Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 21.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Чечина, А. Н. Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс / А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9091/ (дата обращения: 02.05.2024).



Ключевые слова: население, численность населения, естественный прирост населения,механический прирост населения.

Цели урока:

— сформировать знания о расселении людей на Земле;

— сформировать представления о возникновении земледелия и животноводства;

— познакомить со способами адаптации людей к различным условиям окружающей среды.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

формирование знаний и представлений: 1) о расселении людей на Земле; 2) о возникновении земледелия и животноводства; 3) о способах адаптации людей к различным природным условиям.

Метапредметные: формирование умений: 1) планировать пути достижения цели; 2) осуществлять поиск информации; 3) анализировать учебный текст.

Личностные: осмысление значимости расширения географического пространства по мере его освоения.

Основное содержание: расселение людей на Земле, присваивающее хозяйство, земледелие, животноводство, адаптация к окружающей среде. Деятельность обучающихся: анализировать различные источники информации с целью установления способов адаптации людей к условиям окружающей среды.

Ценностный компонент урока: целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; значимость адаптации людей к жизни в различных условиях.

Оборудование: фотографии, демонстрирующие различные места проживания людей и их приспособленность к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этап урока

Содержание

Время

1

Орг. момент

Приветствие

2 мин

2

Контроль домашнего задания

Географический диктант.

1. Сочетание природных компонентов называют…

2. Воздушная оболочка Земли.

3. Закономерная смена природных зон в горах от подножия к вершине.

4. Оболочка, которая является средой обитания человека называется

5. Оболочка, населённая живыми организмами.

6. Водная оболочка Земли.

7. Наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой их обитания.

8. Рельеф, климат, вода, почва, растительный и животный мир, всё это …

9. Оболочка, с внутренним теплом которой связаны извержение вулканов, землетрясения, движения земной коры.

10.Закономерное изменение крупных природных комплексов при движении от экватора к полюсам.

а. Атмосфера

б. Гидросфера

в. Литосфера

г. Биосфера

д. Высотная поясность

е. Природный комплекс

ж. Природные компоненты

з. Экология

и. Широтная зональность

к. Географическая среда

3

Мотивирование на учебную деятельность

Объявление темы и задач урока.

Открываем тетради и записываем тему урока.

На земном шаре сегодня проживает более 7 млрд человек. Люди населяют почти все уголки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Однако все мы нередко задаём вопрос: когда и где на Земле возникли люди и как они расселились по планете? С научной точки зрения человек на Земле появился 30–40 тыс. лет назад в Восточной Африке или Южной Азии.

Первые люди появились в местах с благоприятным климатом, достаточным количеством воды и пищи. В поисках пищи и других источников существования люди расселялись по новым территориям. Причём вначале они заселяли наиболее удобные для жизни земли — с мягким климатом, большими запасами пищи, отсутствием хищников. Понижение уровня Мирового океана помогло древним людям заселить все материки, кроме покрытой льдом Антарктиды.

Рассмотрим рис.24, стр.30

Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям и создавали новые орудия труда, развивали ремёсла, технику, культуру

5 мин

4

Актуализация опорных знаний

Изменение численности населения Земли.

Просмотр видео. РЭШ «Сколько людей живет на земле?»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1514/main/

Что такое естественный прирост населения? Найдите определение в учебнике, прочитайте и запишите в тетрадь.

Естественный прирост населения — разность между числом родившихся и числом умерших людей за определенный период времени.

Формула, по которой высчитывают естественный прирост населения.

ЕП = Р — С

ЕП — естественный прирост

Р — рождаемость

С — смертность

— Может ли прирост населения быть отрицательным? Почему?

— Когда умирает больше, чем рождается (войны, болезни, чума)

Помимо естественного прироста населения существует механический прирост населения.

Механический прирост населения — это увеличение числа жителей в стране за счет мигрантов.

►Миграция это процесс переселения людей на новые земли.

Причины миграций:

1. войны

2. изменение климата

3. освоение новых земель

15 мин

5

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело.

1 мин

6

Применение изученного материала

Решение задач.

1) Определите, сколько человек будет жить в стране через 1 год, если её население 10 млн., естественный прирост населения 15 человек на каждую тысячу жителей, а эмиграция составляет 50 тыс. человек в год.

Население — 10 000 000 чел.

Прирост — 15 чел. на 1000 чел.

Эмиграция — 50 000 чел.

Прирост всего составит 15*10 000=150 000 чел.

Через год население составит 10 000 000 + 150 000–50 000 = 10 100 000 чел.

2). Вычисли численность населения на 31 декабря

Изменение общей численности населения

Годы

Численность населения на 1 января

Естественный прирост

Миграционный прирост

Численность населения на 31 декабря

2000

146890,1

-949,1

362,6

2005

143801,0

-846,5

282,1

2010

142833,5

-239,6

271,5

2013

143347,1

24,0

295,8

146890,1–949,1= 145941

145941+362,6=146303,6 чел. (2000 год)

12 мин

7

Домашнее задание

§ 5 пересказ, выучить определения в тетради

3 мин

8

Подведение итогов.

Рефлексия

Элемент шеринга «Поделись мнением»:

— Что понравилось? — Что вызвало интерес? — Какие трудности возникли?

2 мин

Ключевые слова

население, численность населения, естественный прирост населения, механический прирост населения
Задать вопрос