Преподавание иностранного языка как призвание | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.03.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Баева, Е. А. Преподавание иностранного языка как призвание / Е. А. Баева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9081/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: личность педагога, образовательный процесс, иностранный язык, приемы и методы обучения.

Высшее искусство, которым обладает учитель, — это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

Педагогическое призвание является одним из самых важных и почетных призваний в мире. Это не просто профессия, а истинное желание служить обществу и воспитывать будущее поколение. Педагогическое призвание требует от человека не только хорошего знания своей предметной области, но и любви к детям, готовности к самопожертвованию, эмпатии и понимания.

Преподавание — это важное служение человечеству, без учителей человечество не смогло бы продвигаться вперед, передавая знания новым поколениям. Учителя — это преданные своему делу профессионалы. Истинный педагог готов посвятить себя своей профессии, понимая, что его работа не всегда признана и оценена обществом, но, несмотря на это, он продолжает делать свою работу с любовью и полной отдачей любимому делу. Настоящий педагог получает моральное удовлетворение и радость от общения с детьми, которые превалируют над трудностями, с которыми он сталкиваются в повседневной работе учителя.

Быть учителем... Похожа ли эта работа на любую другую? Нет! Ведь учитель не работает с деревом, металлом, строительными материалами и иным сырьем. Он работает с внутренним миром детей, а это та сфера, где нет возможности исправить ошибку или переделать не получившийся образец. В сфере образования ученик — это тот материал, который не допускает брака или ошибок, не допускает черновиков. У педагога на плечах лежит огромная ответственность за будущее детей, ведь он формирует их мировоззрение, ценности, знания и навыки. Педагог должен быть готов нести эту ответственность и делать все возможное для достижения успеха каждого ребенка. Однако выбор иностранного языка как предметной области, в которой педагог реализует свое призвание, делают далеко не все молодые люди, решившие связать свою жизнь с преподаванием. И для этого есть очевидных причин.

В большей степени, чем в других профессиях, преподавание иностранного языка требует людей владения определенным набором качеств. Прогресс человечества возможен только через образование, которое само по себе является творческим процессом, а значит, креативность — это одно из главных качеств преподавателя английского языка. Очевидно, что иностранный язык — это специфический учебный предмет, так как сочетает в себе не только знания системы языка, но и культуры, традиций, психологии народов, проживающих в странах, где на нем говорят. И здесь учителю не обойтись без богатого воображения, а иначе процесс обучения становится своего рода интеллектуальной переработкой одних и тех же знаний, передаваемых от учителя к ученику и обратно к учителю во время проверки знаний.

Образовательный процесс по иностранному языку должен представлять собой нечто большее, чем просто передачу информации: благодаря ему должны развиваться такие навыки, как воображение, чувство уверенности, самостоятельность и творчество, критическое мышление и способность ставить цели и достигать их. Следовательно, вместе с обучением идет процесс формирования личностных качеств обучающихся. Учитель с богатым воображением и широким методическим инструментарием может творить чудеса на уроках английского языка. Новые идеи разрушают монотонность и заставляют учащихся активно участвовать в занятиях. Альберт Эйнштейн говорит, что воображение важнее знаний. Однако исследование показало, что общие ожидания от «хорошего учителя» не изменились кардинально с годами, но изменилось то, как они проявляются в классе [3]. Большая часть проведенных исследований была направлена на выявление характеристик, факторов, черт и/или поведения «эффективных учителей» в классе.

Педагогическое призвание начинается с осознания своей роли в жизни своих учеников. Учитель — это пример не только в учебной сфере, но и в личностном развитии. Он вдохновляет детей, помогает им обрести свои уникальные таланты, найти свое место в жизни и достичь чего-то значительного. Влияние учителя на жизнь детей, которых он обучает, неоспоримо. Дети, молодежь — это будущее нации, и каким оно будет, во многом зависит от учителей.

Быть педагогом — это осознанная и сильная внутренняя потребность человека работать с детьми, развивая их личность, помогая им стать самостоятельными и успешными в жизни, раскрыть свой потенциал.

Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является искренняя любовь к детям. Учитель — это не только хороший специалист в своей области, но и наставник, желающий проявить настоящую заботу о каждом ребенке, проявить понимание, терпение и уважение к индивидуальным особенностям своего ученика, ведь каждый из них — уникальная личность со своими интересами, способностями и потребностями. Учитель видит потенциал в каждом ребенке и помогает ему раскрыть его.

Роль учителя английского языка особенно на начальном этапе обучения ребенка сложно переоценить. Хотя и нельзя упускать тот факт, что процесс обучения — это двустороннее взаимодействие: как обучающийся, так и педагог несут равную ответственность за результат. Майкл Уэст говорил, что «иностранному языку нельзя научить, ему можно только научиться». [2]

Вклад педагога в образовательный процесс по иностранному языку огромен, особенно, когда ему приходится работать в условиях, где центральным объектом учебного процесса становятся интересы и потребности обучающегося. То есть, весь образовательный процесс сконцентрирован на создании комфортных условий именно для ребенка, для раскрытия его образовательного потенциала, для снятия трудностей, причем не только в освоении конкретной дисциплины, но и общеучебных трудностей, создающих препятствия в овладении предметом. В конечном итоге перед педагогом стоит важная и трудная задача — сделать образовательный процесс по иностранному языку осознанным, мотивированным, максимально эффективным. Здесь важны все компоненты и инструменты, которыми владеет педагог: те, которые он считает целесообразным применить для работы с каждой конкретной группой обучающихся, а в отдельных случаях, и с каждым конкретным обучающимся. При этом важным качеством педагога является гибкость мышления, умение быстро сориентироваться в случае, если выбранные им методы не показывают ожидаемых результатов. И здесь простор творчества для преподавателя огромен, от смены отдельных методов в разъяснении тем до смены всего подхода, от вариации тем, до полной смены содержания на тот, что видится более приемлемым, уместным в определенной целевой аудитории.

Однако, что бы ни пришлось изобретать в попытке усовершенствовать процесс обучения иностранным языкам, воплотить эти подходы и методики в жизнь приходится тому, кто «является одной из двух центральных фигур процесса обучения — учителю, педагогу, владеющему технологической стороной обучения, т. е. искусством преподавания иностранного языка» [4].

Призвание обучать других иностранному языку — это не просто работа, это образ жизни. Педагог сам учится на протяжении всей своей карьеры, он растет и развивается вместе с детьми. Он вдохновляет, мотивирует и влияет на будущее поколение. Такая профессия требует постоянного совершенствования своих навыков и знаний, ведь любой язык — это очень подвижная система, как губка, впитывающая все изменения в обществе и отражающая их.

Таким образом, роль учителя иностранного языка заключается в преподавании дисциплины на конкретном языке, что в современных учебных программах часто включает еще и преподавание иностранной литературы и культуры. Преподаватели иностранных языков являются «обладателями» языка, демонстрируя высокое мастерство чтения, письма и разговорной речи на языке, который они преподают. Благодаря этим навыкам преподаватели создают особую среду для эффективного обучения учеников. Роль преподавателя иностранного языка имеет решающее значение для успеха в реализации программы изучения иностранного языка. Учителя должны проявлять творческий подход и находить способы побудить учащихся использовать изучаемый язык в реальной жизни. Учащиеся, которые находят свою деятельность на уроке иностранного языка интересной, скорее всего, захотят продолжить изучение этой дисциплины и в дальнейшем.

Хороший преподаватель иностранного языка увлечен языком, который он преподает. Это увлечение — отличный способ вдохновить учеников к активной деятельности, познанию нового, участию в проектах и многому другому.

Подводя итог, отметим, что преподавание — благородная профессия, и педагогу требуются годы упорного труда, чтобы стать выдающимся профессионалом в своей области. Когда его ученики вырастают и становятся достойными людьми и успешными специалистами — это и есть истинный успех педагога!

Литература:

  1. Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. — М.: Просвещение, 1966. — 116 с.
  2. Фаер А. Великие преобразователи. Учителям об учителях. — М.: Билингва, 2020. — 96 c.
  3. Larsen-Freeman, D. Techniques and principles in language teaching. New York, NY: Oxford University Press. 2011. URL: https://acasearch.files.wordpress.com/ (дата обращения 17.01.2024)
  4. Somova S. V. Personality of foreign language teacher//Modern problems of science and education. — 2015. — № 1 (part 2) — P. 155–155. URL.: https://science-education.ru/en/article/view?id=20192/ (дата обращения 15.02.2024)

Похожие статьи

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Использование групповых форм работы на уроках иностранного языка в условиях педагогического колледжа

Методика преподавания иностранного языка

В статье рассматривается профессионализм преподавателя, его методы обучения иностранного языка и выраженного не только в умении правильно распределить время и задания между учащимися, но и его первоочередная задача состоит в том, чтобы научить студен...

Похожие статьи

Роль мотивационного фактора в изучении иностранного языка

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Базовые принципы успешного преподавания иностранных языков в режиме дистанционного обучения

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка

Формирование коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка

В статье раскрывается понятие коммуникативной компетенции, представлены компоненты языковой компетенции, выделен минимальный уровень ее развития, приводятся виды и формы деятельности, в которых она формируется.

Формирование лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку

В статье говорится о формировании лингвистической компетенции студентов при обучении иностранному языку, эффективных формах организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Использование групповых форм работы на уроках иностранного языка в условиях педагогического колледжа

Методика преподавания иностранного языка

В статье рассматривается профессионализм преподавателя, его методы обучения иностранного языка и выраженного не только в умении правильно распределить время и задания между учащимися, но и его первоочередная задача состоит в том, чтобы научить студен...

Задать вопрос