Автор:

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 01.06.2017

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Абаева Н. Ч. Из опыта работы над текстами по специальности // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 52-53. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2528/ (дата обращения: 21.05.2018).



В современных обстоятельствах процесс обучения студентов в техническом вузе должен быть ориентирован на развитие профессиональной направленности, которое невозможно без обучения языкам и русскому языку в частности. Наличие определённого уровня грамотности обусловливает образовательный базис профессиональной направленности студентов технического вуза, следовательно, его формирование должно выступить основой для дальнейшего развития компетентности будущих инженеров, должно отвечать запросам рынка труда и стратегическому плану развития страны на перспективу. Эти причины определяют приоритеты в обучении студентов подходам и способам разрешения возникающих в реальной деятельности проблемным ситуациям [1], включая умения находить, обрабатывать и эффективно использовать новую информацию, успешно работать в коллективах. Одним из способов формирования профессиональной компетенции студентов являются конкретные методы использования проблемных ситуаций при работе с текстами по специальности, применяемые на занятиях в высших учебных заведениях.

В качестве примера можно привести учебную минидискуссию, основанную на проблемной ситуации, поставленной преподавателем. Этот вид работы может осуществляться и на основе учебных текстов, предлагаемых студентам в процессе обучения, и на темах, обсуждаемых в ходе учебного процесса: «Проблемы молодежи», «Молодежь и наука», «Человек и окружающая среда» и т. п.

Поставленная проблема может быть предъявлена студентам и в виде учебного текста, в нём самом и в сопровождающем его учебно-методическом аппарате.

В этом случае обсуждению этих ситуаций предшествует подготовительная работа преподавателя, направленная на подготовку материала и обеспечение студентов определёнными знаниями, без которых они не смогут решить проблему, заявленную в тексте. Например, тексты «Альтернативные источники энергии», «Перспективы развития нанотехнологий» и т. п.

Приведем примеры работы с текстами по электроэнергетике и энергосбережению. Отобрав текст или группу текстов, преподаватель составляет круг вопросов, которые вводят студентов в общую проблематику занятия. Например, обсуждая проблемы, связанные с развитием электроэнергетики и создания альтернативных источников энергии, преподаватель предлагает обдумать следующие вопросы: 1) Какие традиционные источники энергии существуют в мире? 2) Существуют ли экологические проблемы, связанные с использованием энергии? 3) Какими источниками энергии обладает Узбекистан? 4) Какие альтернативные источники энергии существуют в мире? 5) Использование каких альтернативных источников энергии возможно в Узбекистане? 6) Какова экономическая целесообразность использования альтернативных источников энергии? 7) Ваше мнение по поводу дальнейшего развития энергетики в мире и её перспективах. Подобного рода вопросы задаются на дом и позволяют учащимся поразмышлять над поставленными в текстах проблемами.

С целью эффективного усвоения языковых средств, необходимых для коммуникации в условиях работы с подобными текстами, используются лексико-грамматические задания. Например, учащимся предлагают лексические задания, вводящие актуальную лексику текста, необходимую для его понимания и воспроизведения.

После выполнения лексико-грамматических упражнений и обсуждения вопросов, поставленных преподавателем и заданных на дом, учащиеся знакомятся с текстом. Например: Текст 1.

Солнце.

Количество солнечной энергии, которое достигает Земли в течение одного года, в 15 000 раз больше ежегодного потребления энергии в мире. Излучение Солнца невообразимо велико — 380 000 000 000 000 000 000 000 000 Вт.

Ежегодное количество энергии, полученной от Солнца, меняется в зависимости от географического положения на земном шаре.

Энергия солнечного излучения экологически чистая, не способная нанести ни малейшего ущерба окружающей среде. Нет ни углекислого газа, ни загрязняющих атмосферу и землю продуктов сгорания, тем более, радиоактивных отходов.

Превращение солнечного излучения в энергию, необходимую для этих целей, долгое время стоило дорого. Но, благодаря устойчивому увеличению потребления энергии во всем мире и ограниченному количеству ископаемого топлива, ситуация может и должна измениться. Ученые и инженеры разрабатывают новые конструкции солнечных элементов, и цена на них постоянно падает. Природа дала нам идеальный, неиссякаемый и чистый, источник энергии — Солнце, и наша задача — научиться им эффективно пользоваться.

Затем даются тексты о других источниках энергии и предлагается выполнить послетекстовые задания.

Задание. Заполните таблицу и сравните Солнце, ветер, воду и биомассу как источники энергии. Какой источник наиболее подходит для вашей местности?

Энергоисточник

Положительные стороны

Отрицательные стороны

На данном этапе можно отметить, что при работе с несколькими текстами задачи, данные студентам усложняются. Им следует трансформировать тексты в виде тезисов, а затем объединить информацию в виде тезисного плана. Затем идет работа по таблице (Т-таблица) Итогом является задание творческого характера (можно оформить в виде диаграммы Венна), но которое также содержит проблемное ситуация — выбрать источник энергии, подходящий для вашей местности. Студенты, приехавшие из разных уголков Узбекистана, разбирают конкретные типы местностей (горы, равнины, пустынные и безводные) и обосновывают преимущество использования тех или иных источников энергии. [2]

Работа на занятии может проходить как в форме вопросно-ответной беседы, так и в виде различного рода дискуссий, когда группа делится на подгруппы, каждая из которых отстаивает своё мнение. Возможен и вариант выступления одного учащегося с защитой своей точки зрения по данному вопросу.

Интересным является и такой вид работы, когда один из учащихся берется отстаивать заведомо спорную или неправильную точку зрения, а оппонентами являются студенты группы (например, «нет необходимости затрачивать большие средства на охрану окружающей среды, природа обладает достаточными возможностями самоочищения и восстановления своих ресурсов»).

Итогом является использование полученных знаний в новых ситуациях: в форме беседы-дискуссии, в виде проблемных монологов, высказываний по определённым аспектам проблемы, в устных рефератах, в беседах за круглым столом. Причём заинтересованность учащихся в обсуждении подобного рода вопросов значительно возрастает, что связано, во-первых, с важностью поставленных перед ними задач, и, во-вторых, наличием у них определенной лексической и грамматической подготовки. То есть, владея материалом, они более свободно вводят в речь полученные знания.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что использование проблемной ситуации на занятиях по русскому языку помогают учащимся ввести языковой материал в речь, значительно активизировать языковую практику развивать различные виды письменной речи

Литература:

  1. В. М. Соколов. Инновационные технологии в образовании: стимулы и препятствия. Вестник ННГУ. Выпуск 1(6). 2005. Стр. 203.
  2. Абаева Н. Ч. Методические разработки по развитию навыков устной и письменной речи на материале текстов по энергосбережению (для студентов-бакалавров I курса. Ташкент, 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): источников энергии, альтернативных источников энергии, источники энергии, потребления энергии, источник энергии, альтернативные источники энергии, традиционные источники энергии, ежегодного потребления энергии, увеличению потребления энергии, Количество солнечной энергии, проблемной ситуации, Ежегодное количество энергии, источниками энергии, использованием энергии, источниках энергии, русскому языку, профессиональной направленности, дальнейшего развития, солнечного излучения, профессиональной направленности студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос