Волонтёрские педагогические традиции | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Лобачева, Л. М. Волонтёрские педагогические традиции / Л. М. Лобачева, А. Е. Киргинцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9071/ (дата обращения: 09.05.2024).



В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции является добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной проблеме приобщения студентов к волонтерскому движению.

Ключевые слова: Хабаровский педагогический колледж, волонтерский отряд, Детский дом, Индустриальный район, дополнительное образование, патриотическая направленность.

Говоря о профессиональном воспитании будущих учителей, следует учитывать, что они должны обладать высокой педагогической культурой, профессиональной этикой, уметь создавать доверительные отношения с учениками, уважать их индивидуальность и учитывать их потребности. Также важно, чтобы учитель был готов к работе с различными категориями учеников, включая детей с особыми потребностями. А. В. Репринцев пишет: «…сущность процесса профессионального воспитания будущих педагогов состоит в организации последовательных взаимодействий преподавателей и студентов, направленных на развитие их нравственно-эстетического отношения к действительности как формы социальной активности будущего учителя, как профессионально необходимого качества его личности» [2, с. 14].

На сегодняшний день существует множество людей, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны. Именно поэтому в 2010 году в Хабаровском педагогическом колледже был создан волонтерский отряд «Теплые руки».

Деятельность добровольцев волонтерского отряда направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать самим себе. Девиз отряда: «Делай добро своими руками».

Первоначально волонтерский отряд «Теплые руки» начал сотрудничать с детским домом № 33 села Тополево по программе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постепенно сфера деятельности отряда расширилась — мы стали сотрудничать с дошкольными образовательными учреждениями, школами, «Городским центром по организации досуга детей и молодежи», детским домом № 4 города Хабаровска.

Социальными партнерами колледжа на протяжении много лет являются коллективы МБОУ СОШ № 62, МАО НОШ «Первые шаги», КГКУ Детский дом № 6, МАУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества», Городской штаб добровольцев, многофункциональный молодежный центр «Моя территория», центр работы с населением «Доверие» и администрация Индустриального района, другие организации.

Волонтеры проводят воспитательные мероприятия, психологические тренинги, участвуют в городских социальных акциях. Вот некоторые мероприятия:

– психологические тренинги с детьми детского дома, предполагающие наблюдение, беседу, развивающие игры, направленные на активизацию познавательной деятельности и развитие эмоционально — волевой сферы;

– организация творческих мастерских — совместная продуктивная творческая деятельность волонтеров и детей-сирот (изготовление кукол, поделок, совместное рисование);

– проведение воспитательных мероприятий патриотической направленности — «Люблю тебя, мой край родной», «Памяти павших поём мы славу», «Улицы Хабаровска рассказывают»;

– новогодние развлекательные мероприятия для детей дошкольного возраста;

– участие в выставках, субботниках, городских конкурсах волонтерского движения: «Идея», «Рождественский подарок», «Формула успеха», социальных акциях «Собери ребенка в школу», «Подари улыбку», «Оранжевый апельсин» и других мероприятиях. Всё это направлено на формирование чувства любви, дружбы, доброго образа взрослого человека для воспитанников детских домов, развитие их становления в обществе, а также формирует профессиональные навыки будущих педагогов. Сколько ярких и веселых новогодних праздников подарили волонтеры детям за многие годы сотрудничества!

Так и в канун нового 2024 года в Хабаровском педагогическом колледже проходила благотворительная акция «Подарки детям» для воспитанников детского дома № 4 г. Хабаровска. В ней приняли участие студенты колледжа и их родители, преподаватели и сотрудники колледжа.

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Утренник Демдом2023\IMG-20231226-WA0035.jpg C:\Users\Преподаватель\Desktop\Утренник Демдом2023\IMG_20231226_120852.jpg

В дар ребятам были собраны яркие наборы для творчества, сладкие подарки, разнообразные развивающие игры, игрушки и много интересных и красивых книг! А студенты специальности «Педагогика дополнительного образования» под руководством А. Е. Киргинцевой подготовили и провели утренник «По страницам сказок…» в образах героев популярных сказок.

За период работы волонтерский отряд «Теплые руки» был неоднократно награжден дипломами, благодарственными письмами Министерства образования и науки Хабаровского края, мэра города за вклад в развитие и реализацию молодежной политики края и города. «Теплые руки» — победитель краевого конкурса волонтерских отрядов и за работу на жилмассивах.

Так, в октябре каждого года накануне Дня добра и уважения и Дня учителя добровольцы традиционно проводят встречи с ветеранами колледжа, которые много лет отдали учительскому труду и воспитанию славных поколений педагогов разных специальностей, вручают подарки, организуют чаепитие за круглым столом. А в 2021 и 2022 годах провели акцию «Оранжевая улыбка» для жителей 1-го микрорайона, где также вручали подарки к праздникам ветеранам Индустриального района совместно с работниками центра «Доверие». Таким образом, постоянно осуществляется связь поколений.

В 2022 году колледж начал сотрудничать с Городским благотворительным фондом «Русская культура» по проведению культурно-просветительской работы с юным поколением о народных традициях на территории загородного комплекса «Русская деревня». Студенты-волонтёры группы ПДО-41 провели там зимние яркие мероприятия. С целью приобщения детей к истокам русской культуры в просторном интерьере русской избы, наполненном духом старины, проводятся мастер-классы по живописи, росписи пасхальных яиц, деревянных игрушек, матрешек. В декабре 2022 года студентки в образах народных сказочных персонажей Снегурочки, Деда Мороз, Бабы — Яги, Лешего проводили для детей-гостей русской избы испытания.

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\Русская деревня\IMG-20221227-WA0027.jpg

Очень много воспитательных дел патриотической направленности провели будущие педагоги для воспитанников детских домов, школьников, детей-инофонов. Так, в канун Дня города отряд «Тёплые руки» провел театрализованный праздник «Мой любимый край» на площадке колледжа с рассказом о народностях Дальнего Востока, достопримечательностях г. Хабаровска и демонстрацией костюмированных сказок народов Севера.

С 2022 года волонтеры Хабаровского педагогического колледжа откликнулись на призыв городского движения «Мы вместе» по сбору посылок с продуктами, лекарствами, письмами для воинов СВО. В 2022–2023 годах самые активные студенческие группы колледжа, их кураторы, сотрудники собирали посылки, приняли участие в городской акции «С любовью к военнослужащим России». Студенты писали письма, помогали комплектовать посылки с саперными лопатами, отвозили в городской штаб добровольцев и ММЦ «Моя территория».

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\сюрприз с любовью\IMG_20221019_105820.jpg C:\Users\Преподаватель\Downloads\IMG_20231116_143803.jpg

C:\Users\Преподаватель\Desktop\Волонтерство\Люди Победы\IMG-20230503-WA0024 (1).jpg

Зимние и весенние акции отряда «Тёплые руки» направлены на оказание адресной помощи ветеранам ВОВ, СВО. 7 мая 2023 года два волонтерских отряда ХПК «Тёплые руки» и «Пульс» совместно с волонтерами групп специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Педагогика дополнительного образования» приняли участие в городской акции «Тыл-фронту» по сбору средств, плетению маскировочных сетей и изготовлению окопных свечей для воинов СВО.

В 2022–2023 годах отряд получил благодарности от детского дома № 4, Городского центра организации досуга детей и молодёжи, Управления по делам молодёжи Администрации города Хабаровска, администрации Индустриального района за активную работу, многолетнее участие в городских акциях, конкурсах волонтёров, сотрудничество с волонтерскими организациями, культурными и образовательными учреждениями.

Отряд «Теплые руки» считает, что волонтером может стать каждый независимо от возраста, пола и расовой принадлежности. Для этого достаточно лишь отыскать в себе немного доброты, сочувствия и отзывчивости.

На наш взгляд, волонтерская деятельность способствует развитию в личности будущего педагога таких фундаментальных ценностей, как нравственность, справедливость, гражданственность, честность, отзывчивость, милосердие.

Вот почему следует приобщать студентов к социально-значимой волонтерской деятельности, чтобы каждый из них чувствовал необходимость и желание на добровольной основе оказать помощь нуждающемуся в ней, проявить в этом инициативу и самостоятельность. Ведь именно такая деятельность станет для них мощным инструментом развития морально-этических и нравственных характеристик личности будущего специалиста [1, с. 80].

Литература:

  1. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56809182/.
  2. Репринцев А. В. Культурная антропология как методология профессионального воспитания будущего учителя / А. В. Репринцев // Проблемы профессионального воспитания будущего учителя: Теория и опыт: межвузовский сборник научных трудов. — Курск: Курский государственный педагогический университет, 2000. —14с
  3. Кенжаев, Ш. Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов / Ш. Х. Кенжаев. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 19–21. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/76/ (дата обращения: 03.03.2024).

Ключевые слова

дополнительное образование, детский дом, волонтерский отряд, патриотическая направленность, Хабаровский педагогический колледж, Индустриальный район
Задать вопрос