Урок-практикум «Ювелирное дело якутов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Семенова, Л. И. Урок-практикум «Ювелирное дело якутов» / Л. И. Семенова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9046/ (дата обращения: 27.04.2024).



https://crm.moluch.ru/media/files/messages/sendgridattachment/2051a9972b8c453494c87891c0a4b070.jpg

Цель: ознакомить учащихся одним из приемов нанесения чеканки при изготовлении наборного пояса — кур.

Задачи:

— привитие интереса к материальной культуре народа — саха.

— развитие устной речи.

— изготовление наборного пояса — кур, нанесением чеканки.

Оборудование: ноутбук, проектор для показа презентации.

Наглядность, оборудование: серьги, кольцо, пояс, эскизы образцов орнаментов, жестяные пластины, гвозди.

Организационная часть

Утуэ кунунэн! Олордубут! Каждый человек хочет быть, наверное, умным. Сильным, внимательным, красивым. Как же этого достичь? В древности люди очень просто решали этот вопрос. Если человек был умен, то его украшали совиными перьями, т. к. сова считалась самым умным существом. Если человек был сильным — то обычно имел талисман в виде медвежьего клыка. Потому что медведь — это символ силы. Если молодой охотник был умным, ловким, сильным и зорким, то его сравнивали с рысем и награждали амулетом с изображением этого смелого и ловкого животного. Таким образом, по талисману или амулету можно было охарактеризовать человека и заранее узнать о его способностях.

Постепенно люди стали забывать об этой традиции. А амулеты и талисманы превратились в украшения.

— какие украшения вы знаете?

— кто их делает?

— как называется занятие (ремесло)?

Значит, тема сегодняшнего урока «Ювелирное дело якутов». Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Предметы, сделанные мастером, относятся к области декоративно-прикладного искусства. Это вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день, часто не осознавая, что это произведения искусства.

2. Основной этап

Наборные пояса «кур» были привилегией состоятельных мужчин и женщин, их надевали во время многолюдных торжеств. Поверхность гравировалась геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых случаях встречались инициалы, год изготовления и зооморфные фигурки.Наиболее ценными считались пояса со сплошным серебряным набором. Основу обычных поясов составляла двухслойная ровдуга, пластинки и бляшка прикреплялись к ней с помощью заклепок, застежки были в виде крючков и пряжек.Мы попробуем изготовить пояс из подручного материала методом точечной чеканки. Сначала вспомним орнаменты, которые используются при изготовлении украшений (геометрические, растительные,зооморфные). Для отделки фона по рисунку с изнаночной стороны изделия давим гвоздем точечными линиями. Заготовки кладем на довольно мягкую поверхность, чтобы получились выпуклые рисунки.Отдельные части прикрепляем с помощью стиплера к материалу.

Рассказ учащихся.

Заключительная часть

Подведение итогов урока.

— что особенно понравилось на уроке?

— какое возникло желание?

Задание на дом: по выбору сделать эскиз ювелирного украшения, сделать украшение из подручного материала.

Задать вопрос