Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 01.04.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Булгакова, М. Д. Влияние самооценки младшего подростка на его учебную деятельность / М. Д. Булгакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9131/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье автор исследует самооценку младших подростков как фактор, влияющий на успешность их учебной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, самооценка, подросток.

Важной задачей современной школы является подготовка учащихся к самостоятельному развитию своих знаний. Одним из ключевых аспектов этой работы является формирование активной позиции ученика в процессе обучения, чтобы он стал настоящим субъектом своей учебной деятельности. Для достижения этой цели необходимо умение объективно оценивать свои индивидуальные особенности и достижения, то есть развитая самооценка. Именно поэтому исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей формирования самооценки на различных возрастных этапах, являются крайне актуальными [6, c. 1019].

Самооценка — это общая оценка ценности человека, выражающаяся в положительной или отрицательной ориентации на самого себя. Ее развитие начинается с рождения и постоянно меняется под влиянием опыта [5, с. 458]. Особенно важна роль самооценки в процессе подросткового возраста. В этот период это коррелирует как с академическими достижениями, так и с психическим здоровьем.

Одной из основных классификаций уровней самооценки считается разделение их на высокий, средний и низкий. При высокой самооценке человек может себя излишне переоценивать, завышать свои знания, умения и навыки. При низкой самооценке индивид может ставить себя ниже окружающих, не уверен в своих способностях и не стремиться их проявлять, а также есть вероятность того, что демонстрируемые знания, умения и навыки ниже, чем есть на самом деле.

Главное значение самооценки подростка в учебной деятельности связано с двумя факторами: во-первых, она направлена на личностные изменения самого ученика, что требует от него определения своего прогресса в усвоении материала и осознания собственного развития как особого индивида; во-вторых, учебная деятельность включает в себя как компоненты, направленные на изучение предмета — учебные задачи и действия, так и на самого ученика в качестве субъекта деятельности, включая контроль и оценку своих достижений. Владение этими навыками также требует от подростка способности к анализу своей деятельности и оценке ее результатов.

Самооценка — это динамическое образование, которое влияет на многие аспекты жизни подростка, в частности, на учебную деятельность. При обучении важно понимать её уровень, так как от этого может зависеть активность ученика, его уверенность в своих умственных и интеллектуальных возможностях и готовность их показывать с наилучшей стороны.

Распространённая квалификация самооценки выделяет такие уровни как: заниженный, адекватный и завышенный. Каждый из этих уровней оказывает определённое влияние на поведение подростка, формируя определённые паттерны, которые проявляются как в повседневной жизни индивида, так и в учебной деятельности.

Подросток с адекватной чаще демонстрирует заинтересованность, ориентирован на успех и оценку своих неудач как возможность дальнейшего развития, поиск совершённых ошибок и их корректировки. Такие дети не переоценивают свои возможности, выбирая те задания, которые могут выполнить, а для тех, которые даются с трудом, стараются найти оптимальные пути решения. На уроке подросток с адекватной самооценкой с большей долей вероятности будет активно отвечать, ответственно выполнять задачи, поставленные учителем, и рассматривать дополнительный материал для совершения меньшего количества ошибок.

Рассматривая детей с заниженным уровнем самооценки можно заметить в их поведении застенчивость и неуверенность в своих действиях. Они стараются поменьше выделяться, выбирать задания полегче. Менее активны в течении урока, чем подростки с адекватной самооценкой, то есть отвечают только тогда, когда спросят или точно уверенны, что ответят правильно. Эти дети очень зависимы от оценок окружающих, как от учителей, так и от одноклассников.

Неадекватная завышенная самооценка характеризуется переоцениванием ребёнка своих возможностей. Такие дети могут выбирать самые сложные задачи из представленных учителем, но при этом, если они не справляются, то остановятся на самом лёгком, чтобы подтверждать своё превосходство над окружающими. Также стоит отметить, что завышенная самооценка может быть провокатором конфликта между учеником и учителем, так как обучающийся отстаивает свою правоту, даже если это не так.

Ученые единодушны в описании особенностей самооценки у детей этой возрастной группы. Они подчеркивают её ситуативный характер, нестабильность и подверженность внешним воздействиям у младших подростков. В то же время критическое отношение к себе и переживание неудовлетворенности собой у подростков сопровождается растущей потребностью в самоуважении и общем положительном отношении к себе как к личности [3]. Стоит отметить, что в школе они подвергаются постоянной оценке со стороны педагогического состава и сверстников. Поэтому, роль оценки в школе не ограничивается влиянием на познавательную деятельность учащихся. Оценивая знания, учителя также оценивают личность и её способности.

Оценка работы учителями обычно проводится в форме ежедневного выставления оценок и устного оценивания. Между этими двумя формами оценки есть существенные различия. Дневниковая запись учителя — это официальный документ. Поэтому учителя основывают свою оценку на специально разработанных критериях и социальных требованиях. Устная оценка — не меньшая ответственность учителя, чем оценка в дневнике. Учитель может учитывать текущую ситуацию и подчеркивать усердие учеников, испытывающих трудности в учебе, и, наоборот, порицать тех, кто может это делать, но ленится.

Педагогический состав в процессе учебно-воспитательной деятельности зачастую связывают полученные учениками результаты обучения с их интеллектуальными способностями и заинтересованностью в учёбе. При это, не учитывая представлений подростка о самооценке, его способностях, личности учащихся и степени реализации этих способностей и компетенций в учебной деятельности. Поскольку эти представления в большей или меньшей степени зависят от уверенности ученика в своих силах, от его восприятия достигнутых результатов, от его отношения к допущенным ошибкам, от выбора суждения в трудности задачи и многих других аспектов учебной деятельности, то вопрос о необходимости формирования самоконтроля и самооценки учащихся не возникает. Необходимо внедрить в сознание учащихся средней школы, что, повторив изученный на уроке материал для себя, сверстников или родителей, они смогут проверить, усвоили они его или нет, т. е. проявить контрольную функцию повторения. Важно приучать детей постоянно сравнивать свою работу с примером как в процессе, так и в конце обучения. Образцом для сравнения может служить не только то, что учитель показывает на уроке, но и ответы лучших учеников [4]. Чем раньше дети средней школы поймут необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

Также психологи выделяют стадию «предсамооценки», которая заключается в первичной оценке подростком своих интеллектуальных и личностных качеств, основанной на оценках этих качеств важными взрослыми, т. е. учителями и родителями. Следовательно, в дальнейшем, этот период будет сильно влиять на формирование самооценки ребёнка, которая оказывает воздействие и на учебную деятельность.

Анализируя всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что самооценка подростка безусловно влияет на его учебную деятельность, а она формируется на основе оценок окружающих, в том числе учителей, родителей и сверстников. Поэтому, для более высокой эффективности обучения необходимо учитывать самооценку детей в процессе учебно-воспитательной работы, а также периодически проводить диагностику и коррекцию самооценки.

Литература:

  1. Душкин, А. С. Особенности самооценки подростков из неблагополучных семей, находящихся в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей / А. С. Душкин, А. М. Иванова, С. Г. Баширова. — Текст: электронный // Человек: преступление и наказание. — 2022. — № 3. — С. 456–469.
  2. Комакова, А. Д. Возможности работы педагога-психолога с семьей по формированию адекватной самооценки младших школьников / А. Д. Комакова. — Текст: электронный // Молодой учёный. — 2016. — № 2 (106). — С. 1017–1020.
  3. Пильщикова, Е. М. Уровень самооценки и её взаимосвязь с психологическими защитами у подростков, которые воспитываются в приюте / Е. М. Пильщикова, Н. В. Серегина. — Текст: электрнный// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № Т. 12. — С. 33–37.
  4. Фирмаль, Л. А. Контроль в процессе обучения — Виды контроля / Л. А. Фирмаль. — Текст: электронный // Помощь студентам от Людмилы Фирмаль: [сайт]. — URL: https://lfirmal.com/kontrol-v-processe-obucheniya/ (дата обращения: 29.03.2024).
  5. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 228с.
Задать вопрос