Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Кутакова, Л. Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи / Л. Н. Кутакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9113/ (дата обращения: 02.05.2024).



По-настоящемуоздоравливающим и воспитывающим является музыка, так как она развивает мозгиоблагораживает чувства/

Рой Слек, английский педагог

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье является не только биологической, но и социальной категорией, отражает уровень телесного, психического и социального благополучия. Несмотря на то, что мы живем в век новейших информационных технологий, здоровье наших детей стремительно ухудшается. В связи с этим, укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Я, как музыкальный руководитель, считаю, что правильная организация музыкально-художественного воспитания помогает решить проблему охраны и укрепления здоровья воспитанников, благодаря применению здоровьесберегающих технологий, поэтому включаю в свои занятия дыхательную и пальчиковую гимнастики, оздоровительные и фонопедические упражнения, развивающие музыкально-речевые игры, активную и пассивную музыкотерапию. Применение данных технологий помогает обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, а также выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Также я стараюсь обеспечить адекватное восстановление сил через смену видов музыкальной деятельности, слежу за осанкой во время пения и движения, а артикуляционная и дыхательная гимнастики укрепляют мышцы голосового аппарата. Поющие дети реже болеют. [4]

Предлагаю вариант музыкального занятия для средней группы по теме «Транспорт»

Музыкальное занятие для средней группы

«В гостях у бабушки»

С использованием фонопедических упражнений.

ЦЕЛЬ: Использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей с нарушениями зрения и речи. Приобщение детей к музыкальной культуре.

ЗАДАЧИ:

– Обучать певческим, речевым, двигательным навыкам.

– Развивать вокальные способности детей — мягкое звуковедение, чистоту интонации, активацию фонационного выдоха.

– совершенствовать способность самостоятельно определять характер музыкального произведения.

– Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

– Формировать социально-коммуникативные навыки.

– Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование :

Фортепиано, ноутбук, колонка, ритмические палочки, сюжетные картинки, платок для бабушки, елочки

Вводная часть:

  1. Организационный момент.

Дети входят в музыкальный зал под музыку марша, встают в круг. Музыкальный руководитель приветствует их песенкой-распевкой: «Здравствуйте, дети!». Дети поют в ответ приветствие.

Муз. рук: Ребята, моя знакомая бабушка Маруся нас пригласила в гости, хотите побывать у нее? (да) А живет она за тем лесом. (показывает на лес) А на чем же мы поедем? (на поезде, на машине, на автобусе...) Одним словом, нам нужен транспорт! Так вот сначала поедем на машине, а уж потом на поезде. Ребята, прежде чем поехать на автобусе, надо накачать колеса. Смотрите, как мы будем это делать.

  1. Фонопедические упражнения «Машина», «Моторчик». [1]

Би-би -би — гудит машина (поем высоким голосом)

Би-би-би — спустила шина (поем низким голосом)

МУЗ. РУК: Все помогайте, шину накачайте

Ш-Ш-Ш-Ш (сжав пальцы в кулаки, резко опускают руки вниз на каждый звук)

Шины накачали, теперь заводим мотор (выполняется вибрация губ, подражание звуку работающего мотора) Б-р, б-р…

Дети двигаются по залу, как будто едут на автобусе и садятся на стульчики.

Муз. рук. поет песню «Автобус» муз. Вахрушевой

Основная часть:

МУЗ. РУК: Ну вот, на вокзал успели, в новый поезд сели!

  1. Слушание пьесы «Поезд» муз. Тиличеевой

Беседа: «Как звучала музыка?» (сначала медленно, побыстрее, быстро и снова медленно — остановка) «Что еще можно сказать о музыке?» (веселая, громкая, звонкая) Вот вам палочки, предлагаю сыграть музыку «Поезд» вместе со мной. (Слушают еще раз произведение и подыгрывают ритм на палочках) [2]

Давайте покажем, как движется поезд. Прошу вас встать, руки согнуть в локтях и двигаться друг за другом топающим шагом. Каждый из вас — это вагончик, не отставайте друг от друга!

  1. Музыкально-ритмическое упражнение

Музыкально-двигательное упражнение «Чу-чу-чу, паровоз!» [3]

Дети подпевают

Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Паровоз идет вперед!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Едет к бабушке народ!

Ту-ту-ту, ту-ту-ту! Паровоз наш мчится!

Ту-ту-ту, ту-ту-ту! Хотим мы прокатиться!

Муз. рук: Вот деревня наша! Бабушка Маруся нам платочком машет! (муз. рук. показывает елочки, изображающие лес; воспитатель машет платком и одевает на себя, превращаясь в бабушку)

Воспитатель: Вот и приехали мои внучата! Как я рада вас видеть! Проходите, садитесь, гости дорогие! (дети возвращаются на свои места) Я так люблю, когда внучата приезжают, песни распевают. Спойте мне песенку про меня, про бабушку.

Муз. рук: Бабушка Маруся, а мы еще не знаем песенку про бабушку, мы только сегодня ее будем учить.

Воспитатель: А можно послушать, что это за песенка?

  1. Пение

Песня «Для любимой бабушки» муз. Бокач

(муз. рук. поет песню, затем разучиваем припев)

Муз. рук: Понравилась песенка, бабушка, Маруся? (да)

А мы еще и про маму песенку учили… Давайте будем вспоминать!

Песня «Это мамин праздник» муз. Качаевой

(закрепление 1 куплета, разучивание 2 куплета)

Воспитатель: Какие молодцы, ребята-внучата, хорошую песенку о маме поете, значит, мама — это самый лучший друг? (да) А еще друзья у вас есть? (да)!

Муз. рук: Мы можем их легко найти! Мы на разном транспорте путешествуем и ищем друзей!

Воспитатель: А меня с собой возьмете в путешествие? (да)

6. Танец-игра «Едем мы искать друзей» муз. Каптюхова

Заключительная часть:

Муз. рук: Бабушка, Маруся! Понравилось тебе с нами путешествовать и искать друзей!

Воспитатель: Очень понравилось! Вы молодцы, дружные ребята!

Напомните мне, на чем мы ехали? (ответы детей)

Муз. рук: А как одним словом можно назвать автобус, самолет, поезд, пароход? (Транспорт)

Воспитатель: Ну что ж, ребятушки, повеселилась я вами от души! Да только пора мне за дела браться, я тесто поставила, пироги буду печь, а для вас, ребятки-внучатки, я сладких пряничков напекла, вот — угощайтесь! До свидания! (Дети прощаются, благодарят за угощение)

Муз. рук: Какая добрая бабушка Маруся! Понравилась вам встреча с ней? (да) И мне понравилась! И вы такие молодцы! А теперь пришло время покушать бабушкиных пряников, а для этого надо помыть руки, поэтому возвращаемся в группу. До свидания!

Таким образом, использование различных здоровьесберегающих методов и приемов, новых современных технологий в различных видах музыкальной деятельности помогают и в освоении программы по музыкальному воспитанию.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2012. — 176с.
  2. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 Ч.1. — 608с.
  3. Арсеневская О. Н. Система музыкально — оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры. упражнения — М.: Издательство «Учитель», 2011–204с.
Задать вопрос