассматривает», какая она — тяжёлая или лёгкая, таинственная или магическая. Далее ребёнок выбирает материал, соответствующий этому образу, и визуализирует услышанные впечатления, обыгрывает их художественными средствами. Таким образом, рождается живописный или графический образ музыки. Музыкальное пространство и мелодия, обретая новую жизнь в цвете и линии, становятся видимыми, а цвет и линия на листе бумаги начинают дышать и звучать.
Как отмечает В. Оклендер, «язык и нос, важнейшие органы человека, хотя мы часто это недооцениваем. Эти органы обладают высокой чувствительностью и позволяют понять, какая вещь: сладкая или горькая, острая или нежная».
Упражнение «Сам себе парфюмер». Пахучие травы, пряности, лепестки цветов, фрукты, кондитерские изделия раскладываются в ёмкости и предлагаются детям для изучения только с помощью носа. Дети с закрытыми глазами определяют, что так может пахнуть: «На что похож запах?», «Что он напоминает?», «Нарисуй сказку об этом запахе». Пусть дети попробуют изобразить любой из запомнившихся запахов с помощью фломастеров или красок [3; 63].
Упражнение «Умный поварёнок». Необходимо разложить в отдельные ёмкости (для индивидуального пользования) дольки овощей и фруктов и предложить детям с завязанными глазами определить на вкус, что это за продукт: Что напоминает этот вкус? Рассказать, каков вкус у данного фрукта (овоща)? Сочинить сказку о вкусе или написать портрет вкуса [3;66].
Рассмотренные выше упражнения способствуют развитию способности делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями; развивают фантазию и творческие способности, саморегуляцию (концентрацию внимания) и способность к анализу и самоанализу.
Для большинства из нас потребность в синтезе — это преодоление разобщённости знаний и чувств, стремление к воссозданию целостности восприятия мира, обращение к углубленным истокам человеческого бытия. В стремлении к синтезу обнаруживается плохо осознаваемое взрослым человеком попытка «возвращения в детство», желание предать знакомым явлениям яркость, чувствительность, новизну. «Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотъемлемая от сопутствующих её звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери» (Т. Рогаткина «Синтез искусств»).
Знакомя детей с различными предметами, педагоги зачастую забывают о необходимости формирования конкретных представлений на основе чувственного опыта и не используют в процессе наблюдений различные органы чувств. Часто наблюдения базируются только на зрительном восприятии. Н. В. Саккулина пишет в своей книге «Рисование в дошкольном детстве»: «Эстетическое познание рождается и развивается на основе познания сенсорного и мыслительного. Ребёнок-дошкольник в одно и тоже время учится воспринимать, мыслить и образно отражать действительность».
Развитие художественно-творческих способностей детей невозможно без хорошо развитого творческого воображения.
Исследование Л. С. Выготского показывает, сколь важное значение для развития воображения приобретает расширение, обогащение и уточнение детского опыта, полученного в процессе непосредственного восприятия действительности. Учёный подчёркивал: «педагогический вывод, который можно от сюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок увидел, услышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения» [1;32].
Следовательно, путь к развитию творческих способностей учёный видел в обогащении памяти детей необходимыми впечатлениями, расширения кругозора, привития навыков той или иной творческой деятельности.
На основе исследований разных авторов (проблема формирования замысла изображения и его реализацию, развития воображения, опытная проверка спланированных занятий, наблюдение за процессом создания изображений и анализ продуктов детского творчества) были определены пути развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Первый путь — обогащение знаний, представлений детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, которые им предстоит изображать или которые они уже изображали. Важную роль в этом играет знакомство с произведениями искусства (графикой, живописью, скульптурой): как одну и ту же тему по-разному решают художники.
Второй путь — формирование замысла, его обогащение и уточнение в процессе создания изображения. Педагогическая задача поощрять стремление детей к уточнению представлений, к обогащению образа. Но ограничиваться инициативой детей, а стимулировать активность.
Третий путь — это стимулирование на поиски и внесение в изображение дополнений, соответствующих теме занятия: поощрение интересных дополнений, привлечение внимания всех воспитанников к находкам отдельных ребят.
Четвёртый путь — ориентировка детей на усвоение различных вариантов изображения, способов изображения: варианты дети в начала усваивают на основе показа педагога, а затем находят и свои. Поощрение интересных вариантов решения, как отдельных предметов, так и всей темы стимулирует самостоятельность, творчество детей.
Пятый путь — взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкальной, литературной, словесно — художественной, театрализованной деятельностью. Необходимость её для развития детского творчества, формирование ярких, образных представлений, развитие творческого воображения неоднократно подчёркивали и подчёркивают психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Н. П. Саккулина, Е. А. Флёрина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова).
Если в ходе занятий художественно-творческой деятельностью педагог учитывает ведущие модальности детей и опирается на визуальное восприятие при наглядно-образном изложении, то он успешно развивает потенциальные возможности воспитанников.
Задача педагога — развивать все каналы восприятия, практиковать их переход из одной системы в другую, для получения ребенком целостного представления объекта и его значения. В определённых ситуациях педагогу следует использовать те модальности (способы) восприятия, которые всесторонне показывают взаимозависимость и взаимообусловленность обучаемых процессов.
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1967.- С. 11.
- Краснощёкова, Н. В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего дошкольного возраста: игра, упражнения, тесты / Л. С. Краснощёкова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
- Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. — М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
- Оклендер, В. Окно в мир ребёнка / В. Оклендер. — М.: Просвещение, 1997.
- Хромов, Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособ. / Н. И. Хромов.- М.: Айрис-пресс, 2007.