Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.03.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Белова, О. В. Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи» / О. В. Белова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9076/ (дата обращения: 09.05.2024).



Коммуникативные способности младшего школьника тесно связаны с развитием его речи. Речь играет значительную роль в формировании мыслительных процессов, эмоциональных реакций, и регуляции поведения и деятельности ребенка. Важность развития коммуникативных навыков особенно актуальна для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так каких способность к общению развивается значительно медленнее по сравнению с остальными детьми того же возраста.

В начальных классах формируются основные элементы учебной деятельности у детей, такие как мотивация, необходимые учебные навыки, самоконтроль и самооценка. Учащиеся начинают доверять учителю и начинают сотрудничать друг с другом в процессе обучения, используя различные способы коммуникации.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков и личности ребенка, поскольку дети в этот период попадают в условия, в которых данные навыки активно развиваются. Факторы, оказывающие влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка, включают воспитательную модель семьи, отношение учителя к ребенку и общение с одноклассниками.

При формировании коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи выделяют несколько основных задач: исправление недостатков речевого развития у детей и использование возможностей урока для формирования коммуникативных навыков.

При решении первой задачи используют такие направления как:

— расширение словарного запаса речи;

— развитие звуковой культуры речи;

— улучшение речевого общения;

— определение уровня формирования фразовой речи у первоклассника;

Воcпитание звуковой культуры речи включает:

— коррекцию и развитие звукопроизношения(этому способствует артикуляционная зарядка),

— регулировка темпa речи (этому способствуют скороговорки),

— ясное произношение учащимся слов и фраз (чему способствуют игры-инсценировки на уроках),

— развитие фонематического слуха, чему способствуют дидактические игры, например «Какой ты слышишь звук», «Подбери слово с определенным звуком», «Замени один звук на другой звук»,

— достижение выразительности речи через подражание(чему способствует заучивание стихотворений) [1, с. 102].

Уточнение словарного запаса связано с формированием грамматических навыков правильной речи младших школьников. Словами и их сочетаниями могут обозначаться предметы и отвлечённые понятия, словами также могут выражаться эмоции. Чем больше слов в словаре ребенка, тем более разнообразными и выразительными становятся его мысли, следовательно, и речь.

Работа с первоклассниками по развитию коммуникативных навыков включает следующие направления:

1) обогащение словаря — усвоение новых слов, которые школьники ранее не знали, новых значений знакомых ранее слов;

2) уточнение словаря — углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, понимание различий между синонимами, подбор антонимов.

3) активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости одних слов с другими.

4) устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений в словах.

Для достижения поставленных целей применяются такие приёмы как:

1) словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова. В первом классе учитель задает вопрос: «От какого слова было образовано это слово?» или: «Почему так назвали гриб –подберёзовик?»

2) подбор антонимической пары слов: начало — конец, большой — маленький,

3) подбора синонимов: бежит-мчится, маленький — крошечный,

4) работа с многозначными словами: идут дети — идут часики — идёт работа.

Для выявления у первоклассников уровня сформированности фразовой речи учитель предлагает им пересказать небольшой текст.

Усовершенствование речевого взаимодействия достигается через развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи (повторение вопроса, чередование индивидуальных ответов с хоровыми ответами),установление связей между понятиями (вилка — еда, капуста — коза),учебное общение в паре или в группе, выделение главных моментов в тексте, использование точных формулировок при ответах на вопросы учителя [2, с. 145].

Особую роль в развитии коммуникативных способностей играет работа с предложением и работа над связной речью. В работе с младшими школьниками можно использовать следующие приёмы работы над предложением:

1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности речи. Это простой и в то же время необходимый приём работы над предложением в начальных классах. С помощью данного приема дети смогут почувствовать предложение как единицу речи.

2) вопрос учителя. Вопросы учителя могут стимулировать учащихся к составлению сложных предложений, например: «Что ты знаешь про синицу?».

3) конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов,

б) работа с деформированным текстом.

в) работа по восстановлению текста, например: «Вдруг поплавок запрыгал в воде и исчез. Плавники у щуки зеленые, спина темная, а на боках есть полоски. Дёрнул рыбак удочку и вытащил щуку» [3, с. 133].

4) деление текста, в котором отсутствуют точки и заглавные буквы.

5) постепенное распространение предложения с помощью наводящих вопросов [4, с. 54].

6) соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое предложение с однородными членами.

7) построение сложных предложений из различных элементов.

8) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.

9) построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами.

10) составление предложений по определенной синтаксической схеме,

11) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые неточности [5, с.37].

К речевым упражнениям предъявляют ряд требований: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разных упражнений, умение подчинять упражнения одной цели. Для каждого речевого упражнения нужно предусмотреть конкретную цель.

Анализ литературы позволил выделить следующие приемы развития коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи:

— Приёмы работы над значением слова:

1) словообразовательный анализ,

2) подбор антонимической пары,

3) подбора синонимов,

4) работа с многозначными словами,

— Приёмы работы над предложением:

1) чтение образцов, отработка выразительности.

2) вопрос учителя,

3) конструктивные упражнения:

а) построение предложения из разрозненных слов,

б) работа с деформированным текстом,

в) работа по восстановлению текста.

4) деление текста, данного без точек и заглавных букв.

5) постепенное ступенчатое распространение предложения с помощью вопросов.

6) соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.

7) построение сложных предложений из нескольких различных элементов.

8) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения.

9) построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, с однородными членами, с однородными сказуемыми.

Основным подходом к коррекции коммуникативных расстройств является самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, которая заключается в объединении всех образовательных областей и создает условия для формирования коммуникативных навыков.

Комплекс упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, включает в себя следующие группы упражнений:

1) упражнения, направленные на формирование умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;

2) упражнения, направленные на формирование умения выражать свою мысль с точки зрения норм литературного языка;

3) упражнения, направленные на построение фразы в определённой форме.

Приведу примеры упражнений из каждой группы:

1) Для формирования умения раскрывать тему и основную мысль высказывания можно использовать пословицы, а также небольшие тексты.

А) Прочитайте следующие пословицы. Расскажите о чем они? Придумайте историю по любой из прочитанных пословиц:

Не плюй в колодец, пригодится воды напиться,

Дважды в год лето не бывает,

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Б) Прочитайте данный ниже текст. Определите тему и выделите те слова, которые ее заменяют. Как они называются?

Медведь живет в лесу. Он большой и опасный. Медведь охотится в лесу. Многие животные бояться медведя.

2) Для формирования умения выражать свои мысли правильно можно использовать задания? связанные с картинками и изображениями.

А) Посмотрите на данные картинки. Ответьте, какие из рисунков можно использовать для создания монолога, а какие — для создания диалога? Придумайте текст по любому из рисунков [7, с.11].

Б) Составление рассказа по одной картинке или по серии картинок.

Г) Работа над тестом для сочинения на основе изображений [8, с. 91].

3) Для формирования умения строить высказывание в определённой композиционной форме можно проводить упражнения на основе сравнения нескольких высказываний и определение типа каждого высказывания.

Пример 1. Кот пришла в гости к цапле. Цапля встретила его на берегу и пригласила в свой дом на воде. Кот подошел к воде и попил воды. Больше он к цапле в гости не ходил (тип высказывания — рассказ).

Пример 2. Однажды сестра спросила меня, почему я люблю лето. Я немного подумал и ответил ей, что летом тепло, можно купаться и гулять весь день до самого вечера. А еще я люблю лето, потому что летом каникулы (тип высказывания –рассуждение).

Предложенная последовательность упражнений на уроках по предмету «Развитие речи» способствует повышению уровня коммуникативных навыков первоклассников с тяжелыми нарушениями речи. Они научат определять тему и основную мысль текста, строить высказывание в определенной композиционной форме (распознавание типов текстов и создание определенного типа текста под руководством учителя, составление различных типов текстов по предложенному началу или концовке), а также правильно и более внятно выражать свои мысли (составлять предложения из деформированных слов, располагать эти слова и предложения в правильном порядке, уметь выражать содержание текста устно и письменно).

Литература:

  1. Филичева, Т. Б. Коррекция нарушений речи у детей/Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение. — 2008. — 275 с.
  2. Мастюкова, Е. М. Преодоление задержки речевого развития у детей./ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М:АСТ. — 2008. — 125 с.
  3. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей : учебно-методическое пособие /Н. С. Жукова — М.:Соц.-полит.журнал. — 1994. — 96 с.
  4. Кочеткова, А. В. Комплексные методы работы развития связной речи младших школьников / А. В. Кочеткова // Начальная школа. –2009. — № 9. — С. 64–68.
  5. Виноградова, Е. А. Конспекты логопедических занятий. Обучение грамоте детей с недоразвитием речи/ Е. А. Виноградова. — М.:Феникс. — 2021. — 205 с.
  6. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителей / М. Р. Львов. — М.: Просвещение, 2004. — 296 с.
  7. Максимова, А. А. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников в сюжетно-ролевых играх / А. А. Максимова // Начальная школа. — 2005. — № 1. — С.30–34.
  8. Большакова А. Е. Игры и упражнения для детей с нарушениями речи/ А. Е. Большакова, О. Г. Паркина. — Мн.: Творческий Центр Сфера. — 2022. — 64 с.
Задать вопрос