Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс
Автор: Чечина Анна Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.
Дата публикации: 21.03.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Чечина, А. Н. Методическая разработка урока по географии. Раздел «Население земли». Тема «Расселение людей. Численность населения Земли». 7-й класс / А. Н. Чечина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9091/ (дата обращения: 02.05.2024).
Ключевые слова: население, численность населения, естественный прирост населения,механический прирост населения.
Цели урока:
— сформировать знания о расселении людей на Земле;
— сформировать представления о возникновении земледелия и животноводства;
— познакомить со способами адаптации людей к различным условиям окружающей среды.
Планируемые результаты обучения
Предметные:
формирование знаний и представлений: 1) о расселении людей на Земле; 2) о возникновении земледелия и животноводства; 3) о способах адаптации людей к различным природным условиям.
Метапредметные: формирование умений: 1) планировать пути достижения цели; 2) осуществлять поиск информации; 3) анализировать учебный текст.
Личностные: осмысление значимости расширения географического пространства по мере его освоения.
Основное содержание: расселение людей на Земле, присваивающее хозяйство, земледелие, животноводство, адаптация к окружающей среде. Деятельность обучающихся: анализировать различные источники информации с целью установления способов адаптации людей к условиям окружающей среды.
Ценностный компонент урока: целостность географического пространства для расселения людей и создания культуры на Земле; значимость адаптации людей к жизни в различных условиях.
Оборудование: фотографии, демонстрирующие различные места проживания людей и их приспособленность к окружающей среде.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Этап урока |
Содержание |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Орг. момент |
Приветствие |
2 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Контроль домашнего задания |
Географический диктант. 1. Сочетание природных компонентов называют… 2. Воздушная оболочка Земли. 3. Закономерная смена природных зон в горах от подножия к вершине. 4. Оболочка, которая является средой обитания человека называется 5. Оболочка, населённая живыми организмами. 6. Водная оболочка Земли. 7. Наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой их обитания. 8. Рельеф, климат, вода, почва, растительный и животный мир, всё это … 9. Оболочка, с внутренним теплом которой связаны извержение вулканов, землетрясения, движения земной коры. 10.Закономерное изменение крупных природных комплексов при движении от экватора к полюсам. а. Атмосфера б. Гидросфера в. Литосфера г. Биосфера д. Высотная поясность е. Природный комплекс ж. Природные компоненты з. Экология и. Широтная зональность к. Географическая среда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Мотивирование на учебную деятельность |
Объявление темы и задач урока. Открываем тетради и записываем тему урока. На земном шаре сегодня проживает более 7 млрд человек. Люди населяют почти все уголки планеты. Неосвоенных территорий почти не осталось. Однако все мы нередко задаём вопрос: когда и где на Земле возникли люди и как они расселились по планете? С научной точки зрения человек на Земле появился 30–40 тыс. лет назад в Восточной Африке или Южной Азии. Первые люди появились в местах с благоприятным климатом, достаточным количеством воды и пищи. В поисках пищи и других источников существования люди расселялись по новым территориям. Причём вначале они заселяли наиболее удобные для жизни земли — с мягким климатом, большими запасами пищи, отсутствием хищников. Понижение уровня Мирового океана помогло древним людям заселить все материки, кроме покрытой льдом Антарктиды. Рассмотрим рис.24, стр.30 Расселяясь по планете, люди приспосабливались к различным природным условиям и создавали новые орудия труда, развивали ремёсла, технику, культуру |
5 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Актуализация опорных знаний |
Изменение численности населения Земли. Просмотр видео. РЭШ «Сколько людей живет на земле?» https://resh.edu.ru/subject/lesson/1514/main/ Что такое естественный прирост населения? Найдите определение в учебнике, прочитайте и запишите в тетрадь. ► Естественный прирост населения — разность между числом родившихся и числом умерших людей за определенный период времени. Формула, по которой высчитывают естественный прирост населения. ЕП = Р — С ЕП — естественный прирост Р — рождаемость С — смертность — Может ли прирост населения быть отрицательным? Почему? — Когда умирает больше, чем рождается (войны, болезни, чума) Помимо естественного прироста населения существует механический прирост населения. ► Механический прирост населения — это увеличение числа жителей в стране за счет мигрантов. ►Миграция — это процесс переселения людей на новые земли. Причины миграций: 1. войны 2. изменение климата 3. освоение новых земель |
15 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Физкультминутка |
А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, в стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. |
1 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Применение изученного материала |
Решение задач. 1) Определите, сколько человек будет жить в стране через 1 год, если её население 10 млн., естественный прирост населения 15 человек на каждую тысячу жителей, а эмиграция составляет 50 тыс. человек в год. Население — 10 000 000 чел. Прирост — 15 чел. на 1000 чел. Эмиграция — 50 000 чел. Прирост всего составит 15*10 000=150 000 чел. Через год население составит 10 000 000 + 150 000–50 000 = 10 100 000 чел. 2). Вычисли численность населения на 31 декабря
146890,1–949,1= 145941 145941+362,6=146303,6 чел. (2000 год) |
12 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Домашнее задание |
§ 5 пересказ, выучить определения в тетради |
3 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Подведение итогов. Рефлексия |
Элемент шеринга «Поделись мнением»: — Что понравилось? — Что вызвало интерес? — Какие трудности возникли? |
2 мин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||