Сценарий урока в 11 классе на тему «Коммунизм не за горами!» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пенькова, Д. Э. Сценарий урока в 11 классе на тему «Коммунизм не за горами!» / Д. Э. Пенькова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2.1 (48.1). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/9029/ (дата обращения: 09.05.2024).



Планируемые результаты занятия предполагают, что учащиеся должны:

  1. Извлекать из политических документов и художественной литературы необходимую информацию, содержащую признаки понятия «коммунизм»;
  2. Уметь анализировать и сравнивать определения понятия «коммунизм», представленные в Программе Коммунистической партии Советского Союза 1961 г. и отрывке поэмы Семена Сорина «О времени и о себе»;
  3. Знать и уметь охарактеризовать понятие «коммунизм», которое формируется советским политическим руководством в период «оттепели».

Основные понятия, изучаемые на уроке: коммунизм.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: рабочие тетради, раздаточный материал.

Методы обучения: словесный, проблемно-поисковой.

Литература: Программа Коммунистической партии Советского Союза. 1961 г.; Сорин С. Лирическая поэма «О времени и о себе».

План урока:

  1. Что такое коммунизм в период «оттепели»?
  2. Какие особенности понятие «коммунизм» имеет в разных источниках (Программа Коммунистической партии Советского Союза. 1961 г. и отрывок из поэмы Семена Сорина «О времени и о себе»)?
  3. Что представляет собой понятие «коммунизм» в рамках курса истории?

Ход занятия

Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

Сообщение учителем новых знаний

Первый вопрос учебного занятия — «Что такое коммунизм?» — изучается на основе вступительной речи учителя об истории зарождения понятия (определение понятия «коммунизм» в марксистской концепции, определение понятия «военный коммунизм») и самостоятельной работы учеников с источниками (Программа Коммунистической партии Советского Союза 1961 г. и отрывок из поэмы Семена Сорина «О времени и о себе»).

Учитель: В рамках курса истории нам предстоит узнать важную тему для понимания происходящих в период «оттепели» политических и общественных процессов. Тема нашего урока звучит как «Коммунизм не за горами!». Коммунизм (от лат. communis — общий) — название ряда концепций, в основе которых лежит отрицание частной собственности. В марксистской концепции, созданной К. Марксом и Ф. Энгельсом, рабочий класс свергнет буржуазию, установив диктатуру пролетариата и осуществив переход к социализму, а затем, как высшей точке, коммунизму. Таким образом, коммунизм — высшая ступень развития человеческого общества, основанная на общественной собственности на средства производства и бесклассовости общества. В период Гражданской войны (1918–1921 гг.) советская власть вводит «военный коммунизм» — социально-экономическую политику, основой которой стала концентрация всех ресурсов в руках государства и замена товарно-денежных отношений на государственное распределение. Для того, чтобы понять, что же понималось под коммунизмом в годы «оттепели», мы рассмотрим несколько документов, в которых дается определение понятию «коммунизм». Для этого вам надо разделиться на 2 группы. Каждая группа получит по одному источнику. Вам необходимо его прочитать, понять и ответить на вопросы. Работа коллективная, поэтому после прочтения текста вы можете совещаться со своими одноклассниками из вашей группы. На работу отводится 10 минут.

Учитель раздает раздаточный материал и кратко дает характеристику каждому из источников.

Учитель: Группы получила по источнику. У каждой группы свой документ.

У первой группы — Программа Коммунистической партии Советского Союза 1961 г. Программа КПСС считалась основным документом коммунистической партии Советского союза, в котором содержались стратегические планы внешней и внутренней политики партии. Работа над созданием данной программы началась с середины 1958 г. Над написанием трудилось около 100 ученых и крупных специалистов под руководством секретаря ЦК Б. Н. Пономарева. В 1961 г. проект новой программы был представлен Н. С. Хрущеву и после внесения замечаний был одобрен президиумом ЦК и Центральным комитетом. Окончательно был принят на XXII съезде КПСС, проходящем с 17 по 31 октября 1961 г. В программе предусматривалось очень быстрое экономическое развитие СССР и построение коммунизма. Программа в этой редакции действовала вплоть до 1986 г.

У второй группы — отрывок из поэмы Семена Сорина «О времени и о себе» , опубликованной в № 1 советского молодежного популярного журнала «Юность» за 1960 г. Семен Григорьевич Сорин (1921–2000 гг.) — советский поэт и переводчик, участник Великой Отечественной войны. Автор нескольких сборников стихов, первый из которых — «Про любовь и ненависть» вышел в 1957 г. Лирическая поэма «О времени и о себе» — исповедь лирического героя о прожитой жизни и размышления о будущем.

Обучающиеся работают в группах, записывают ответы на вопросы.

Учитель: Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось.

Ответы обучающихся:

1 группа: согласно Программе КПСС 1961 г. «коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа».

Признаки коммунизма — бесклассовый общественный строй, всестороннее самоуправление, единая общенародная собственность на средства производства, социальное равенство, постоянно развивающаяся наука и техника, всеобщий достаток, всесторонне развитые и высокоорганизованные граждане.

Учитель просит записать определение в рабочие тетради.

Учитель: Теперь мы с вами знаем, как понимался коммунизм у правительства СССР в годы «оттепели». Необходимо подчеркнуть, что завершение построения коммунизма планировалось к 1980-м гг. Основной задачей ставилось создание материально-технической базы коммунизма. Таким образом, коммунистическая партия видела будущее страны в скором наступлении коммунизма. Теперь давайте узнаем, как воспринималось будущее на страницах журнала «Юность» и было ли оно связано с коммунизмом.

2 группа: согласно поэме Семена Сорина «О времени и о себе» люди в XXI веке будут жить при коммунизме. Будущее в понимании лирического героя — светлое время без проблем и трудностей. Признаки будущего — бесклассовость общества, всеобщий достаток и отсутствие денег, социальное равенство, автоматизация и роботизация производства, новые технические средства передвижения, научные открытия и покорение космоса.

Учитель: таким образом, мы видим, что в поэме Семена Сорина будущее неотделимо от понятия «коммунизм». Поэтому мы можем признаки будущего, представленные в поэме, связать с признаками коммунизма.

Учитель просит записать ответ в рабочие тетради.

Второй вопрос учебного занятия — «Какие особенности понятие «коммунизм» имеет в разных источниках?» — изучается на основе сравнения определений понятия «коммунизм» и его признаков из Программы Коммунистической партии Советского Союза 1961 г. и отрывка из поэмы Семена Сорина «О времени и о себе».

Учитель: Давайте теперь сравним, как видится коммунизм в двух документах.

Обучающиеся: И в поэме Семена Сорина, и в Программе партии будущее видится за наступлением коммунизма, имеющего общие черты, которые более детально раскрываются и дополняются в поэме Семена Сорина. Например, развитие науки и техники в поэме описано за счет покорения космоса и появления сверхскоростных средств передвижения.

Учитель: Такое дополнение связано с историческим контекстом времени. Например, покорение космоса становится популярной темой после достижений советской космической отрасли (первый полет человека в космос и пр.)

Учитель: Как мы видим, толкование понятия «коммунизм» в источниках схоже. Скажите, с чем это связано?

Обучающиеся: Схожесть в толковании понятия «коммунизм» связано с господством идеологии политической партии. СМИ в период «оттепели» проходили обязательный этап цензуры, поэтому в изданиях транслировалась официальная позиция партии.

Рефлексия.

Третий вопрос учебного занятия — «Что же представляет собой понятие «коммунизм»?» — изучается на этапе рефлексии. Ученики анализируют полученную информацию на уроке и составляют определение понятия «коммунизм».

Учитель: Составьте определение понятия коммунизм в вашем представлении, опираясь на источники, и запишите его к себе в рабочие тетради.

Обучающиеся: Коммунизм — общественный строй, часть представления о предстоящем будущем в период «оттепели», отличительной особенностью которого является отсутствие деления на классы, всеобщий достаток и отсутствие денежного эквивалента, социальное равенство, автоматизация и роботизация производства, развитие науки и техники в рамках покорения космоса и совершенствования технических средств передвижения.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами узнали, что такое коммунизм в представлении политического дискурса периода «оттепели». Это знание не только поможет вам при изучении данного периода, но при дальнейшем понимании процесса распада СССР.

Задать вопрос