Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (48) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.02.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Муратова, И. А. Организация и проведение предметной недели как формы внеурочной деятельности на примере ГОУ «Забайкальской краевой гимназии-интернат» / И. А. Муратова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 2 (48). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/266/8999/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор делится опытом проведения предметной недели русского языка и литературы, посвященной Году семьи «Моя семья — моё богатство» в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат».

Ключевые слова: предметная неделя, внеурочная деятельность, семья, ценности, воспитание, русский язык и литература.

Предметная неделя — это форма методической, учебной и внеурочной работы, которая объединяет разные виды мероприятий.

В новом ФГОС (2022 г.) закреплено значение внеурочной деятельности в образовании школьников. Цели внеурочной деятельности [1]:

– создать условия для развития личностных характеристик каждого ученика в процессе творческой коллективной деятельности;

– углубить и расширить знания обучающихся (за счет включения внепрограммного и расширения программного материала);

– способствовать формированию метапредметных универсальных способов учебной деятельности (путем выполнения творческих, исследовательских, проектных работ, не укладывающихся в рамки уроков);

– создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

– содействовать социализации, профориентации школьников.

Согласно ФГОС, приоритет не в том, чтобы ученик узнал много нового, а в том, чтобы он научился принимать решения, действовать, чувствовать. Также во ФГОС названы основные направления внеурочной деятельности, которые тесно взаимосвязаны с ее формами и видами. Это спорт и забота о здоровье, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие, духовно-нравственное и социальное направление. В общеинтеллектуальном направлении среди прочих форм и видов деятельности выделяют недели предметов.

Предметная неделя — «традиционная форма, позволяющая привлечь всех учеников к научно-познавательной и проектной деятельности в зависимости от их интересов и познавательных потребностей. Цели ее проведения — создать условия для развития интереса к предмету, расширения кругозора, развития личностных качеств обучающихся». Как правило, предметные недели проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями смежных предметов. Более эффективны межпредметные недели (цикл наук, экологические, краеведческие и др.), позволяющие развивать межпредметные знания и метапредметные компетенции. [2]

Неделя русского языка и литературы — это особая форма внеурочной деятельности. Она эффективна только в том случае, если работа ведется систематически.

2024 год в России объявлен Годом семьи. Семья, гордость за страну и историческая связь поколений — важные нравственные ценности. «Такое решение принято для популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей», — говорится в документе [3].

В январе 2024 года в ГОУ «Забайкальская краевая гимназия-интернат» прошла предметная неделя русского языка и литературы под девизом «Моя семья — моё богатство». Целью этого мероприятия было привлечение внимания всех педагогов и обучающихся гимназии к вопросам, связанным с пониманием роли семьи в современном обществе. В гимназии всегда говорилось о важности сохранения семейных ценностей, о формировании человека и роли семьи в этом становлении, о том, что традиционно семья — главный социальный институт воспитания и то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В рамках этого мероприятия было задействовано около 350 обучающихся.

Начало неделе «Моя семья — моё богатство» было дано в радиоэфире, во время которого прозвучала информация о начавшемся Годе семьи, читались красивые стихи, был предложен план проведения мероприятий.

К открытию недели были оформлены стенды, посвящённые этой теме. В течение недели обучающиеся гимназии могли познакомиться с информацией «Семейные традиции», где очень подробно рассказывалось о нормах, манерах поведения, обычаях и взглядах, которые передаются из поколения в поколение. Информация, предложенная на другом стенде, давала возможность узнать, что семь из десяти россиян считают крепкую семью наиболее важной ценностью, а также прочитать красивые и трогательные стихи о семейных ценностях и семейном счастье Э. Асадова, В. Берестова, С. Михалкова и других замечательных поэтов, познакомиться с высказываниями о семье выдающихся деятелей педагогики и искусства.

В первый день предметной недели во всех классах прошел уже ставший традиционным в гимназии Тотальный диктант. Для его проведения на каждую параллель были подобраны тексты, рассказывающие о том, что такое семья, о её роли в формировании личности, о взаимоотношениях в семье и семейных ценностях. Эта работа позволила школьникам не только проверить свою орфографическую и пунктуационную грамотность, но и, прежде всего, задуматься над этими вопросами. В Тотальном диктанте приняло участие 347 учащихся 5–11 классов, из них 68 получили отметку «5», а 144 — отметку «4».

В конкурсе «Король и королева письма» обучающимся 5–8-х классов были даны словарные диктанты тематической группы «Семья». С учётом возраста обучающимся были предложены следующие слова: молодое поколение, родословная, семейные ценности, ответственность, священный долг, забота, генеалогия и многие другие. Из 201 обучающегося, принимавшего участие в конкурсе, 48 получили отметку «5».

На уроках русского языка и литературы ребятам 9–11-х классов необходимо было написать творческую работу — сочинение — рассуждение на основе прочитанного текста. Это задание в формате экзаменационных сочинений: сочинение на основе прочитанного текста художественного и публицистического стиля — 10–11-е классы, сочинение 13.2, 13.3–9 класс. Учащиеся 10–11-х классов, анализируя предложенные тексты, выявляли в них проблемы, поставленные авторами: определение роли семьи в жизни человека, главные задачи родителей в воспитании детей, преодоление жизненных трудностей, отношение к родному дому, формирование самостоятельности у ребят разного возраста и др. Затруднений в выявлении позиции авторов тестов у учащихся также не было. Школьники писали о том, что семья оказывает большое влияние на жизнь человека, ведь именно в ней формируется базовая система ценностей, нравственные качества и основа, фундамент того, чего человек в результате сумеет достичь в жизни. Авторы сочинений отмечали, что самостоятельность формируется в семье, когда родители дают возможность детям делать что-то самим, поощряют самостоятельные занятия, а память о прошлом поддерживает человека, если он оказывается в трудной жизненной ситуации. Выпускники 9-го класса, выполняя творческое задание, писали, как они понимают роль родителей в воспитании личности, приводили в качестве примеров аргументы из предложенных текстов и текстов художественной литературы, а также личные наблюдения. 25 лучших сочинений были оценены учителями-словесниками отметкой «5».

Тема семьи всегда находит своё отражение в литературе и искусстве. И поэтому в рамках недели русского языка и литературы прошли и литературные странички под названием «Образ семьи в древнерусской литературе», «Образ семьи в литературе 19 века», «Образ семьи в литературе 20 века» и «Образ семьи в живописи». Подобрав материал по данным темам, используя подготовленные презентации, учащиеся разных классов знакомили ребят с тем, как представлен образ семьи в литературе и живописи. Так, например, учащиеся 9-го класса познакомили с картинами Сергея Зарянко, автора мастерски исполненных портретов своих современников, знатных особ, с картинами «На террасе», «Утро» Бориса Кустодиева, «Семейный портрет» Фёдора Толстого, «Семья художника» Ивана Глазунова, «Опять двойка» Фёдора Решетникова. Каждая картина, которую видели учащиеся, наполнена глубоким смыслом. «Образ семьи в литературе» тоже не оставил никого равнодушным. Учащиеся 11-х классов рассказали о некоторых произведениях древнерусской литературы, в которых представлена заявленная тема. Звучали отрывки из произведений «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве» и др. «Отцы и дети» И. Тургенева, «Война и мир» и «Детство» Л. Толстого, «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конь с розовой гривой» В. Астафьева и другие произведения звучали в данных проектах. Эта работа, по мнению многих выпускников, помогла им вспомнить и обобщить материал по изученным ранее произведениям, что, несомненно, важно перед предстоящими экзаменами.

Традиционно в гимназии проходит и конкурс «Лучшая ученическая тетрадь». Жюри конкурса выделило 53 лучшие ученические тетради учащихся 5–8-х классов.

Учащиеся 8-х классов пополнили высказывания известных педагогов, ученых, общественных деятелей и людей искусства о семье высказываниями педагогов школы. Для этого был запущен опрос, в котором учителя гимназии предложили своё мнение по темам предметной недели.

Ярким получилось и заключительное мероприятие недели «Моя семья — моё богатство». Около 50-ти учащихся разных классов и учителя гимназии присутствовали на нём. Были подведены итоги, дипломами, грамотами и благодарственными письмами были отмечены учащиеся, принявшие активное участие в мероприятиях. Звучало поэтическое слово. Тема семьи находит своё не только в литературе и живописи, но и в музыке, поэтому финальным аккордом прозвучал «Гимн семье» И. Резника.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеурочные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Внеурочная деятельность является одной из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Организованная и целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО. 2022 г
  2. Ривкин Е. Ю. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы. Администратор образования. — 2012. — № 20. С. 75–84
  3. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года семьи» от 22 ноября 2023г. № 875.
Задать вопрос