Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)
Автор: Фомина Светлана Александровна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (8) июнь 2016 г.
Дата публикации: 27.05.2016
Статья просмотрена: 3308 раз
Библиографическое описание:
Фомина, С. А. Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов) / С. А. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/997/ (дата обращения: 22.12.2024).
Is designed to prepare pupils of 10–11 classes focused on the preparation and delivery of the exam in social studies.
Keywords: course, exam, GEF, essays, universal educational actions
В настоящее время ЕГЭ по обществознанию является одним из самых массовых и востребованных у выпускников экзаменов по выбору: по его результатам осуществляется прием во многие вузы. Несмотря на достаточно сложившуюся методическую систему подготовки учащихся к выполнению тестовых заданий части А и Б, самой сложной остается часть С, требующая от учителя серьезной подготовительной работы. Как свидетельствует опыт педагогической практики, наибольшую трудность одиннадцатиклассники испытывают при выполнении задания 9(мини-сочинения) части С, которое в соответствии с государственным стандартом относится к заданиям высокого уровня сложности. Данное задание, предполагающее краткое письменное сочинение научно-публицистического характера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе), позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично ипоследовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Но как показывает анализ результатов ЕГЭ по данной форме контроля (выполнение задания С9), у многих учеников нет четкого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей. Нередко недостатком эссе является неумение сформулировать и раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию, то есть, другими словами, недостаточно сформированы регулятивные иметапредметные УУД.
Возникают противоречия между:
– требованиями государственного стандарта к написанию эссе по курсу «Обществознание» и низким уровнем владения учащимися умений и навыков творческого письма;
– между необходимостью качественной подготовки учащихся 10–11 классов к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию и недостаточной разработанностью механизмов и модели обучения, отсутствием достаточной учебно-методической литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9. Учителя-практики ощущают необходимость поиска новых технологий для разрешения этих противоречий. Таким образом, актуальностьпроблемы заключается в необходимости создания технологии обучения написанию обществоведческого эссе.
В целях решения проблемы повышения качества выполнения задания С9 (мини-сочинения) ЕГЭ по обществознанию нами обобщен и систематизирован опыт по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию у учащихся 10–11 классов в рамках факультативного курса, который способствует подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию, углубляет теоретические знания по темам обществоведческого курса и в целом направлен на формирование универсальных учебных действий: логических, коммуникативных, метапредметных.
Новизна программы факультативного курса определяется созданием методической системы обучения навыкам и умениям написания обществоведческого мини — сочинения с использованием авторского учебного пособия, содержащим рекомендации по формированию умений и навыков написания эссе по обществознанию, развернутую памятку, а также образцы эссе по темам обществоведческого курса.
Данный курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.
Цельюявляется качественная подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ.
Задачи факультатива:
- Ознакомление учащихся с основными требованиями написания эссе;
- Обучение навыкам и умениям написания эссе по различным темам обществоведческого курса с использованием собственной разработанной методики;
- Формирование теоретической базы для развития умений аргументированного обоснования социальных явлений и процессов; умений грамотной аргументации собственной позиции;
- Отработка умений оценивать эссе по таблице критериев.
Содержание программы факультатива включает теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия(лекции)посвящены углубленному изучению тем обществоведческого курса, работе с дополнительной литературой, обществоведческими словарями с целью правильного отбора необходимого теоретического материала для написания эссе. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся практикуются в умениях и навыках написания эссе по развернутой памятке и готовым образцам, размещенным в пособии.
В основе курса лежит модульно-блочный подход. Логика построения курса «от общего к частному» предполагает формирование теоретического мышления.
Содержание курса построено в следующей последовательности:
1) освоение учащимисяособенностей жанра эссе;
2) изучениерекомендаций по подготовке к написанию эссе;
3) знакомство с критериями оценивания обществоведческого эссе;
4) освоениеалгоритма написания эссе по обществознанию;
5) практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой;
6) практикумы по написанию эссе в соответствии с изученными правилами по разделам:
– «Философия»;
– «Социальная психология»;
– «Экономика»;
– «Социология»;
– «Политология»;
– «Правоведение».
Особенностью проведения практикумов является наличие этапа обобщения теоретических знаний по изучаемому разделу;
7) итоговая работа «Пробное написание эссе по заданной теме».
Предлагаемый факультатив имеетпрактическую направленность, так как учащиеся:
– углубляют и совершенствуют знания по основным темам курса «Обществознание»;
– овладевают умениями и навыками написания эссе;
– учатся извлекать необходимую информацию из словарей и справочников;
– совершенствуют подготовку к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Процесс изучения факультатива направлен на формирование следующих универсальных умственных действий школьника:
– умение логично и последовательно излагать свои мысли, делать выводы;
– умение применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов;
– использование знаний в воображаемых жизненных ситуациях;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения факультатива:
– развиваются регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность учащегося организовывать свою учебно — познавательную деятельность, проходя ее по этапам: от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, к проведению коррекции.
– ученик способен применять обществоведческие знания в новой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать;
– ученик выражает собственные оценки и формулирует целостные внутренне непротиворечивые высказывания;
– познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Учащиеся включают в эссе термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной анализируемой проблемой, учатся корректно их использовать.
Учебно-тематический план факультативного курса
Темы |
Занятия |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|
1. Особенности жанра эссе |
1 |
1 |
|
2.Рекомендации по подготовке к написанию эссе |
1 |
1 |
|
3.Критерии оценивания задания С9; методика рецензирования эссе. |
2 |
2 |
|
4. Памятка для написания эссе по обществознанию |
1 |
1 |
2 |
5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой |
2 |
2 |
|
6. Написание эссе по философии |
1 |
3 |
4 |
7.Написание эссе по социальной психологии |
1 |
3 |
4 |
8. Написание эссе по экономике |
1 |
3 |
4 |
9. Написание эссе по социологии |
1 |
3 |
4 |
10.Написание эссе по политологии |
1 |
3 |
4 |
11. Написание эссе по правоведению |
1 |
3 |
4 |
12.Пробное написание эссе по заданной теме |
2 |
2 |
|
Всего |
9 |
25 |
34 |
Содержание занятий
Тема 1. Понятие эссе (1 ч.).
Особенности жанра эссе; значение термина в толковых словарях; виды эссе: философские, исторические, искусствоведческие, литературные, научные. Чтение и анализ разных видов эссе, выделение общих жанровых особенностей.
Тема 2. Рекомендации по подготовке к написанию эссе (1 ч.).
Объем работы, композиция эссе, стиль изложения, использование терминов, примеров. Работа с черновиком.
Тема 3. Критерии оценивания обществоведческого эссе (2ч.)
Таблица критериев ответа на задание С9; составление плана рецензии на эссе. Формирование умений рецензирования собственных и чужих работ.
Тема 4. Памятка для написания эссе по обществознанию (2 ч.)
Развернутая памятка для эссе; зачин, основная часть, заключение. Формулировка и раскрытие проблемы высказывания. Тренировочные упражнения на написание отдельных частей мини-сочинения.
Тема 5. Практические занятия по работе со словарями; теоретическим материалом; дополнительной литературой (2 ч.).
Отбор и систематизация теоретического материала, терминологии, необходимых сведений об авторах высказываний; работа с электронной библиотекой Кирилла и Мефодия.
Тема 6. Написание эссе по разделу «Философия»(4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Философия».
Практические работы: написание эссе по высказываниям философского содержания.
Тема 7. Написание эссе по разделу «Социальная психология» (4 ч.).
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социальная психология».
Практические работы: написание эссе по тематике социальной психологии
Тема 8. Написание эссе по разделу «Экономика»(4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Экономика».
Практические работы: написание эссе по высказываниям экономического содержания.
Тема 9. Написание эссе по разделу «Социология» (4ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Социология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Социология»
Тема 10. Написание эссе по разделу «Политология» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Политология».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Политология»
Тема 11. Написание эссе по разделу «Правоведение» (4 ч.)
Обобщение теоретических знаний по основным темам раздела «Правоведение».
Практические работы: написание эссе по высказываниям тематики «Правоведение».
Тема 12. Пробное написание эссе по заданной теме (2 ч.)
Практические работы: написание эссе по высказываниям обществоведческого курса.
Необходимыми условиями реализации изменений является наличие материально-технической базы для внедрения в процесс обучения технологии (достаточная обеспеченность учащихся учебными пособиями), а также определённый уровень научно-методической подготовки: владение учителем системой работы над формированием умения написания обществоведческого эссе.
На наш взгляд, использование предложенной технологии в рамках факультативного курса позволяет достигнуть качественного овладения содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями.
Литература:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронный ресурс ww.KM.ru)
- Лазебникова А. Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики.- М.: Школа — Пресс, 2000.
- Обществознание: учебник для учащихся 10 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
- Обществознание: учебник для учащихся 11 класс: базовый уровень; под редакцией Л. Н. Боголюбова.- 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007.
- Фомина С. А. Научись писать эссе по обществознанию. Подготовка к выполнению задания С9 ЕГЭ по обществознанию: учебное пособие — Самара: ООО «Офорт», 2011.
- Фомина С. А. Обществознание. 10–11 классы. Формирование умений написания эссе. Задания повышенной сложности — Волгоград: Учитель, 2015.
- Школьный словарь по обществознанию: 10–11: пособие для учащихся; под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова — 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007.
Похожие статьи
Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)
Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.
Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе
В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе
В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...
Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения
В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.
Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений
В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.
Похожие статьи
Программа элективного курса «Я — гражданин» (для учащихся 9–11 классов)
Предназначена для создания и реализации социально-образовательного проекта.
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания
В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» (для учащихся 10–11 классов)
Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села» предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.
Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе
В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку
В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...
Педагогический эксперимент по введению элективного курса «Биология вокруг нас» как средство развития навыков исследования и проектирования у студентов СПО
В своей статье автор рассказывает о необходимости введения элективного курса по «Биологии» для студентов средних профессиональных учебных заведений.
Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе
В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...
Разработка программы «Дрозофильный практикум» для учащихся 9–11 классов профильного уровня обучения
В статье рассмотрены возможности использования авторской программы дрозофильного практикума для учащихся 9–11 классов при реализации профильного обучения.
Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений
В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.