Командная работа на уроках математики (из опыта работы) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (50) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 17.07.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гуменникова, Т. Ю. Командная работа на уроках математики (из опыта работы) / Т. Ю. Гуменникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 4 (50). — С. 54-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/272/9352/ (дата обращения: 23.11.2024).



Командная работа (team work) — это коллективные действия, цель которых достичь определённого результата. Люди объединяются в команды в разных жизненных сферах: от учебных проектов до бизнес-задач. Лучший пример, который показывает принципы работы команды — это футбольная команда. В футболе важен вклад каждого участника в игру. И главное, чтобы между игроками было налажено взаимопонимание.

Командная работа отличается от сотрудничества или общения между людьми. У команды всегда есть общие цели , ради которых участники объединяются. У команды может быть цель одной встречи или совместные долгосрочные планы. У каждого участника своя роль : кто-то организатор, кто-то исполнитель, анализирует информацию, кто-то придумывает творческие решения, кто-то идейный вдохновитель, а кто-то занимается связями команды с внешним миром. Все участники привносят в работу нечто ценное, без чего команда не может обойтись. Участники команды должны общаться открыто для достижения общих целей. В сплочённой команде невозможны сплетни, некорректная критика, оскорбления. Общий итог работы команды качественно превышает результат, который получился бы, если бы каждый из участников действовал в одиночку.

Можно выделить преимущества работы в команде:

– Позитивное отношение к изучаемому материалу;

– Повышение уровня осмысления материала;

– Рост числа нестандартных решений;

– Перенос знаний, умений, навыков, полученных в группе, в ситуацию индивидуальной работы;

– Готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Командная работа на уроках математики представляет собой совместное решение изучаемой математической задачи или задачного упражнения группой учеников с целью развития навыков командной работы, сотрудничества, обмена мнениями и взаимопомощи друг другу.

Учитель во время подготовки к командной работе на уроке должен спланировать :

– как организовать рабочее пространство в кабинете;

– какое количество учеников должно быть в группе;

– кто должен входить в каждую группу;

– как распределить роли участников в группах;

– как обеспечить условие положительной взаимозависимости в группах;

– какие материалы подготовить и когда раздать.

Командная работа на уроках математики может состоять из следующих этапов :

  1. Формирование команды и определение ролей участников.
  2. Постановка задачи и объяснение ее условия. Обратить внимание на особенности задания и на поведение, которое ожидается от учащихся.
  3. Обсуждение и изучение задачи всей командой.
  4. Разделение задачи на части и распределение их между участниками.
  5. Решение задачи внутри команды с последующей проверкой и обсуждением решения.
  6. Подведение итогов работы команды и обсуждение полученных результатов.

При выполнении командной работы на уроках математики важно обеспечить равноправие между участниками, поддерживать дискуссию и обмен мнениями, стимулировать коммуникацию между участниками, поощрять участие всех участников команды в решении задачи. Организовать работу так, чтобы каждый член команды внес свой вклад, а не один-два человека выполнили всю работу за команду.

Рассмотрим конкретные примеры работы в команде на уроках математики. На этапе изучения нового материала некоторые темы можно изучить в группе. Например, в 5 классе «Изучение правильных многогранников». Правильных многогранников всего 5, поэтому можно разбить учащихся в группы по 5 человек. Учащиеся должны для каждого многогранника заполнить таблицу, название, боковая грань, количество ребер, количество граней, количество вершин. Каждый учащийся описывает свой многогранник. И знакомит свою команду с этим многогранником. Члены команды при этом заполняют таблицу. В результате каждый член команды учится коммуникации, ответственности, доброжелательности, взаимодействовать с другими дружелюбно и уважительно.

После изучения темы или раздела можно провести урок-закрепление , разделив учащихся на команды. Например, по теме Арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями. Двух-трех самых сильных учеников можно назначить экспертами, они не участвуют в командах, а только помогают учителю, проверяют правильность решения. Нужно найти значение выражения, состоящего из 5–6 действий. Чтобы быстро найти значение выражения, участники внутри группы распределяют кто какое арифметическое действие будет выполнять. Затем все ответы приводятся к одному общему результату. В данном случае участие каждого ученика важно. И от каждого зависит будет ли получен правильный итоговый ответ. Учащиеся учатся распределять обязанности, быть ответственными за свою часть работы, поддерживать и помогать друг другу, идти вместе к одной цели.

После написания контрольной или проверочной работы можно организовать работу в парах . Те учащиеся, кто справился хорошо с работой, выбирают себе в пару того ученика, кто не справился. И вместе они делают работу над ошибками. Один ученик в роли учителя, другой в роли ученика. При таком виде деятельности учащиеся учатся взаимодействовать друг с другом, работать тихо и не мешать остальным, четко высказывать свое мнение. Происходит закрепление материала, осознание причин ошибок, устраняются пробелы в знаниях.

Таким образом, умение работать в команде — это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержку, умение убеждать, умение находить компромисс и другое.

Задать вопрос