Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Мельникова, М. В. Формирование навыка языкового анализа у младших школьников через системную работу с текстом / М. В. Мельникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9125/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье автор показывает способ формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников через системный анализ текста

Ключевые слова : языковой анализ, текст

В настоящее время многие учащиеся общеобразовательной школы испытывают затруднения в овладении школьными навыками [1]. Одной из ключевых позиций современного образования является его направленность на формирование языковой личности учащегося [2]. Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность познать язык. Старт обучения языку как явлению, то есть метаязыковой деятельности и происходит собственно с анализа. Это обучение предполагает постепенный переход от анализа и синтеза крупных языковых единиц к более мелким и состоит из нескольких этапов: анализ и синтез текста, предложения, слоговой анализ и синтез, и наконец — звуковой.

Сегодня мы рассмотрим этапы работы с текстом на различных уровнях, двигаясь по которым ребенок как бы поднимается вверх по лестнице, увеличивается уровень сложности. Вместе с тем постоянно повторяя пройденные, осваивая новые умения, которые потребуются для освоения правописания в конечном итоге.

На начальных этапах используются схемы, обозначающие количество предложений в тексте: Детям, предлагается устно прослушать текст, определить количество предложений, нарисовать схемы предложений, назвать первое (второе, третье) предложения. Предложения подбираются короткие с простой структурой. Таким образом, мы учим ребенка членить звучащую речь на предложения, слышать паузы в речевом потоке, ориентироваться на них в конце предложения.

Дальнейшая работа по развитию языкового анализа предполагает обучение выделению слов в предложении. Проводится дифференциация понятий «слово» — «предложение». Сначала анализируются предложения без союзов и предлогов. Ребенок рисует схемы предложений в своей тетради, как видно на рис. 1.

Схемы предложений

Рис. 1. Схемы предложений

После того, как представление о раздельном написании слов в предложении достаточно закреплено, вводятся предложения с предлогами. На схемах предложений предлоги выделяются особо как показано на рис. 2.

Схема предложения с выделенными предлогами

Рис. 2. Схема предложения с выделенными предлогами

В первых и вторых классах списывание остаётся основным видом письменной работы, позволяющим накопить материал для письма под диктовку. При списывании мы тренируем ребенка выделять предложение зрительно (реагировать на заглавную буквы и точку). При формировании слогового анализа опираемся на предварительно разделённые на слоги слова текста. Трудные и незнакомые детям слова разбираются: уточняется значение слова: подбираются похожие или однокоренные; проводится звукобуквенный анализ. Обязательно обращаемся к чтению смысловому (ты прочитал предложение и выделил мысль, осознал смысловую законченность, ответил на вопросы).

В текстах, с которыми работают дети мы может видеть упрощенные задания и их пошаговость рис.3, что позволяет автоматизировать, сделать письмо экономичным в энергетическом плане.

Упрощенные задания

Рис. 3. Упрощенные задания

Итак, рассмотрим структуру работы с текстом. Первое — дети поочередно читают предложения (часто плохо читающие дети, сосредоточенные на технической стороне, не могут выделить предложение интонационно, им не хватает оперативной памяти и прогнозирования для понимания законченности мысли), обводим заглавную букву и точку (обязательно разными карандашами). Второе — считаем: количество предложений в тексте, сколько заглавных букв, сколько точек. Пишем количество на полях, для дальнейшей проверки (нельзя оставить работу без проверки). Ребенок должен найти в своей работе заглавные буквы и точки — это всегда обязательно. Третье — делаем схему текста в тетради. Четвертое — списывание либо всего текста, либо определённых предложений рис. 4.

Полная работа с текстом

Рис. 4. Полная работа с текстом

По мере автоматизации этого навыка вводим новые задания: раздели слова для переноса, поставь ударение (это тоже усложнение уровня необходимо обращаться к правилам переноса, собранным в схемы). И наконец можно ввести выделение главных членов предложения, что является повторением смысловой составляющей.

Таким образом проводя анализ текста, мы решаем задачи по формированию навыка языкового анализа. С помощью упреждающего и следового контроля автоматизируем навыки письма у младших школьников.

Литература:

  1. Т. В. Ахутина, О. А. Величенкова, О. Б. Иншакова Дисграфия: найропсихологический и психолого-педагогический анализ — материалы международной конференции. 14–16 марта 2002г.-СПб.: Изд-во С.- Петерб.ун-та, 2004.

2. Величенкова О. А. Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников — М.: Национальный книжный центр, 2015.

Ключевые слова

текст, языковой анализ
Задать вопрос