Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 19.03.2024

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Груздева, Ю. В. Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда / Ю. В. Груздева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9099/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-логопеда школьного логопедического пункта общеобразовательной школы. Показана значимость их применения на логопедических занятиях для улучшения навыка письма и чтения у младших школьников.

Ключевые слова: игровые технологии, игра, дидактическая игра, обучающиеся, младший школьный возраст.

В последнее время количество детей с нарушениями навыков чтения и письма неуклонно растет. У них отмечаются недостаточная сформированность высших психических функций, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций. Снижена познавательная активность в целом. Поэтому на логопедических занятиях актуальным является использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся ─ игровых технологий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка, в том числе для воспитания и развития его эмоциональных качеств.

По словам К. Д. Ушинского, «Игра — своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности…. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание» [6, с. 483].

Для каждого возрастного периода детей характерна определенная ведущая деятельность, имеющая свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, но интерес к игре остается и у детей младшего школьного возраста.

От обычной игры дидактическая игра отличается наличием цели обучения и соответствующим результатом. Дидактическая игра ─ это игра, предназначенная для обучения, для проверки сформированных знаний, умений и навыков. Каждая игра содержит задачи, которые определяют ход игры. При использовании дидактической игры учитель-логопед следует педагогическим принципам. Он опирается на имеющиеся знания у обучающихся, следит, чтобы поставленная задача была доступна детям, поддерживать интерес к игре, четко объясняет правила.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. [5,с.132]

К. Д. Ушинский считал, что сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву — это одна из труднейших и важнейших задач дидактики.

Дидактические игры положительно влияют на образовательный процесс. Они оживляют логопедическое занятие. Привлекают младших школьников настольные и подвижные игры, в которых присутствует момент соревнования. Из настольных игр, например, вызывают интерес у обучающихся «Калейдоскоп букв», «Чтениум»(Мазина В. Д.), «Буква за буквой», «Расшифруй слово», «Найди и прочитай», «Словесный калейдоскоп», «Спасти безударную!», «Мы с тобой одного корня!», «Твердый знак в гостях у сказки», «Непроизносимые согласные», «Про приставки», «Товарищ Мягкий знак», «Падежи на виражах» (Т.Барчан).

Из подвижных игр ─ игры с перекидыванием мяча: «Скажи наоборот» (предлоги), «У кого кто?»(образование названий детёнышей животных), «Чей? Чья? Чьё?» (притяжательные прилагательные), «Скажи наоборот» (антонимы) и другие.

Формирование письменной речи должно быть организовано с учетом всех ее психологических особенностей с самого начала школьного обучения. Письмо — это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. Оно обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и общедвигательного. Процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произнесения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При несформированности одной или нескольких вышеперечисленных функций может возникнуть нарушение процесса овладения письмом.

Чрезвычайно важно обучить детей правильной стратегии сканирования перцептивного поля: сверху вниз, слева направо, так как именно такие направления зрительного слежения и движений руки характерны для русского чтения и письма. [1, c. 215] Для этого на логопедических занятиях обучающимся предлагаются игры «Капризный фотограф», «Найди слово», «Угадай, кто где живет», «Графический диктант наоборот» (или «Непослушный ученик»).

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. [3, с. 31] В работе по обогащению, систематизации словарного запаса, развитию грамматических категорий эффективно использовать дидактический синквейн. Обучающимся на занятии предлагается вариант синквейна без первой строки ─ дидактическая игра «Разгадай синквейн». Использование этого приема для работы с обязательным для усвоения лексическим материалом позволяет придать ему бо́льшую эмоциональность и образность, обеспечить его непроизвольное запоминание, активизировать познавательные процессы учащихся, стимулировать развитие их творческого потенциала и, наконец, превратить «безликие» лексические и речевые единицы в личностно значимые. [2, с.4]

Образование представляет собой непрерывный процесс. В современном обществе необходимы знания, поэтому педагогам нужно осваивать, развивать и активно применять в своей практической деятельности компьютерную психологию, компьютерную дидактику и компьютерную этику. Мультимедиа включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию, допускающую различные способы структурирования, интегрирования и представления. Это позволяет задействовать все органы чувств ребенка для постижения нового, формировать красочный, объемный образ изучаемого объекта, создавать ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению предъявляемого материала, активизировать полученные ранее знания, развивать логическое мышление, усилить творческую составляющую процесса обучения. Обучающие компьютерные игры, являющиеся средством коррекции и развития познавательной сферы обучающихся, используются в работе учителей-логопедов.

Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Электронные образовательные ресурсы, используемые на логопедических занятиях, представляют собой комплекс игр по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Они позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи (от коррекции звукопроизношения до развития лексико-грамматической стороны речи и связной речи). Их использование позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей обучающегося, одновременно с логопедической работой осуществлять развитие восприятия, внимания, памяти. Все это позволит улучшить коррекционно-развивающий процесс. Необходимо помнить, что время работы с компьютерными играми регламентировано нормами СанПиНа.

Для работы по тренировке произвольной регуляции у обучающихся на логопедических занятиях используют игры на развитие внимания, логические игры, игры на развитие сукцессивных функций. Игры на внимание: «Найди отличия», «Найди слово или предложение, спрятанное среди букв», «Ищем букву», «Лабиринты». Варианты логических игр: «Расшифруй пословицу», «Логический поезд», «Четвёртый лишний», «Классификации», «Закономерности». Игры на развитие сукцессивных функций: «Продолжи ряд», «Расположи по порядку», «Объясни почему», «Составь рассказ».

Использование игровых технологий в образовательном процессе имеет важное значение, способствует повышению интереса, мотивации и активизации деятельности обучающихся, развитию всех сторон личности ребенка.

Литература:

  1. Величенкова О. А., Русецкая М. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. ─М.: Национальный книжный центр, 2015.
  2. Груздева, Ю. В. Применение интерактивных технологий в работе учителя-логопеда / Ю. В. Груздева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 4 (35). — С. 3–5.
  3. Кабаченко Е. И., Кабаченко Н. А. Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей.// Логопед. — № 8, 2012, с. 31–36.
  4. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб, Питер, 2011.
  5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование,2005.
  6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.1─ М.: Педагогика, 1990.
Задать вопрос