Технологическая карта урока «Деление суммы на число» (математика, 4-й класс) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.03.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Гущина, Е. В. Технологическая карта урока «Деление суммы на число» (математика, 4-й класс) / Е. В. Гущина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9066/ (дата обращения: 09.05.2024).


  1. Математика. 4 класс. В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева «Математика».
  2. Тема урока: Деление суммы на число.
  3. Цель: формировать у обучающихся умения делить сумму на число.
  4. Тип урока: открытие нового знания.
  5. Учитель: Гущина Елена Викторовна
  6. Задачи урока:

— формировать умение применять правило деления суммы на число, умение определять наиболее рациональный способ применения правила;

— развивать у обучающихся внимание, память, наблюдательность, умение обобщать, сравнивать, делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки в процессе фронтальной работы, групповой работы и работы индивидуально.

— способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

— самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

— самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях.

— определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Оборудование урока:

  1. ПК, мультимедийный проектор;
  2. презентация PowerPoint к уроку;
  3. учебник Рудницкой В. Г., Юдачёвой Т. В. «Математика» (4 класс, 2 часть);
  4. карточки с числами
  5. карточки для индивидуальной работы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Цель: включение в деловой ритм.

Создает условия для положительной мотивации учащихся.

— Ребята, вы заметили, что сегодня у нас необычный урок, сегодня вы не ученики, а курсанты военного отряда, и сегодня мы с вами будем проводить учебные сборы. Итак, начнем наши сборы!

— Рота, смирно! Товарищи курсанты, накануне дня памяти воинов-интернационалистов мы проводим учебные сборы. Цель наших учений: отрабатывать вычислительные навыки, тактику решения задач, закрепить изученное. Для выполнения поставленных целей взводу № 1 (1 ряд) занять свои позиции!

— Взводу № 2 (2 ряд) занять свои позиции!

— Взводу № 3 (3ряд) занять свои позиции!

— Кодовый номер наших учений число 15, она написано на доске. (Слайд 1)

— Почему

— Откройте свои боевые листы (тетради) и запишите кодовое число.

Настраиваются на работу-«открытие» нового знания.

Включаются в деловой ритм.

— Есть занять позиции! (1 ряд садится на свои места)

— Есть занять позиции! (2 ряд садится на свои места)

— Есть занять позиции! (3 ряд садится на свои места)

— 15 февраля день памяти о россиянах исполнявших служебный долг за пределами Отечества (отмечается с 2011 г.)

— 15 февраля 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. Новая памятная дата установлена чтобы напомнить об этом событии, а также в память о более 14 тысячах советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской войны. (Слайд 2)

учащиеся записывают число, классная работа

Личностные:

самоопределение к действию.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации.

— Итак перед нами карта следования по маршрутам с учебными заданиями. (Слайд № 2) Наша первая цель — это учебная стрельба, давайте проверим, кто из вас самый меткий и попадет в цель. Я буду диктовать вам сложные высказывания, а вы отмечайте истинные они или ложные :

1) если 24 делится на3 и на 4, то оно делится на7;

2) 50 делится на10 и на5;

3) 35 делится на7 или делится на 8;

4) 46:2=25 или 46:2=26;

5) если площадь квадрата 36 кв. см, то сторона квадрата — 6 см;

6) если поезд прошёл 120 км со скоростью 60 км/ч, то он был в пути 2 часа;

7) В сутках 12 часов или 36 часов;

8) Февраль — зимний и третий месяц зимы

Самопроверка анализ ошибок.

— Давайте проверим, кто у нас самый меткий?

— Все справились с этой целью, молодцы!

— Цель вторая — внимание! Мы с вами оказались на полигоне, какую геометрическую фигуру нам напоминает полигон? (Слайд № 4)

— Из скольких частей состоит наш полигон?

— Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять?

— Правильно, запишите в своих боевых листах (тетрадях) площадь этого полигона.

— Как нашел площадь первый взвод?

— Как нашел площадь второй взвод?

— А что получилось у третьего взвода?

— Можем ли мы между этими выражениями поставить знак равенства?

— Какое свойство записано?

— Как умножить сумму на число?

— Посмотрите пожалуйста на следующую фигуру, что нам известно и что нужно найти?

— Как найти длину прямоугольника?

— Запишите способ решения в свои боевые листы

(дети в тетрадях записывают ответы)

— Л

— И

— И

— Л

— И

— И

— Л

— И

Сверяют результаты с образцом, отмечают ошибочные ответы. (Слайд 3)

(отмечаем правильно выполнивших задания)

— прямоугольник

— из двух частей

— находить площадь полигона

— (дети записывают разные варианты нахождения площади (7 + 3)*5 = 50 кв.м

(7*5)+(3*5) = 50 кв.м

— (7 + 3)*5 = 50 кв.м

— (7*5)+(3*5) = 50 кв.м

— (7*5)+(3*5) = 50 кв.м

— можем

— распределительное свойство умножения

— чтобы умножить сумму на число надо первое слагаемое умножить на число, второе слагаемое умножить на число, затем сложить два полученных числа.

— известна площадь первого и второго прямоугольника и ширина, надо найти длину

— нужно площадь разделить на ширину

— (дети записывают (56+12):2 =34

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

логические — анализ объектов с целью выделения признаков

3. Выявление места и причины затруднений.

Цель: обеспечение мотивации и принятия цели учебно- познавательной деятельности.

— Курсанты, кто справился с этой задачей? У кого не получилось? На нашем маршруте возникли трудности! В чем же они заключаются?

— Сформулируйте нашу следующую учебную цель

— Из задачи вытекает тема нашего боевого задания. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

— В парах найдите правильный способ решения данной задачи. Запишите решение выражением

— Сделайте вывод, как сумму разделить на число?

— Давайте откроем учебники на странице 54 и проверим, правильно ли мы с вами рассуждаем

— Запишите решение этой задачи в общем виде, с помощью букв

— А теперь давайте запутаем противника и изменим данные нашего полигона. Придумайте и запишите одно числовое выражение к буквенной формуле

— Первый взвод, у кого что получилось?

— Второй взвод, а у вас что получилось?

— Третий взвод?

— Чем похожи все эти выражения?

— Молодцы! С целью улучшения физической подготовки встать на физминутку!

учащиеся поднимают руки

— сумма не делится

— как разделить сумму на число

— деление суммы на число

(Слайд № 6)

— (дети записывают (56+12):2 = 56:2+12:2 = 28+6+34

— нужно разделить каждое слагаемое на это число, а результаты сложить

— (читают правило)

— (а+в)*с = а:с+в:с

— (дети придумывают и записывают свои числовые выражения)

— (читают свои выражения)

— (читают свои выражения)

— (читают свои выражения)

— — делим каждое слагаемое на одинаковое число.

— (видео на доске).

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные:

принимать участие в общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать «открытие» детьми способа действий.

— Продолжаем наши учебные сборы, наша следующая цель — составление алгоритма деления сумы на число. Итак, наш первый шаг это:

— Давайте все откроем учебники на стр.54 и проверим справились ли мы с этой целью?

— 1 взвод — Первое слагаемое разделить на число

— 2 взвод — Второе слагаемое разделить на число

— 3 взвод — Полученные результаты сложить (Слайд 7)

— (открывают стр.54, читают правило)

Познавательные:

анализ, с целью выделения главного, доказательство, знакосимволические действия

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Личностные:

широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

— Молодцы, справились и с этой целью. А как вы думаете, для чего нам пригодится это правило?

— Ребята, наш радист принял телефонограмму с какими-то зашифрованными сигналами, следующая наша цель разгадать её, для этого нам надо выполнить № 5 на стр.54

— А теперь расположите ответы в порядке возрастания и вы получите зашифрованное слово.

— Какое слово получилось?

— Курсанты, требуется наша помощь, надо срочно доставить виноград в город, но прежде его нужно разложить по ящикам, для этого нам с вами нужно решить задачу № 9 на стр.55

— Для решения задач и выражений

— выполняют № 5 стр.54

34 — И

73 — Т

14 — Г

61 — Е

11 — М

7 — П

8 — О

12 — О

(по одному вывешивают числа на доску)

— ПОМОГИТЕ

(читают задачу, решает один у доски)

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

Общеучебные — умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные:

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

— Мы с вами справились со всеми трудностями и подходим к концу нашего испытания. У вас на партах лежат карточки со схемами, придумайте к схеме задачу и решите ее удобным способом.

— Что вам помогло решить эту задачу?

— Вот и подошли к концу наши учения, курсанты, в чем была главная задача наших учений?

— Мы справились с ней?

— (придумывают задачу и решают ее удобным способом)

— Алгоритм, свойство деления суммы на число.

— Научиться делить сумму на число

— Да

Познавательные:

Умение структурировать знания, осознанно строить речевые высказывания

Регулятивные:

контроль, коррекция, саморегуляция

Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической речью

Личностные:

Формирование первоначальной ориентации на оценку результатов собственной деятельности

7.Рефлексия учебной деятельности

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

— В конце наших учений у нас осталось еще одно маленькое боевое задание — это прыжки с парашютом. Дорогие курсанты, подводя наши сегодняшние сборы, оцените свои достижения в учениях, выберите на какое поле приземлится ваш парашют!

— Все поставленные перед нами цели были выполнены, за активное участие и хорошие результаты вам присваиваются высокие отметки (выставляются оценки за урок)

— Товарищи курсанты, благодарю за службу. Поздравляю всех с окончанием учений.

— Рота кругом! Из класса шагом марш!

(дети прикрепляют свои парашюты к выбранным надписям)

— «Урок полезен, всё понятно»

— «Лишь кое-что чуть-чуть не ясно»

— «Ещё придётся потрудиться»

— «Да, трудно всё-таки учиться»

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью высказывать свои мысли.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Задать вопрос