Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 02.04.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Соловьева, И. В. Реализация военно-патриотического воспитания подростков через творческую деятельность во внеурочное время / И. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9134/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор рассматривает эффективность реализации военно-патриотического направления в общеобразовательной среде.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, творческая деятельность.

Одной из самых актуальных проблем в системе образования и воспитания в наше время является нравственно-патриотическое воспитание, которое заключается в формировании личности нового типа — творчески активной, свободно мыслящей, духовно развитой и преданной своему Отечеству.

В системе суворовских училищ основное направление в работе педагогов является подготовка подрастающего поколения к служению в вооруженных силах России, а в связи с этим определяются направления военно-патриотического воспитания в общеобразовательной среде:

– идейно-политическое;

– морально-психологическое;

– физическое воспитание;

– военно-техническая подготовка.

Системный подход в военно-патриотическом воспитании формирует в мальчиках чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества, направляет подростков на определение их в будущей профессии — военного. В связи с этим, задача педагогического коллектива учебного курса, занимающейся организацией внеурочной деятельности подростков в отдельных подразделениях, заключается в формировании не только всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности, но и личности с четкими патриотическими убеждениями.

В настоящее время организация досуга для подростка в основном имеет пассивные формы: телевидение, Интернет, компьютерные игры. Вовлечь, увлечь подростка активной творческой деятельностью становится затруднительно, поэтому большую роль, как и в любом деле, занимают нестандартные подходы к решению проблем:

– преобладание эмоционального аспекта над информативным;

– практическая реализация проделанной работы.

Реализация военно-патриотического воспитания в системе образовательного учреждения успешно происходит через сферу творчества, которая может иметь многовариативные формы и методы подготовки, проведения, участия в мероприятии. И немаловажный момент в организации данного направления является рефлексия на происходящее и дальнейшее формирование патриотической идентичности у подростка.

В системе Ульяновского гвардейского суворовского военного училища (далее УГСВУ) с учетом интернатного проживания обучающихся из разных областей России невозможно рассматривать патриотическое воспитание в отрыве от вопросов интернационализма. Сегодня сущность военно-патриотического воспитания состоит в выработке гибкой системы, на основании которой следует вести систематическую, целенаправленную, разнообразную, разноплановую, творческую работу.

Реализовать творческую, познавательную активность суворовцев наиболее эффективно посредством деятельностного подхода, который позволяет соединять в воспитательной работе процесс обретения подростком нравственных, патриотических ценностей с эмоциональным удовлетворением результатами своего труда.

Данный подход в УГСВУ реализуется педагогами и воспитателями в художественной, музыкальной деятельности, театрализованных постановках, видео-творчестве, проектно-исследовательской деятельности, имеющих военно-патриотическую составляющую, что позволяет формировать у суворовцев положительное эмоциональное отношение к будущей профессии офицера, к военному делу, к готовности служению Отечеству и его защите. Реализация основной задачи, стоящей перед училищем — подготовить всесторонне образованных, развитых и патриотически-настроенных граждан, в отдельной роте осуществляется через создание атмосферы творчества, побуждающей подростков к самостоятельной работе, саморазвитию, самоусовершенствованию, самореализации. Так художественная мастерская под руководством педагога-организатора путем выбора военно- патриотической тематики, погружения в эпоху героических побед русских воинов, изучения исторических событий, посвященных славному прошлому и настоящему России для осуществления живописных и графических работ, способствует не только развитию эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, развитию художественных способностей у суворовцев, но и формированию чувства причастности и принадлежности к когорте защитников Родины, передачи лучших традиций российского воинства. Также эффективным в развитии и формировании у обучающихся информационной, технической культуры, которая становится в наше время неотъемлемой частью профессиональных требований, предъявляемых в любой сфере деятельности, является создание суворовцами презентаций, видео, фильмов, в том числе патриотической направленности.

Одной из особенностей суворовского училища является то, что формирование личности происходит вне семейных отношений, а также имеет место тот факт, что большинство суворовцев являются детьми из династий военнослужащих. Поэтому организованная исследовательская деятельность с обучающимися, основанная на изучении архивных семейных документов, позволяет объединить усилия семьи и образовательного учреждения по вопросам сохранения и не прерывания семейных ценностей, формированию воинских традиций в сознании подростков и развитию положительного, осознанного отношения, гордости за выбранный путь в служении Отечеству.

В результате совместной работы обучающихся и воспитателей, педагога-организатора на сегодняшний день суворовцы учебного курса являются:

– дипломантами Международного смотра-конкурса детского художественного творчества «Этот день Победы…», посвященного 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941–45г. г.;

– победителями (2, 3 места) в Международном Творческом конкурсе «Суворовцы и нахимовцы навсегда»;

– победителями (1, 3 места) суворовского конкурса рисунка в Санкт-Петербурге «Взятие турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова»;

– неоднократными победителями Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны» в номинациях «Художественная», «История кадетства» (2015, 2016, 2017, 2018,2019,2020, 2023годов);

– победителями конкурса исследовательских работ «Я — легенда», где были представлены презентации суворовцев о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны;

– победителями (1 места) всероссийских конкурсов «Моя Россия. Великое в малом», «Моя семья» и т. д. в номинациях компьютерное творчество;

– победителями (3 место) V открытой научно-практической конференции «Ивашевские чтения» в номинации «Военное духовенство в дореволюционный период»;

– победителями (3 место) IV Всероссийской (с международным участием) научной конференции учащихся им. Н. И. Лобачевского;

– призерами (2 место) в конкурсе «Моя Несокрушимая и легендарная: по страницам военной истории России», посвященного 100-летию создания Красной Армии;

– обладателями Гран-при II, Дипломами I и II Всеармейского конкурса-выставки изобразительного искусства «Армейский калейдоскоп» (2017, 2019, 2023 гг.).

– призерами (2 место) Всеармейского конкурса «Родная Армия» (2023г.)

Также совместная деятельность воспитателей и суворовцев УГСВУ 4 –й роты позволила реализовать творческие проекты, представленные на различных уровнях: игровые фильмы «Математические заповеди», «Мы встречаем…», документальный фильм «От суворовской жизни до судьбы в кинематографе», музыкальный клип «Поздравляем!», посвященный 25-летию училища.

Наиболее ценными качествами человека в настоящий время являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность, поэтому необходим не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся» [1], поэтому формирование патриотического сознания подрастающего поколения невозможно без создания особой творческой среды.

Литература:

1. Симаков В. Д. «Педагогический потенциал детского видео-творчества в общеобразовательной школе» //http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskii-potentsial-detskogo-videotvorchestva-v-obshcheobrazovatelnoi-shkole

Задать вопрос